Буш в Ираке: Кейс для Гарварда

Дата публикации

В аудиториях Harvard Business School все чаще можно услышать разговоры о том, что президент Буш не в состоянии справиться с последствиями войны в Ираке, а также о том, что в целом этот "кейс" можно рассматривать как пример неверно построенной управленческой стратегии, - пишет Business Week. Одновременно это раскрывает недостатки содержания учебного процесса Гарварда, где тщательному планированию, по всей видимости, уделяется недостаточное внимание. Кроме того, проблема растущего дефицита федерального бюджета служит намеком на пробелы в области финансового образования. Поскольку Буш - выпускник Гарварда, вопрос о том, чему его научили или не научили в этом центре элитного образования, сейчас актуален как никогда. Бесспорно, руководство страной требует от человека гораздо большего, чем руководство брендом или даже целой компанией, а в ситуации с непредсказуемостью последствий вторжения и реконструкции другой страны требования удваиваются.

 

Суета

 

Статус президента Буша как первого президента Соединенных Штатов, обладающего степенью МВА, тщательно муссировался, поскольку бизнес-школа, которую он окончил, занимает третье место в последнем рейтинге BusinessWeek, является одной из пяти лучших школ в мире по обучению менеджменту и финансовому делу. Исходя из этого, результаты деятельности президента до сего момента вызывают несколько справедливых вопросов: Куда девались все его знания, когда он планировал (или, похоже, не сумел спланировать) управление Ираком после вторжения? И как теперь, исходя из догм бизнес-образования, лучше всего восстановить равновесие?

 

Послевоенный Ирак со всей определенностью можно использовать в качестве "кейса" провальной тактики кризис-менеджмента. Спустя пять месяцев после того, как президент объявил об успешном завершении боевых действий, в стране все еще не налажено обеспечение водой и электричеством, общественная безопасность не восстановлена, а свергнутый диктатор Саддам Хуссейн все еще на свободе. Кроме того, растущие потери среди американского армейского контингента угрожают смещением общественного мнения не в пользу Буша, его администрации и войны в целом.

 

В неспособности военных контролировать ситуацию президент обвиняет "террористов". Однако профессор Говард Райффа, преподававший в 70-х в Harvard Business School и Harvard's Kennedy School, предлагает другое объяснение. "Я вижу много суеты", - говорит он. Это приводит его к заключению о том, что именно послевоенные действия команды Буша явились причиной реакции со стороны иракского арьергарда. Профессор Райффа добавил, что он не поддерживает Буша и поэтому имеет предубеждения на этот счет.

 

Недостающие ветви

 

В тоже время не требуется никаких предубеждений для того, чтобы заметить контраст между неорганизованностью послевоенных действий в послевоенном Ираке и четкостью проведения самого вторжения. Это, в свою очередь, наводит на мысли о принципах обучения в Гарварде периода 1973-75 гг, которые и сегодня остались неизменными. На базовых курсах по стратегии студентов продолжают учить использовать "дерево решений" для того, чтобы увидеть возможные последствия каждого действия. Если Ирак чему либо нас научит, то в первую очередь необходимости обдумывать альтернативные ситуации, как в игре со многими ходами. Нужно думать на четыре, пять, шесть ходов вперед, не забывая о возможных непредвиденных обстоятельствах. 

 

Никто, кроме президента и его помощников, не знает о том, использовал ли он данный метод для разработки и планирования. Если да, то у его "дерева решений" не хватает несколько веток, считают мудрецы бизнес-образования. Белый Дом и Пентагон утверждают, что они уделили достаточное внимание всем предостережениям Гос. Департамента и ЦРУ о том, что послевоенная "уборка" может оказаться совсем непростой.

 

"Все, что я слышал о возможном "Плане Б" - это объявить победу и предоставить иракцам самим разбираться со всеми проблемами", - говорит Эдвард Шнайдер, декан University of Chicago's Graduate School of Business. "Я не думаю, что многие профессора по стратегии сказали бы, что это похоже на План Б, - говорит Лора Тайсон, декан London Business School и бывший советник по национальной экономике президента Клинтона, - "У них не было сценария даже на случай удачного поворота событий".

 

Положительная динамика

 

Некоторые одноклассники Буша считают такую критику излишне жесткой. Среди них Ричард Пейн, исполнительный вице-президент National City (NCC ) в Кливленде: "То, что Буш сделал в Ираке, можно включать в учебники по принятию решений".

 

Президент принимает к сведению самую главную информацию, "а именно этому нас и учили", - добавляет Пейн. "Он спрашивает, какие есть сведения об открытых школах, подготовке полицейских и подключении электричества. Какова динамика этих показателей в сравнении со сведениями, полученными месяц назад, три месяца назад и до свержения Саддама. Динамика положительная". По всем показателям, кроме, пожалуй, числа погибших.

 

Недалек тот момент, когда эти положительные показатели бросят свет на президентский стиль "лидерства" - это слово все чаще используется для того, чтобы различать сегодняшний стиль менеджмента и старый его вариант указаний "сверху вниз". С точки зрения бизнес-школ Буш "с самого начала придерживался четкой позиции, отдавал множество распоряжений и проводил большое количество назначений, - говорит Лора Тайсон, - это характеризует стиль его лидерства".

 

И все же с точки зрения Лоры Тайсон и других лидерские навыки президента не оправдали ожиданий, когда он построил то, что некоторые эксперты называют избирательной войной. Мастерство лидера, добавляет Лора Тайсон, "в том, чтобы понять и объяснить людям в доступной форме, что представляет собой компромисс". Оглядываясь назад, мы видим, что никто из администрации Буша не справился с этой задачей.  

 

Никаких компромиссов

 

"Самое важным для него остается интуиция", - говорит Элон Кольберг, профессор бизнес-школы Гарвард. Если бы проницательность Буша была острее, говорят эксперты бизнес-образования, он не обходился с противниками кампании с такой самоуверенностью. "Первое, чему мы учим студентов на занятиях по проведению переговоров, это умению находить компромисс, где каждая из сторон окажется в выигрыше", - говорит Джастин Вулферс, профессор политической экономии Stanford Graduate School of Business. "В общении Буша с Организацией Объединенных Наций до войны не было и намека на созидательные переговоры".

 

Гарвардский профессор Райффа видит в этом закономерность. Первым примером, говорит он, было решение Буша изменить позицию США по отношению к Киотскому Протоколу по глобальному потеплению в апреле 2001 года, несмотря на то, что более ста стран в конце концов пришли к решению о его ратификации. США в одностороннем порядке решили оставлять себе то, что им нужно, и выбрасывать все ненужное.

 

Время для командной работы

 

"Сначала мы вели себя высокомерно по отношению к ООН. Теперь мы обнаружили, что нам придется просить у них помощи. Нужно было подумать об этом заранее", - говорит профессор Райффа. "Мы действуем в одиночку, - замечает он, - и если бы Буш вернулся сейчас в школу, я смог бы объяснить ему важность принятия коллективных решений. Так или иначе, мы сможем выбраться из сложившейся затруднительной ситуации. Возможно, нам придется вести переговоры с Европейским альянсом".

 

Какой бы путь не избрал президент, ему следует помнить о том, что если ситуация развивается не в том направлении, нужно попробывать другой подход, - считает Барри Нейлбуф, профессор экономики Yale School of Management. Он добавляет, что одной из причин трудностей, испытываемых президентом, является его "неспособность варьировать ход развития своей стратегии в свете меняющихся обстоятельств". 

 

Пропущенное занятие?

 

В ответ на запрос о том, на каких курсах Буш получал свое образование, когда был студентом бизнес-школы, Гарвард ответил через e-mail: "Несмотря на то, что содержание образовательных программ претерпевает постоянные изменения, модель обучения в HBS, основанная на анализе примерно пятиста "кейсов", над которыми работают группы студентов, получая навыки разрешения сложных проблем реального мира, остается неизменной и определенным образом влияет на мыслительные процессы каждого студента ... Школа готовит менеджеров, способных видеть стратегическую проблему во всей её широте, устанавливать приоритеты и адекватно использовать знания людей, в команде с которыми они работают, для принятия решений и приведения их в исполнение".

 

Получается, что если мы говорим о том, как Буш справляется с ситуацией в послевоенном Ираке, нам приходится думать, что либо Гарвард не сумел добиться успешного решения поставленных перед собой образовательных задач, либо будущий президент был не слишком внимателен во время занятий.

 

Mica Schneider

businessweek.com

Комментарии Фейсбук Вконтакте