Бренд престижного вуза – еще не бренд его бизнес-школы. С.Л. Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС"

Дата публикации

Мне часто задают вопрос, что мешает развитию МВА в России? И самый простой ответ здесь – деньги. Вернее, их отсутствие. Действительно, обеспечить высокое качество подготовки управленческих кадров высшей квалификации без серьезных инвестиций в этот процесс – наивно.

 

Меценатов нет, грантов на всех не хватает. Поэтому все нагрузки ложатся на заказчика, то есть на нашего слушателя. И далеко не все способны оплатить даже ту стоимость обучения, которая формируется с учетом возможностей реального российского рынка и далека от величин на Западе.

 

Именно у нас в стране отчетливо проявляется взаимная связь и, особенно, взаимная зависимость между экономикой (бизнесом) и системой бизнес-образования, системой подготовки кадров для экономики.

 

Уровень развития экономики в значительной степени определяет уровень и возможности бизнес-образования, а уровень бизнес-образования, качество выпускников-управленцев серьезно определяют перспективы развития бизнеса, экономики. Мы эту зависимость ощущаем ежедневно. Вот уж поистине "политика" в развитии бизнес-образования есть "концентрированное выражение экономики"…

 

Что касается других проблем, то их так много, что "хочется" не замечать. Не замечать того, что до сих пор "равноправие" государственных и негосударственных вузов остается только в декларациях. Не замечать отсутствия правовой базы в деятельности негосударственных вузов. Не замечать замкнутости системы бизнес-образования самой в себе. И еще много другого. Эти проблемы – тоже наша головня боль. Мне кажется, есть очень серьезное непонимание, что значит негосударственный вуз. Многие думают, что это – частный... Пора бы найти другое определение к приставке "негосударственные" бизнес-школы. Свыше 18 тысяч выпускников только нашей школы работают плодотворно на экономику своей страны, решая те же государственные задачи. Ни один наш выпускник не ходит без работы. Мы следим за его продвижением. Наши выпускники растут.

 

Несколько лет назад конкуренцию между государственными и негосударственными вузами, реализующими программу МВА, еще можно было назвать здоровой, тогда не были приняты стандарты и был настоящий полет творчества. Сегодня можно под маркой брэнда престижного – нередко и не очень известного – вуза страны открыть МВА-школу – и по сути дублирующую уже наработанные в вузе программы, используя часто только вузовский профессорско-преподавательский состав. Думается, что для программ МВА – это не тот путь…

 

Определяющим и решающим фактором успеха бизнес-образования является команда преподавателей-новаторов, исследователей, практиков. Мы очень ценим и всеми формами удерживаем у себя профессорскую элиту. В свое время мы смогли привлечь лучших преподавателей, обеспечили их достойной зарплатой, создали условия для успешной работы с особой категорией слушателей.

 

Решая "свои" задачи, мы серьезно помогли государственным вузам сохранить этих замечательных людей в вузе. Преподаватели поверили, что и в вузах можно заработать, и не ушли в крупные компании. В структуре нашей школы существуют все формы образования, которые есть в мире. Если мы узнаем что-то новое, то как губка впитываем это в себя. Мы нацелены на постоянное повышение качества и видим четко наши перспективы. Небольшие изменения в отношениях бизнеса и бизнес-образования есть. Но крупный бизнес до сих пор не видит в бизнес-школах России той кузницы кадров, которая бы обеспечила ему успех. Это очевидно.

 

Правительство медленно движется по пути создания условий развития эффективной системы подготовки управленческих кадров. Нередко даже интересные государственные программы вязнут в глубине бюрократических схем их реализации. Взять хотя бы президентскую программу подготовки управленческих кадров. Замечательная задумка, но способы и механизм ее реализации! Можно в несколько раз повысить ее эффективность, если внимательно к этому отнестись. Это относится и к практике формирования слушателей по регионам страны и организации учебы в вузовских центрах страны, и в организации зарубежных стажировок.

 

Сегодня Президентскую программу распределяют в основном по крупным государственным вузам. Часто справедливо. Но не все вузы имеют должный опыт в бизнес-образовании. Академические формы и сложившиеся методы и методики здесь порой не действуют. Мир живет в других измерениях, в условиях небывалого динамизма, изменениях. А потому процесс подготовки специалистов такого уровня, который предполагает Президентская программа, способных реагировать и воздействовать на вызовы XXI века, требует совершенно новых и подходов, и механизмов, и организации, и не только в процессе обучения, но главное в процессе формирования управленцев нового типа. А это по плечу, к сожалению, не всем учебным центрам.

 

Что в таком случае можно предпринять для успешной реализации проектов правительства? Сейчас очень важна интеграция усилий уже состоявшихся бизнес-центров страны. Не отрицая роли здоровой конкуренции, сегодня важнее партнерство, открытость, понимание единой целевой задачи. Мы, члены Российской ассоциации бизнес-образования, это понимаем. Теперь архиважно двигаться от понимания – к ежедневным реальным шагам! Paso a paso!

 

Станислав Леонидович Савин

ректор Московской международной высшей школы бизнеса "МИРБИС" (Институт)

 

ng.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте