Чем "кейс" отличается от чемоданчика?

Дата публикации

Задачи по физике или математике в советских учебниках, казалось, были придуманы для совершенно абстрактного мира, где все поезда доходили из точки A в точку B, землекопы стабильно выкапывали кубометры земли согласно норме, а вода послушно заполняла бассейны. При этом каждый ученик знал, что в реальной жизни поезда отменяют, горячую воду отключают, а норма выработки землекопов напрямую зависит от того, есть ли водка в ближайшем магазине. Между тем, как выяснили ученые, в ходе разбора учебных задач формируется навык решения более серьезных проблем. Поэтому в западных бизнес-школах давно поняли важность обучения на конкретных примерах из реальной жизни. Так появилась новая методика обучения бизнесу "кейс-стади" (case-study), то есть, в дословном переводе, "разбор конкретных ситуаций". Впервые этот метод был применен в Гарвардском университете в 1924 году.
"Кейс" - это пример, взятый из реального бизнеса. Это текст, напоминающий статью в финансовой газете, описывающий становление и развитие конкретной компании, как она решила какую-либо проблему, стоявшую перед ней. Все это дано с цифрами, реальными названиями и даже именами. Студентам предлагается определить задачи для развития бизнеса или решения конкретных проблем, а также выработать свои варианты действий. По сути это разновидность деловой игры с четко определенными условиями.
Предполагается, что в бизнесе не существует однозначно правильных решений. Суть обучение состоит в том, что каждый предлагает варианты, исходя из имеющихся у него знаний, практического опыта и интуиции. Для кого-то, например, изменение семейного положения главы компании не является важной деталью, а другой студент может, опираясь на свой опыт, посчитать этот факт исключительно важным.
Обсуждение различной информации и оценка ее значимости производится в ходе общей дискуссии. В целом процедура разбора кейса предполагает его прочтение, обсуждение в группе и презентацию решения. Обычно на все это студентам дается несколько дней, но не всегда. В российских бизнес-школах, студенты которых работают, а учиться приходят вечером, "кейс" дается для ознакомления на первой вечерней паре, а уже на второй переходят к разбору.
Разбор "кейсов" - так называемые "дебаты" (debates) - занимает существенную часть учебного процесса в ведущих бизнес-школах мира. Если на лекции можно рассказать о том, что такое, скажем, валовой внутренний продукт, то объяснить, как применять теорию на практике, с помощью лекций нельзя. А вот разбор ситуаций из бизнес-практики для этого подходит как нельзя лучше.
Однако не стоит полагать, что "кейсы" могут заменить лекции. "Нельзя тратить все свое время только на разбор конкретных примеров, потому что это формирует стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и студент будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения, - отмечает преподаватель Американского института бизнеса и экономики (AIBEc) Питер Экман. - "Кейсы" показывают, как на практике применяются экономические теории. Для меня ценность таких упражнений, если они не имеет теоретической "начинки", невелика".
К сожалению, методике разбора "кейсов" в наших вузах практически не учат. Поэтому многим нашим менеджерам, поступившим в западную бизнес-школу, приходится постигать эту науку с нуля. "Когда я столкнулась с методом case-study в далеком 1992 году, моей первой реакцией была почти полная растерянность, - вспоминает менеджер компании Pericles ABLE Project Марина Калинина, проходившая стажировку в одной из ведущих бизнес-школ Канады. - Было совершенно непонятно, к какому разделу учебника эту ситуацию следовало отнести. А уж когда попросили провести ее анализ, мне пришлось основательно пересмотреть свои представления о том, чему и, главное, как учиться".
По словам г-жи Калининой, кейс только по одной из дисциплин представлял собой 45-60 страниц текста, на изучение которых отводилось только ночное время. Придти же на занятие неподготовленным - то есть не прочитав внимательно материал и не сделав соответствующие выводы - означало полностью "выпасть" из дискуссии, поэтому ей приходилось жертвовать ночами.
Мы постараемся дать вам представление об основных типах "кейсов" и методике их разбора.

Какие бывают типы "кейсов"?

В целом можно выделить несколько типов таких заданий. Один из них - структурированный (highly structured) "кейс", в котором дается минимальное количество дополнительной информации. При работе с ним студент должен применить определенную модель или формулу. Считается, что у задач этого типа существует оптимальное решение, и "полет фантазии" при их разборе может оказаться не вполне уместным. Другой тип - "маленькие наброски" (short vignettes), содержащие, как правило, 1-10 страниц текста и одну-две страницы приложений. Они знакомят только с ключевыми понятиями, так что при их разборе студент должен опираться еще и на собственные знания.
Большие неструктурированные "кейсы" (Long unstructured cases) объемом до 50 страниц - это, пожалуй, самый сложный из всех видов учебных заданий такого рода. Информация в них дается очень подробная, в том числе и совершенно ненужная. Самые необходимые для разбора сведения, наоборот, могут отсутствовать. Студент должен вовремя распознать такие подвохи и достойно справиться с ними.
Бывают также задания, где студенты и преподаватели выступают в роли исследователей. Разбирая такие "первооткрывательские кейсы" (ground breaking cases), требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания или практические навыки, но и предложить нечто новое.

Как подходить к разбору?

В первую очередь следует выявить ключевые проблемы "кейса" и понять, какая именно информация из представленной важна для их решения. Иногда бывает так, что намеренно дана избыточная информация, которую нужно выявить и отсечь. Нужно войти в ситуационный контекст "кейса", определить, кто его главные действующие лица, отобрать факты и понятия, требуемые для анализа, понять, какие трудности могут возникнуть при решении задачи.
Приступая к анализу "кейса", необходимо обращать внимание не только на сам текст, но и на его приложения (exhibits). Они могут включать финансовый баланс, организационную диаграмму, отчеты о прибылях и убытках и т. д.
Уяснив задание, постарайтесь выбрать метод для своей работы. Зачастую это зависит от тематики "кейса". Например, маркетинговые "кейсы" потребуют применения понятий и концепций из этой сферы. Некоторые задачи могут быть решены с помощью специализированных математических формул линейного программирования. В этом случае следует сосредоточиться на выборе адекватной математической модели и на объяснении полученных результатов.
Распространенным методом разбора многих "кейсов" служит выявление и оценка альтернативного образа действий. Для эффективности анализа свое мнение хорошо подкреплять фактами из "кейса", примерами из личного опыта и т. д. Помните, что альтернатива даже самому правильному на ваш взгляд решению есть всегда.
Общее правило работы с "кейсами" - нельзя использовать информацию, которая находится "за рамками". Например, если вы прочитали в газете статью о той самой компании, проблемы которой описаны в задании, факты из нее брать запрещено. И это вполне логично, ведь менеджер, принимающий решение (а моделируется ситуация, когда вы находитесь на его месте), известной вам информацией в тот момент не обладал. Бывает и так, что студентам, наоборот, представляется возможность добавить факты из конкретной рыночной ситуации, существовавшей в рассматриваемый период времени. В таких случаях как раз принимается во внимание эрудиция и степень владения материалом.

Типы анализа кейсов

Существует множество уровней и разновидностей анализа "кейсов", из которых можно выделить некоторые общие типы. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы "кейса", в том числе рекомендуемые действия с качественной и количественной поддержкой. Специализированный анализ сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме; при этом нужно стараться, чтобы ваш разбор получился более глубоким и подробным, чем у других студентов.
Еще один из методов называется "анализ начала". Здесь необходимо сосредоточиться на вопросе, который преподаватель, как вам кажется, задаст в первую очередь. При этом от вас, возможно, и не потребуют детального рассмотрения конкретной проблемы, а лишь попросят очертить круг главных вопросов для дискуссии. Беглый анализ служит для того, чтобы быстро определить уровень вашей подготовки, а интегрированный - чтобы "обогатить" анализ конкретной проблемы. В этом случае, в виде исключения из общего правила, разрешается привлекать информацию из других источников: ежегодных промышленных отчетов, технических заметок или личного опыта.
Завершив анализ кейса, необходимо облечь ваши выводы в форму, которая поможет донести их до остальных (скажем, диаграмму или таблицу). Полезно набросать тезисы выступления. Ну а дальше - приготовьтесь отстаивать свою точку зрения в ходе доклада (презентации). Это может оказаться совсем не просто. Case-study тем и хорош как метод, что попутно он развивает навыки работы в команде. Самому для себя решить, какой путь лучший - это только половина дела. Необходимо еще доказать, что выбранное решение правильно. Принять верное решение и не суметь обосновать его - так же плохо, как и не найти его вообще.

Какова ваша роль?

Иногда преподаватель может попросить вас принять на себя определенную функциональную роль. Например, роль "эксперта-очевидца" (the expert witness role), который имеет серьезные познания по одному или более вопросам "кейса" и в состоянии сделать как всесторонний, так и специализированный анализ. Вы можете оказаться и в роли "поручителя" (the "bail them out" role). Раньше других увидев удачный путь решения, вы будете ждать, пока остальные участники разбора не зайдут в тупик.
В некоторых случаях, чтобы вы могли прочувствовать ситуацию "на собственной шкуре", вас попросят "войти в образ" (the "assume-a-personality" role). Вам предстоит проанализировать характер конкретной личности и отождествить себя, скажем, с мистером Джонсом, начальником производства. Преподаватель и остальные студенты будут обращаться к вам именно за мнением мистера Джонса.
Порой студенту приходится играть роль "поставщика фактов" (the "get the facts out" role). Такая роль может быть спасением для тех, кто недостаточно подготовлен к разбору кейсов - ведь ее суть сводится к тому, чтобы провести беглый анализ ситуации. При этом включиться в дискуссию вы должны как можно раньше, иначе вашу речь произнесет кто-то другой.
Роль "знатока индустрии" (the industry expert role) чем-то напоминает роль эксперта-очевидца. Отличие состоит в том, что "знаток индустрии", что называется, "по должности" анализирует влияние тенденций развития промышленности на конкретную ситуацию "кейса".
Апеллируя к собственному опыту, вы будете занимать позицию, которую можно назвать "у меня есть опыт" (the "I have got experience" role). При использовании "сократического метода", лежащего в основе разбора "кейсов", кто-то возьмет на себя роль "вопрошающего" (the "questioning" role), который задает другим студентам ключевые вопросы, касающиеся хода и целей их анализа. Эта роль эффективна только в том случае, если вопросы помогают остальным членам группы углубить и улучшить анализ.
В каждой группе должен быть студент, играющий роль "упаковщика" (the "Wrap it up" role). Несмотря на неприглядность названия, роль эта, пожалуй, самая важная. Тот, кто ее исполняет, интегрирует различные анализы, представленные в классе, и увязывает их с главными проблемами "кейса". То есть его задача - постараться связать воедино ключевые моменты дискуссии. Вы должны быть заранее готовы ответить на вопрос, задаваемый преподавателем в конце разбора: "Что мы сегодня узнали?" При этом ваш ответ должен быть не простым пересказом точек зрения, а некой "суммой мнений", набросками коллективно выработанных решений. Поэтому "упаковщику" рекомендуется вести так называемый FIG List (факты, идеи, обобщения), в котором кратко записываются поворотные моменты дискуссии и применяемые в работе методы.

Роль преподавателя

При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. Иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие. "Разбирая "кейс" в классе, я обычно рассказываю, какое решение считаю правильным, а потом прошу студентов найти в моей точке зрения слабую сторону. Это помогает им выработать собственный взгляд на проблему", - говорит Питер Экман.
Учитель может устроить настоящий "допрос с пристрастием", что называется, один на один. Ваше высказывание, позиция или рекомендация будет проверяться посредством "града" вопросов, а логика всех сделанных вами утверждений подвергнется тщательному анализу. Здесь следует быть предельно внимательным. Иногда учитель может "подложить вам свинью", заставив выступить в роли "адвоката дьявола". В этом случае вам придется защищать совершенно провальную позицию, призвав на помощь все свои профессиональные навыки.
Если преподаватель выберет "гипотетический формат" дискуссии, то он станет излагать ситуацию, выходящую за рамки вашей позиции или рекомендации. А от вас потребуется эту ситуацию оценить. Несомненный плюс этого формата в том, что во время дискуссии вы должны быть готовы изменить свою позицию. Не исключено, что учитель поставит вас в тупик, задав вопрос, на который никто из класса ответить не может. Формат, когда преподаватель задает вопрос сначала одному студенту, затем всему классу, а ответом ему служит дружное молчание, называется "безмолвным".
Хороший "кейс", как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. "Я особенно ценю в методе работы с "кейсами" независимость мышления, - говорит Питер Экман. - В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам".

Откуда берутся "кейсы"

Сами "кейсы", как правило, пишут опытные преподаватели или группы студентов (аспирантов) под их чутким руководством. Составление такого учебного материала требует кропотливой работы по сбору фактов и цифр.
Судьба каждого проекта по написанию "кейса" во многом зависит от того, захочет ли компания раскрыть реальную информацию о своей деятельности. "В нашей канадской бизнес-школе аспиранты подготовили "кейс" о работе McDonald's и устроили его презентацию для руководства компании, - вспоминает Марина Калинина. - Однако McDonald's категорически запретил использовать его в учебном процессе, не объясняя причин. Вся работа пошла насмарку". Многие авторы кейсов описывают реальные проблемы менеджмента компании, а потом договариваются с ее руководством о том, чтобы изменить цифры в соответствующей пропорции. Зачастую приходится менять и имена. Однако бывает и наоборот, когда менеджмент компании оказывает всяческое содействие.
Большая часть кейсов, используемых в мировых бизнес-школах, пишется в американских учебных заведениях. В частности, на их подготовке специализируются такие известные школы, как Гарвард и Уортон. Российские школы пока никак не зарекомендовали себя на этом поприще. Это понятно: во-первых, такая работа дорого стоит. Во-вторых, компании не заинтересованы в том, чтобы предоставлять о себе достоверную информацию. "Тем, кто готовит кейсы, отказываются даже давать баланс предприятия, который компания направляет в налоговую инспекцию, хотя в идеале он вообще должен публиковаться в прессе, - свидетельствует Игорь Липсиц. - Поэтому найти хороший кейс на материале российской действительности пока очень трудно".
Впрочем, кое-что уже написано и даже издано. На II Московском конкурсе по разбору кейсов (case competition), одним из организаторов которого выступил как раз г-н Липсиц, участникам предложили для разбора случаи из российской бизнес-практики. А Национальный фонд подготовки кадров начал даже масштабный проект по созданию базы данных из российских кейсов. Работа с "кейсами" разбирается и в рамках курсов MBA Advising, предлагаемых рядом российских компаний. Так что примеры уже можно найти, и если вы желаете успешно учиться в западной бизнес-школе, наш вам совет - тренируйтесь, и чем больше, тем лучше.

Врезка. Почему бистро не растут как грибы?

(Пример "кейса"- учебной ситуации для разбора методом case-study)

Введение

Про взлет кафе "Русское бистро" уже никто не вспоминает. А ведь когда-то на открытии очередного фаст-фуда мелькали фигуры не только мэра, но и президента. Реализовалась здравая идея ответить на гамбургеры McDonalds нашими расстегаями!
Идея создания чисто русского фаст-фуда появилась в далеком 1995 году. Тогда вывески ресторанов еще не сияли на каждом шагу, киосков "шаурма" в помине не было, а кооперативные пельменные и шашлычные с демократичными ценами уже позакрывались. Ресторанов "Макдональдс" в Москве было тогда всего три - на Пушкинской, на Арбате и на улице Огарева.
Идея ответить на американскую экспансию сетью русских закусочных родилась в светлых головах чиновников из московского правительства. Высокий статус ее авторов обеспечил новому предприятию быстрый и красивый расцвет. Рецепты расстегаев и кулебяк изучались академическим Институтом питания и Департаментом торговли московской мэрии. На открытии первого бистро ленточку перерезал Юрий Лужков.
В 1997 году по распоряжению мэра к развитию муниципальной сети предприятий быстрого обслуживания "Русское бистро" был привлечен "Мосресторансервис". На развитие проекта, предусматривавшего создание пяти ресторанов и семи кафе в метро в течение года, и еще десятка кафе "Русское бистро - Метро" в 1998-1999 годах, требовалось 415.569 млн. руб. Заявителем проекта - фирмой "Мосресторансервис" - было внесено 76,9% требуемых средств. Еще 15% - внесло правительство Москвы, 8,1% - приглашенные инвесторы.
В том же 1997 году на Москворецком пивоваренном заводе открылся цех по производству квасов и медовух компании "Русского бистро" (в дальнейшем - Компании). Линии по розливу напитков, приготовленных из натурального сырья, были закуплены при поддержке московского правительства. Ленточки при открытии снова перерезал Лужков.

Сто явно лишних граммов

В 1995 году по инициативе зам. генерального директора Компании г-на Пивоварова в меню было введено спиртное. По словам г-на Пивоварова, "русская закусочная - это, прежде всего, пирожки и водка". Кафе предложили посетителям настойки и горькую. Посетители стали выпивать. Итак, ставка была сделана на пирожки, расстегаи, кулебяки и водку. Эти продукты не всегда могли насытить клиентов, и чуть позже в меню были введены пельмени и порошковые супы-навары.

Очень строгое меню

Компания "Русское бистро" разработала и организовала сеть филиалов в Москве по принципу продажи франчайзинговых договоров (франшиз) предусматривающих передачу лицензий на использование торговой марки и технологии. Владельцы дочерних предприятий (франчайзи) закупают продукты у самой компании (франчайзора). Замороженные пирожки на местах только разогреваются. Подобная схема обеспечивает контроль качества со стороны головной организации.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте