Из Шотландии с любовью

Дата публикации

Ж. – Претендовать на получение Chevening Award, по мнению Британского министерства иностранных дел, могут люди с ярко выраженными лидерскими качествами, талантливые управленцы, желающие сделать очередной скачек в своей карьере.  Насколько трудным был ваш путь к победе?
А.А. – Конкуренция среди претендентов действительно была очень высока. По оценкам Посольства Соединенного Королевства в 2003 году  более 800 наших соотечественников практически из всех регионов России  претендовали на победу в программе Chevening. Отбор проходил в несколько этапов и я  отчетливо представлял,  что мои потенциальные соперники не просто хорошо одетые и умные ребята, свободно говорящие по-английски… В большинстве это были успешные топ-менеджеры самых крупных и влиятельных  в России компаний таких, как Газпром, ТНК, РАО ЕЭС, Ингосстрах и др. Почему победил я?! Что именно произвело впечатление на Отборочный комитет - не знаю… Умные люди говорят, что везение – это постоянная готовность воспользоваться предоставляющимся тебе шансом…Поэтому, будем  считать, что мне просто повезло.
Ж. – Алексей Анатолиевич, получить награду Британского правительства и возможность повысить свой профессиональный уровень в одном из лучших университетов Великобритании безусловно почетно и престижно. Расскажите немного о себе. Как складывалось развитие вашей карьеры в последние годы?
А.С. – Так случилось, что профессиональная деятельность всегда играла в моей жизни очень важное значение. Работать я начал когда мне было лет 20. Первым местом работы было Агентство  территориального экономического развития. Работа в основном состояла в разработке бизнес-планов. Потребность в такого рода услугах на рынке была очень высока, а вот делать качественные бизнес-планы в соответствии с мировыми стандартами могли далеко не многие. Работать приходилось много, однако мне это очень нравилось – работа приносила не только материальное, но и моральное удовлетворение- некоторые из написанных нами бизнес-планов получили реальное воплощение. Нашлись инвесторы, проекты  были профинансированы  и превратились в весьма успешные коммерческие предприятия многие из которых действуют и до сих пор (самый яркий пример – разработка бизнес-плана для одной из первых в Ростове частных автобусных компаний – АТП-3 Траннсервис /автобусы Ака-банк/). Следующей “вехой” карьерного становления для меня стала работа в филиале известной немецкой консалтинговой компании, которая выполняла в Ростовской области один из проектов Тасис. Собственно это был профессиональный консалтинг,  который осуществлялся совместно российскими и европейскими экспертами числе которых был и ваш покорный слуга.
Ж. – То есть бизнес-консалтинг стал отправной точкой в вашей карьере?
А.С. – В принципе можно сказать и так. Хотя я  понимаю, что звучит это несколько нелогично: на Западе консалтингом обычно занимаются  уже состоявшиеся  профессионалы, люди по несколько лет проработавшие в определенных отраслях экономики, причем добившиеся значительных успехов. Однако, в моем случае получилось по-другому – сначала была работа в области бизнес-консультирования, уже потом это как-то переросло в желание заниматься практической управленческой деятельностью. Тем ни менее я считаю, что работа в консалтинге было очень полезна – она помогла мне увидеть самые “больные точки” большинства региональных компаний, понять какие проблемы в управлении бизнесом представляются нашим менеджерам самыми сложными. Это понимание очень пригодилось мне впоследствии... Дальше были почти 3 года работы в Торгово-промышленной палате Ростовской области. Вот где работать было по-настоящему интересно и увлекательно. Делегации иностранных предпринимателей, международные выставки, поездки, настоящие пресс-конференции – это лишь малая доля того с чем приходилось сталкиваться на этой работе. Тем ни менее самым ценным было другое – возможность лично познакомиться с самыми видными представителями предпринимательского сообщества Ростова и области, увидеть чем и как живут руководимые ими компании. Где еще как ни в ТПП можно увидеть и понять “секреты” общения регионального бизнес-сообщества  с представителями органов власти? Вообще, я думаю, что “школа ТПП”  - это один из лучших вариантов профориентации в Ростове. Если родители-бизнесмены ломают голову куда бы на первое время пристроить  своих отпрысков, чтобы те набрались ума-разума, то мой им совет -ТПП – самый идеальный вариант, уж поверьте … 
Ж. - И все же что заставило Вас понять, что менеджмент – это ваше призвание? Какие с вашей точки зрения качества необходимы чтобы стать успешным руководителем?
А.С. – Трудно сказать…Возможно здесь сыграл свою роль один из важных элементов развития – закон  отрицания. Наблюдая за тем как свои или чужие руководители принимали те или иные управленческие решения  я мысленно соглашался или спорил с ними, иногда говорил сам себе: “а я бы в этой ситуации поступил совершенно по-другому…”. Самое интересное, когда через какое-то время понимаешь какое из возможных решений на самом деле было самым оптимальным, самым удачным. В менеджменте почти все в конечном итоге можно оценить с точки зрения фактических показателей твоей деятельности. Малейшая недоработка, невнимание, неправильно выстроенные отношения, а порой даже неправильно построенная фраза способны оказать прямое влияние на  финансовые параметры твоего предприятия. Ну и конечно же самое главное- это ЛЮДИ! Это трудно объяснить в двух словах, но для того чтобы состояться как руководитель безусловно необходимо иметь определенный жизненный опыт. Хотя  и это не самое главное. Необходимо каждый божий день находить разумный компромисс между интересами дела и интересами живых людей. При этом людей (в не зависимости кто они – твои клиенты, сотрудники) нужно любить. Любить, уважать, получать удовольствие от общения с самыми разными людьми и при этом уметь вложить в их головы желание решать поставленные задачи, добиваться общей цели, работать с душой. Не даром ведь один из идеологов современного управления Питер Друкер говорил, что менеджмент – это одновременно и наука, и искусство. Ну разве после всего этого руководитель – это не самая интересная профессия?
Ж. - Где началась ваша карьера управленца?
А.С. - Первым крупным предприятием где я начал работать на достаточно высокой управленческой должности был проектный институт “Ростовгипрошахт” – в прошлом один из самых известных проектных институтов угольной индустрии СССР. Предприятие  находилось  в стадии банкротства и предстояло сделать очень много, чтобы “выйти  из процедуры “с минимальными потерями, сохранить потенциал и коллектив…. Я принял предложение новых собственников предприятия и начал работать в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам. Проработав в “Ростовгипрошахте” два года я получил следующее предложение – возглавить одно из молодых и динамично развивающихся предприятий нашего холдинга – компанию “Шахтинвест”. Новая должность оказалась еще более интересной и масштабной. Предстояло получить финансирование для строительства мини-завода по производству щебня и других строительных материалов из отходов угледобычи. На сегодняшний день  поставленная задача практически полностью выполнена – завод построен и даст первую продукцию уже через несколько недель. Но это только первый шаг – впереди проекты связанные с производством пенобетона, мрамора и гранита, многих других. строительных материалов. Было очень здорово окунуться в реальную производственную деятельность. За это время я очень многое понял и многому научился.
Ж. - И что, Алексей Анатолиевич, не жалко будет бросать управление таким перспективным бизнесом и уезжать в “солнечную Шотладнию”?
А.С. - Конечно же жалко. После того как столько времени и сил было отдано этому проекту – очень жалко. Хотя если серьезно это лишь вопрос т.н. “альтернативных возможностей”. Кто-то из российских премьер-министров однажды сказал: “у настоящего менеджера – есть только один наркотик –масштаб принимаемых решений…”. Поэтому я думаю, что получение степени MBA в британской бизнесс-школе открывает принципиально новые карьерные перспективы уже на международном уровне. По сути – это возможность работать в руководящих органах российских или западных компаний название которых знают во всем мире.
Ж. – Вы упомянули свою деятельность в сфере  арбитражного управления. Насколько  работа в сфере банкротства оказалась Вам полезной?
А.С. – Честно говоря, этот опыт был просто неоценим. Ни в одной книге вы никогда не найдете приемы и ситуации с которыми приходится сталкиваться действующим арбитражным управляющим. Я сам неоднократно видел как в руках опытных юристов фундаментальные основы гражданского законодательства “преломлялись” настолько сильно, что даже сами законотворцы вряд ли могли себе это представить. Все это очень многому учит и дисциплинирует. Когда  являешься свидетелем подобных  ситуаций к проработке юридических документов начинаешь относиться совершенно по-другому. В этом бизнесе все построено на жестком конфликте интересов, необходимости постоянно пересматривать расстановку сил. Там нет и не может быть заранее подготовленных алгоритмов поведения – анализировать и учиться заново приходилось практически каждый раз. В целом, мой относительно небольшой  опыт в банкротстве я считаю весьма полезным и уникальным. Наверное, я не хотел бы заниматься только банкротством или антикризисным управлением, но о времени потраченном на этой стезе я, несомненно, не пожалею никогда.
Ж.- Алексей Анатолиевич, вы имеете отношение и к преподавательской  деятельности, знаете РГЭУ изнутри…Каковы на ваш взгляд перспективы Университета на рынке образования ?
А.С. – У меня  - очень приятные впечатления от преподавательской деятельности  в РГЭУ… Перспективы у ВУЗа, по моему, превосходные. Сегодня Университет по праву считается одной из лучших и динамично развивающихся бизнес-школ Юга России. И все это – безусловно, заслуга руководства РГЭУ. Отрадно, что в Университет приходят и… остаются молодые талантливые преподаватели такие, как А.Перминов, А.Сидорня, Е.Деркачева, Д.Стратан и многие другие. Лучшее подтверждение моих слов – это конкурс на старые и  новые факультеты РГЭУ.
Ж.- Алексей Анатолиевич, какую роль образование играет в вашей жизни? Где вы учились и  как связаны с образованием сейчас?
А.С. –Я всегда стараться по возможности совмещать работу и учебу. К счастью, мне это всегда успешно удавалось. Я закончил самую обыкновенную ростовскую школу №44 (при этом преподаватели этой школы дали мне необыкновенно качественные знания). Первое образование – механико-математический факультет РГУ. Ни дня не проработав “по специальности” именно мехмату я обязан тем, что образ мысли у меня - чисто математический.  Бизнес-образование – Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (г.Москва). Потом аспирантура на экономическом факультете РГУ и, наконец, степень кандидата экономических наук. Я до сих пор немного занимаюсь научной деятельностью, иногда читаю лекции по экономике  Я никогда не отказываюсь  участвовать в защитах кандидатских диссертаций в качестве официального оппонента. Внешняя среда в которой мы живем постоянно меняется поэтому прекратить учиться означает остановиться в своем развитии. А в бизнесе, как известно, остановиться уже означает сделать шаг назад.
Ж.- А можно ли говорить о том, что с таким багажом знаний вы можете научиться чему-то еще? Что вам в состоянии предложить британская бизнес-школа?
А.С. Честно говоря, я и сам  не думал, что после всех вышеупомянутых  учебных заведений придется снова сесть за парту. Однако определенная логика в этом все-таки есть. Во-первых,  MBA – это сугубо практическая степень, если хотите профессиональная подготовка для топ-менеджеров. Все кто работают в руководстве крупных транснациональных корпораций сегодня просто обязаны иметь данную степень - это своеобразный сертификат профессионального соответствия в сфере управления. Поступить на программу  MBA в Великобритании могут лишь люди уже проработавшие на управленческих должностях несколько лет.  Во-вторых, само содержание этого курса значительно отличается от традиционно принятого в России образовательного стандарта. Основу курса MBA (магистр делового администрирования) составляет разбор и анализ т.н.”кейсов” – реальных бизнес-ситуаций, с которыми столкнулись западные компании в разных странах мира. При этом самый важный аспект образовательного процесса – это уникальная возможность общаться, делиться опытом  и работать вместе со своими будущими коллегами – уже практикующими менеджерами из многих стран мира. Ну а качество британского бизнес-образования, как известно, признано во всем мире.
Ж. – Известно, что награду Британского правительства Chevening Award из Южного Федерального округа в 2003 г. получили всего 2 человека. Насколько успешно представители  Ростовской области выступают в подобных мероприятия ?
А.С. – Представители донского края побеждают в этом и аналогичных программах с завидным постоянством. Наши земляки и их работодатели видимо оценили преимущества Британского бизнес-образования и у меня есть реальный шанс встретить где-нибудь в библиотеке Оксфорда или Крэнфилда   студента или аспиранта из Ростова. Например, относительно недавно из Бристоля  вернулась Анастасия Мишурова (она изучала там маркетинг), сейчас в бизнес-школе университета г.Лидс учится другой наш земляк - Богдан Куртасов. Можно с уверенностью говорить, что в Ростовской области постепенно формируется микро-сообщество молодых топ-менеджеров с блестящим британским образованием, готовых работать в компаниях мирового уровня. Для привлечения в нашу область долгожданных иностранных инвестиций – это важный элемент.
Ж. – Вы проведете Шотландии  целый год, а что потом? Собираетесь ли Вы вернуться назад в Ростов или будете искать счастья за рубежом ? В Москве?
А.С. -  Если позволите, переведу ваш вопрос в несколько другую плоскость -найдутся ли через год возможности для трудоустройства в Ростове? Я очень надеюсь, что найдутся. Ростовская область сейчас привлекает внимание многих иностранных и крупных отечественных компаний. Многие местные компании уже “дотягиваются” до мировых стандартов ведения бизнеса. Я бы предпочел Ростов всем другим местам, которые я когда-либо видел – другого такого города по-моему нет!

Комментарии Фейсбук Вконтакте