МВА: Великая китайская цена

Дата публикации

В поисках подходящей программы МВА 32-летний чилиец Луис Авила Фернандес (Luis Avila Fernandez) поглядел на восток и увидел  ровно то, что хотел. Мощный экономический рост, и сильнейшая  потребность в опытных менеджерах – такого не упустит ни один хороший бизнесмен.

Но первое знакомство с Китаем, с его сложным языком и своеобразной культурой, вызывает, как правило, смешанные чувства.

рограмма МВА для англоговорящих студентов в университете Гонконга показалась Фернандесу компромиссом. «Ни одна книга, ни один преподаватель на Западе не сможет рассказать вам о Китае – чтобы понять это чудесное место, надо видеть, слышать, осязать его, чувствовать его вкусы и запахи», - уверяет чилиец.

Перспектива больших рынков, низких цен и бурно развивающейся экономики привлекает иностранцев на китайские программы МВА – теперь их здесь более 11 тыс. В одном только Шанхае за последние 5 лет количество заявок от иностранцев увеличилось вчетверо, отмечает Шанхайский комитет по образованию.

Наибольшей привлекательностью для желающих учиться за границей всегда обладали США. Но ужесточение визового режима после 11 сентября и появление качественных альтернатив в других странах ведет к тому, что Америка постепенно лишается лидерства, а заодно и тех $12 млрд, которые иностранные студенты тратят в Штатах ежегодно.

«Все больше студентов обнаруживают, что им совсем необязательно ехать в США за вторым образованием – утверждает Пегги Блументаль (Peggy Blumenthal), испольнительный вице-президент Института международного образования, американской некоммерческой организации, отслеживающий мировые тенденции образования. -  Необходимое образование – часто за меньшие деньги – можно получить ближе к дому».

Эти слова в полной мере относятся к жителям азиатских стран. Около 70% учащихся в Китае приехали из соседних государств. Но в то же время 30% приезжают в основном с Запада – и тут львиная доля приходится на США.

Для большинства американцев это суровое испытание: 14-часовой перелет и обустройство в среде, где, казалось бы, все - язык, культура, история – препятствует адаптации. Зачем же тогда ехать в Китай?

Ответ простой: высокая динамика китайской экономики и, как следствие,  впечатляющий экономический рост – около 10% в год.

Это служит достаточной мотивацией для американки Сьюзен Чао (Susan Chao), сотрудницы журнала Elle. «Я планирую и дальше работать в Китае – так что надо делать первый шаг», - объясняет свое решение Чао, живущая в данный момент в Тайване. Сейчас она учится в китайской школе CEIBS  по программе Executive MBA, разработанной специально для тех, кто уже начал делать карьеру. «Правда, перед каждым занятием приходится выдерживать четырехчасовой перелет из Тайваня в Шанхай», - говорит Чао.

Это не единичный случай.  В калифорнийской Marshall School of Business насчитывается 16 учащихся, вынужденных летать на занятия в Шанхай, причем некоторые приезжают из самой Калифорнии. В следующем году таких студентов станет еще больше – но никто не жалуется. «Сегодня Китай – лучшее в мире место для бизнеса. А где еще рассказывать о Китае, как не в Шанхае?» - говорит Джон Ван Флит  (John Van Fleet), директор программы школы.

В свою очередь, китайские бизнес-школы изо всех сил стараются «заманивать» иностранцев. Так, шанхайская Cheung Kong School of Business выделяет для иностранцев 10 полных стипендий. Другая школа, CEIBS, чтобы привлечь гостей, готова даже предъявлять к ним более мягкие требования при поступлении – в том числе речь идет и о GMAT.

По мнению Рольфа Кримера (Rolf Cremer), декана CEIBS, тот факт, что иностранцы предпочитают Китай США или Европе, говорит только об их дальновидности.

«Иностранцы, стремящиеся на китайский рынок, может и недобирают баллов, зато привносят разнообразие, профессиональные опыт и зрелость», - считает Кример. А ведь именно этих качеств не хватает Китаю, чтобы создать программу МВА мирового уровня.  

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте