Быть просто хорошим специалистом линейному менеджеру недостаточно. Он должен уметь вести контроль и учет, консультировать и информировать

Дата публикации

Недавно из одного подразделения у нас ушли подряд три сотрудника, и каждый пожаловался на сложные отношения с руководителем — хорошим профессионалом и ценным специалистом, — рассказывает руководитель отдела персонала компании "Bosch-Россия" Юлия Функ. — Мы пригласили его для разговора, показали результаты интервью — и ему пришлось согласиться, что его стиль коммуникации не очень уместен, слишком жесткий". Линейный менеджер, по мнению Функ, должен играть по правилам — подчиненным надо знать, чего ожидать от руководителя, на что они могут рассчитывать, — но быть хорошим парнем он не обязан. Однако сейчас в компании "Bosch-Россия" нашли внешнего коуча для "трудного руководителя" и запланировали командообразующие мероприятия для его подразделения, сообщает Функ.

В глаза не видели

По данным Американской ассоциации управления, 50% американских линейных менеджеров вообще не читали должностную инструкцию, в которой прописаны их обязанности по управлению людьми.
Транслятор и образец
Линейный менеджер транслирует подчиненным цели, которые ставит компания, любая система управления в компании воспринимается через него, отмечает Ольга Конкина, руководитель проекта HR-бенчмаркинга компании Axes Management. "Недавно у нас закончился проект в крупной компании — мы изучали удовлетворенность персонала, — приводит пример она. — На одном из предприятий у сотрудников разных подразделений была разная оценка системы оплаты, соцпакета, отношений в коллективе, процедур постановки задач и т. д. На фокус-группах и во время интервью становилось очевидно, что все зависело от конкретного руководителя". Во многих компаниях для оценки линейных менеджеров проводятся регулярные опросы сотрудников. Например, в компании Bosch — раз в два года. "Опросы включают в себя оценку сотрудниками руководителей всех уровней. Опросы анонимные, однако известно, в каком подразделении работает сотрудник", — говорит Функ.
Линейный менеджер должен быть ролевой моделью для подражания продавцов, считает руководитель отдела развития менеджмента розницы и кадрового резерва "М.Видео" Ольга Шатнюк. "Подчиненные копируют начальника, ориентируются на него, и мы хотим, чтобы менеджеры секций и директора магазинов не только были администраторами, но и могли сесть за кассу, работать с клиентами. В “М.Видео” 70% линейных менеджеров — менеджеров секций и директоров магазинов выросли из продавцов-консультантов. В рамках программы “Аспирант” — программы подготовки менеджеров секций, готовящихся стать директорами, — обучающиеся должны поработать на каждой линейной должности в магазине", — говорит Шатнюк.

Править не хотят

"Опытный системный администратор, непревзойденный эксперт в проектировании сетей и решении проблем с железом, уволился из компании, оказавшись перед необходимостью выполнять обязанности руководителя проекта, т. е. организовывать работу команды, раздавать поручения сотрудникам и мотивировать их на соблюдение сроков", — приводит пример бизнес-тренер, член Международной ассоциации коучей Анна Иванова. Самая очевидная причина этой проблемы, по ее мнению, в том, что в вузах, готовя отраслевых специалистов, не обучают практическому менеджменту и психологии. Вторая причина: руководители подразделений порой ставят задачи исполнителям напрямую и недостаточно делегируют полномочия руководителям нижнего уровня, тем самым освобождая их от управления и ответственности на их участках работы.
"Наша компания, прежде чем взять на работу менеджера, изучает, умеет ли кандидат делегировать полномочия, способен ли развивать этот навык, насколько он адекватен к критике, ценит ли командную работу, правильно ли понимает лидерство", — рассказывает директор по стратегическому развитию ГК "Обувь России" Нина Смирнова. "Основная задача линейного менеджера — в четкой координации работы подчиненных, — соглашается начальник отдела качественных исследований компании In Depth Александра Сотникова. — Нужно уметь разграничить обязанности и в то же время поддерживать общение, чтобы быть в курсе того, что происходит". По ее словам, в первую очередь линейный менеджер должен четко определить, за какой участок работы отвечает каждый из его подчиненных, должен наладить систему штрафов и поощрений.

Что написано пером

В должностной инструкции линейного менеджера большая часть рабочего времени отводится административной работе, а работе с подчиненными не уделяется времени вообще, только, может быть, в части разрешения проблем, говорит Иванова. В распоряжении "Ведомостей" оказался образец должностной инструкции одного из линейных менеджеров компании "Евросеть", перечень основных прав и обязанностей заместителя начальника кредитного отдела. Единственный пункт инструкции, в котором уделяется внимание управлению людьми, звучит так: давать устные и письменные распоряжения по организации производственного процесса экономистам кредитного отдела.
"Мы стараемся предоставлять сотрудникам полномочия шире предусмотренных должностной инструкцией, — говорит Александр Сивогривов, вице-президент по организационному развитию и работе с людьми компании “Евросеть”. — Для того чтобы люди не были ограничены в действиях по достижению высоких результатов". "Важность или не важность такого документа, как должностная инструкция, на самом деле зависит от конкретной компании и отдела, — отмечает начальник управления кредитным портфелем Home Credit Bank Дмитрий Грицив. — У меня в подчинении четыре человека, и каждый при приеме на работу подписался под должностной инструкцией, но это не имело большого смысла — оговаривать конкретные обязанности и права все равно приходилось с каждым лично".
"Большинство работников компании, — уверен управляющий по подбору персонала компании “Филип Моррис сэйлз энд маркетинг” Сергей Бундалевский, — хотят видеть в начальнике руководителя, способного устанавливать ясные правила и действовать по ним, поддерживать позитивную атмосферу в коллективе, принимать и успехи, и неудачи".

Комментарии Фейсбук Вконтакте