Число корпоративных образовательных программ растет на 10% в год

Дата публикации

Сотрудничество бизнес-школ и компаний расширяется - число корпоративных программ за год выросло на 10%. Большинство работодателей рассматривают обучение как возможность повысить лояльность сотрудников. По данным Анны Рубальской, руководителя проекта begin.ru, посвященного бизнес-образованию, в России специальные корпоративные программы по стандартам МВА разрабатывают примерно 20 бизнес-школ (около четверти от общего количества). Количество программ, предлагаемых школами предприятиям, увеличивается на 10% в год.
Взаимопонимание крепнет
Петербургские бизнес-школы следуют в русле общих тенденций. В ВЭШ объем корпоративных программ в общем объеме работ за год вырос с 30% до 40% , в ИМИСП - с 20% до 30 - 35%, в Стокгольмской школе экономики в Петербурге - на 30 - 40%. В школе "ЛЭТИ-Лованиум" на корпоративные программы приходится 50% доходов.
По словам Дмитрия Павлова, директора по маркетингу ИМИСП, если раньше на обучение выделялось 3 - 3,5% бюджета компаний, теперь эта цифра "стремится к 10%". Павлов отмечает, что клиенты стали формулировать технологические задания четче. "При этом они опираются на собственную стратегию развития персонала", - говорит он. ИМИСП подготовил долгосрочные программы для петербургского офиса Motorola и компании "Сварог".
Валентин Галенко, проректор СПбГУЭФ по дополнительному образованию и директор Высшей экономической школы при Санкт-Петербургском университете экономики и финансов, подтверждает, что с "компаниями стало легче разговаривать".

Дорого и долго

Людмила Мургулец, вице-президент Стокгольмской школы экономики в Петербурге, подразделяет заказы на три категории: тренинги в соответствии с актуальными задачами, корпоративные программы МВА и корпоративные университеты.
Иногда школы просто приспосабливают стандартные модули своих открытых программ к специфике конкретной компании, добавляя какие-то темы. Есть, напротив, долгосрочные программы - как, например, МВА- "Газпром" в ИМИСП. Ее подготовке предшествовал кадровый аудит, затем разрабатывался индивидуализированный план обучения.
Ассоциация "Хлебопеки Санкт-Петербурга" заказала в Высшей экономической школе программу повышения квалификации для руководителей входящих в нее предприятий. Александр Зорин, исполнительный директор ассоциации, говорит, что упор был сделан на маркетинг, финансовый и управленческий учет, в меньшей степени - на управление персоналом. По словам Зорина, стандартные программы не учитывают в процессе обучения особенности отрасли и поэтому менее эффективны.

Секретов нет

По мнению Анны Рубальской, руководителя проекта begin.ru, плюсы корпоративных программ - это возможность рассматривать на занятиях конкретные ситуации в компании и работа с преподавателями как с консультантами. "Такое не всегда возможно, когда в одной аудитории с тобой сидит представитель твоих прямых конкурентов, - не факт, что кто-то захочет делиться своими проблемами и секретами", - говорит она. К тому же некоторые бизнес-школы ограничивают количество слушателей программ из одной компании. Например, в ИМИСП рекомендуют направлять в одну группу не более пяти сотрудников одной компании.
Дистрибьютор алкогольных напитков "Сварог" заказал ИМИСП программу повышения квалификации для менеджеров. По словам Инны Козловой, начальника отдела персонала "Сварога", в группе учатся 25 человек, продолжительность программы - девять месяцев. Затраты "Сварога" на эту программу - более $70 000. По ее мнению, именно специально разработанные для предприятия учебные программы позволяют максимально эффективно подготовить менеджеров среднего звена, поскольку носят прикладной характер. А гендиректор и директор по маркетингу "Сварога" обучаются по программе МВА, которая дает разностороннее бизнес-образование.

Привязать сотрудника

По мнению Рубальской, большинство МВА рассматривают диплом как двигатель карьеры независимо от того, открытые это программы или корпоративные.
Директор по управлению персоналом концерна "Силовые машины" Олег Петров полагает, что получение диплома МВА выгодно в первую очередь дипломантам, которые могут покинуть компанию, если не получат повышения. Правда, диплом сам по себе еще не гарантирует, что его обладатель - специалист действительно высокого уровня, говорит Петров. Это связано с тем, что программы МВА в России дают обширные, но неспециализированные знания, у нас же в первую очередь требуется знание специфики отрасли. Петров отмечает, что от ухода повысившего квалификацию сотрудника компании могут застраховаться, подписав договоры на обучение, по которым студенты будут обязаны какое-то время проработать в компании.
В компании "Сварог" с выпускниками корпоративной программы "Менеджер" заключают договоры, по которым выпускники должны отработать в "Свароге" год. Если же выпускник увольняется из компании раньше этого срока, он обязан оплатить обучение. Козлова отмечает, что в компаниях, активно проводящих обучение сотрудников, довольно часто прибегают к таким мерам. Правда, это не панацея от потери сотрудника, говорит она. Повышение гарантировано не всем слушателям программы, и кто-то все равно уйдет. "Дело здесь в корпоративной культуре и жизненных обстоятельствах", - считает она.
Директор бизнес-школы "ЛЭТИ-Лованиум" Александр Янчевский говорит, что в их школе практика договоров на обучение распространена. Однако эффективность таких договоров может быть поставлена под сомнение. "В первую очередь это все основано на этике", - уверен Янчевский. Один из выпускников, заключивший подобный договор с компанией-работодателем, получил предложение перейти в другую компанию, которая компенсировала первому работодателю стоимость обучения.
В "Газпроме" также существует практика заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам, в которых прописаны обязательства работника возместить работодателю часть суммы, затраченной на его обучение, в случае ухода из компании. "Мы считаем это актуальным, так как стоимость ряда программ значительна. Но данная практика не применяется в отношении программы MBA- "Газпром", так как факторы возможного карьерного роста и мотивации слушателей подробно рассматриваются на стадии формирования группы", - говорит Андрей Балобин, начальник отдела подготовки и повышения квалификации управления кадров и социального развития "Газпрома".
Согласно исследованиям begin.ru, около 45% опрошенных слушателей открытых программ МВА хотят после получения диплома сменить работу. Помощь от компаний слушатели открытых программ получают лишь в 22% случаев, а остальные 78% студентов платят за обучение сами.
Крупным компаниям, в которых есть пространство для карьерного роста, проще застраховать себя от ухода сотрудников. "Если места для роста нет, велика опасность потерять сотрудников, рыночная стоимость которых после получения диплома МВА, безусловно, возрастает", - отмечает Рубальская. По ее словам, корпоративная программа привязывает сотрудника если не к предприятию, то к отрасли. К тому же сотрудники понимают, что в них инвестируют, и стараются эти инвестиции оправдать.
Директор рекрутинговой фирмы "АНКОР-Петербург" Наталья Ганина считает, что корпоративная программа действительно может удержать сотрудника. Однако только в том случае, когда и сотрудник, и компания четко представляют себе дальнейшие перспективы.
В "Газпроме" корпоративную программу рассматривают как один из способов мотивации персонала. По словам Андрея Балобина, она позиционируется среди персонала "Газпрома" как подготовка руководителей высшего звена. "Сотрудники понимают, что, получив диплом по программе МВА- "Газпром", они скорее всего получат повышение в должности, и стараются своей работой доказать, что достойны попасть в состав следующей группы", - говорит Балобин.
Помимо диплома МВА государственного образца студенты получают и диплом МВА- "Газпром" за подписью ректора ИМИСП и председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. По словам Балобина, этот диплом имеет большую ценность внутри компании и мотивирует сотрудника на дальнейший карьерный рост в рамках компании.

Европа жаждет знаний

В начале осени газета Financial Times и Monitor Group (группа аудиторских, консалтинговых и обучающих компаний) провели исследование бизнес-образования в Европе с корпоративной точки зрения. Это был интерактивный опрос, подкрепленный глубокими интервью с более чем 50 европейскими компаниями из финансового, промышленного, IT-секторов и консалтинга. Исследователи пытались разграничить частное обучение сотрудников компании и управленческое обучение, т. е. образовательные программы стратегического уровня. Больше всего их порадовало, что при суровом экономическом климате компании по-прежнему вкладываются в образование управленческого персонала. В среднем опрошенные компании тратили по $6375 на одного обучаемого в год. Около 42% опрошенных уже обзавелись корпоративным университетом, а еще 12% планируют сделать это в ближайшие год-два. Более того, 55% компаний заявили, что за последние три года их бюджеты на обучение управленцев росли. Однако те же компании сократили на 20% число программ для топ-менеджмента. Похоже, в ближайшие три года эта тенденция сохранится: 45% ожидают роста бюджета, а количество программ для топ-менеджеров сократится на 16%. Именно способность создавать такие программы опрошенные компании назвали главным фактором при выборе провайдера образовательных услуг. По данным опроса, 76% компаний ищут предложения, которые будут ориентированы на их специфический бизнес и их отрасль экономики. Важна и возможность непосредственно применять навыки, полученные в учебе, к собственному бизнесу, считают 74% опрошенных. Планы по обучению стратегического персонала есть у 90% опрошенных. Те, кто таких планов не имеет, объясняют это недостатком времени или ограниченными финансовыми возможностями, пишут "Ведомости".

Комментарии Фейсбук Вконтакте