Что происходит с МВА

Дата публикации 20.07.2009

Пожалуй, не осталось ни одной организации, которая не ощутила бы на себе влияние кризиса. Бизнес-школы не стали исключением, и они довольно быстро отреагировали на новые изменившиеся условия. Смогут ли поступающие рассчитывать на кредиты и как обстоят дела с работой у выпускников МВА? Об этом и не только нам рассказал заместитель декана и региональный директор по Европе и России бизнес-школы Fuqua School of Business университета Duke Дэниел Нэги.

Влияние кризиса на бизнес-школы

Как мы уже писали ранее, число желающих поступить в бизнес-школы не уменьшилось, а наоборот, увеличилось. По словам Дэниела Нэги, число заявок в Duke выросло на 20% в прошлом году и еще на 20% в этом году. То есть на 400 вакантных мест теперь приходится 3500 заявок, хотя раньше их количество колебалось в пределах 2700-2800. К сожалению, для желающих поступить в бизнес-школу это означает, что пройти конкурс будет еще сложнее.

Спрос увеличился на программы full-time МВА, а на еxecutive МВА и part-time МВА, напротив, снизился. И это общая тенденция для всех школ. По словам Дэниела Нэги, ни одна из школ, с которой ему довелось пообщаться, не может похвастаться тем, что число заявок на part-time МВА осталось хотя бы на прежнем уровне. Отчасти он объясняет это тем, что кредитный кризис усложнил процесс получения займов, деньги сейчас достать очень тяжело. Отчасти снижается спрос на executive МВА и part-time МВА из-за того, что люди боятся «отлучаться» со своих рабочих мест, ведь это может привести к потере работы.

По мнению Дэниела Нэги, число студентов из других стран в американских бизнес-школах снизилось из-за того, что получить визу непросто, к тому же многие школы приостановили программы кредитования будущих студентов. Фактически у бизнес-школы Duke подобная программа не работала с октября 2008 года по май 2009 года. Однако сейчас она снова действует, и российские студенты могут получить образовательный кредит под 7-8% годовых - это более привлекательные условия, чем те, что могут предложить российские банки.

С началом кризиса бизнес-школам стали ставить в вину, что они не тому учили своих студентов. Сейчас учебные заведения вносят коррективы в свои учебные планы в соответствии с требованиями времени. Дэниел Нэги говорит, что в Duke большое внимание уделяется изучению того, как произошел кризис, как компании справляются с ним, как ситуация будет развиваться в будущем. В то же время школа известна кастомизацией executive education, созданием коротких курсов и специальных программ для компаний, помогающих найти выход из кризиса, управлять драматическими изменениями и меняться к лучшему.

В частности, Duke сейчас работает над запуском двух крупных проектов с российскими компаниями, которые могут начаться уже в августе. К сожалению, Дэниел Нэги пока не может предать гласности их имена. Пока он говорит лишь, что это программы для среднего и высшего менеджмента. Одна из компаний хочет изменить к лучшему корпоративную культуру, чтобы использовать новые возможности, выйти из кризиса, выйти на новые рынка. Вторая компания хочет научиться управлять изменениями, адаптироваться к ним, научить своих менеджеров быть более креативными и создавать инновации.

Что ждет нынешних выпускников МВА

По мнению Дэниела Нэги, нынешним выпускникам МВА по всему миру придется иметь дело с худшим рынком труда, вероятно, за последние 20 лет. Но ситуацию пока нельзя назвать катастрофичной. Дело вовсе не в том, что выпускники с дипломами МВА не могут найти работу, но если раньше они рассматривали по нескольку предложений от потенциальных работодателей, прежде чем принять окончательное решение, то сегодня они соглашаются на первое поступившее предложение. Речь идет не о какой-то конкретной школе, это общая тенденция.

А вот зарплаты выпускников МВА, говорит заместитель декана школы Duke, немного подросли. Большинство ведущих бизнес-школ отмечают рост заработных плат на 2-3%. Это незначительный рост, но то, что он все же есть, несомненно, хорошая новость.

В качестве одной из самых значительных тенденций Дэниел Нэги называет то, что целые сектора на рынке труда исчезли в одночасье. Например, инвестиционный банкинг. Lehman Brothers, Bear Stearns - этих компаний больше не существует. Если ранее в инвестиционный сектор уходили 25% студентов класса, но в этом году - лишь 9%. Но все же банки и хедж-фонды продолжают нанимать выпускников МВА, пусть и в меньших объемах.

Состав топ-40 компаний, нанимающих выпускников бизнес-школы Duke, за год претерпел значительные изменения. Кто сейчас нанимает обладателей дипломов МВА? Прежде всего, это консалтинговые фирмы, в особенности те, кто специализируется в сфере стратегического консалтинга - McKinsey, Boston Consulting Group, Bain & Company. По оценкам Нэги, в консалтинг пойдет треть класса Duke. Также нанимают студентов фармацевтические компании, чье положение достаточно стабильно, и крупные игроки FMCG - Eli Lilli, Johnson&Johnson, Procter & Gamble. Среди перспективных работодателей также фигурируют некоторые технологические компании, такие как Microsoft и Google.

МВА в будущем

Никто не может в точности сказать, как бизнес-образование изменится в будущем, говорит Дэниел Нэги, что не мешает ему делиться некоторыми предположениями. Например, слушатели МВА, по его мнению, будут более пристально изучать учебные планы на предмет их адекватности новому меняющемуся миру. Во время последнего экономического спада многие говорили, что образование МВА устарело, утратило привлекательность. Но образование МВА пережило спад, став более сильным. Если на некоторые позиции ранее работодатели готовы были рассматривать выпускников университетов, но сейчас они требуют наличия у кандидатов степени МВА.

Заместитель декана бизнес-школы Duke также считает, что в ближайшие годы получать МВА отправятся инженеры и специалисты в сфере технологий, потому что осознают необходимость развивать свои управленческие качества. Из хороших специалистов они захотят превратиться в хороших менеджеров.

МВА будет становиться все более глобальным. Именно поэтому бизнес-школа Duke видит свое будущее в странах БРИК и в особенности в России. Школа и раньше успешно вела рекрутинг студентов среди россиян, но сейчас открыла российский офис и удвоила усилия и в том, что касается привлечения студентов, и в работе с компаниями.

«Мы считаем Россию очень большим рынком для такого рода проектов, - говорит Дэниел Нэги. - Здесь много компаний, которые становятся глобальными, выходят на рынки за пределами России. Они хотят научиться вести бизнес и строить партнерство с различными культурами. Мы видим рынок с большим потенциалом».    

Комментарии Фейсбук Вконтакте