Борцы с бедностью

Дата публикации

Выпускники МВА открывают в беднейших странах мира программы микрофинансирования, что приводит к развитию современной потребительской экономики.
Слушательница МВА второго года обучения Сью Айго (Sue Igoe) из нью-йоркской Columbia Business School вернулась после прохождения летней стажировки с отличным настроением, готовой к новому учебному году.
Сначала Айго собиралась проходить стажировку в одной из нью-йоркских медиакомпаний, но вместо этого поехала в Никарагуа, где в течение 11 недель работала над запуском проекта Agora Partnerships. По своей сути Agora Partnerships представляет собой программу содействия предпринимателям Центральной Америки и поддержки социально ответственного бизнеса.
"Я отдала предпочтение именно этой работе из-за ее гуманитарной сущности", - говорит Айго.
Название для программы Agora, созданной по инициативе слушателей Columbia, было позаимствовано из греческого, где это слово означает "рынок". У организации есть две штаб-квартиры, одна из которых расположена в Вашингтоне, а другая – в Никарагуа. Цель предприятия – создание коммерческого фонда для поддержания малого бизнеса в Центральной Америке.

Основание пирамиды

Это лишь один из множества способов поддержки местного предпринимательства, которые слушатели и выпускники МВА предлагают странам третьего мира, что приводит к повышению покупательской способности населения. Благодаря разработанным специалистами МВА программам возникает новый пласт потребителей. Вместо того чтобы строить помощь бедным странам на благотворительности, слушатели бизнес-школ помогают некоторым из их жителей начать собственное дело. По оценкам экспертов, сегодня в бедных странах, составляющих так называемое "основание пирамиды" (ОП), живут около 4 млрд людей.
Вопросами стимуляции экономического развития этих стран занимаются многие представители сферы бизнес-образования. В их числе профессор корпоративной стратегии Си Кей Прахалад (C.K. Prahalad) из бизнес-школы Stephen M. Ross School of Business при University of Michigan и Стюарт Л. Харт (Stuart L. Hart), профессор менеджмента из S.C. Johnson Graduate School of Management при Cornell University.
Несмотря на актуальность проблем борьбы с бедностью, многие бизнес-школы совершенно не рассматривают возможности создания подобных программ, считает Меган Чаппл (Meghan Chapple) из World Resources Institute (WRI). Ее некоммерческая организация сотрудничает с бизнес-школами, продвигающими идеи устойчивого развития. "На многих программах этих вопросов даже не касаются, - говорит она. – Представителям сферы образования нужно лучше следить за тем, что происходит в мире реального бизнеса".

Прибыль в перспективе

Принципы ОП находят свое место в корпоративных стратегиях, разработчики которых стремятся улучшить жизнь тех, кто не смог пока еще добиться успеха. И разница между ОП и благотворительностью в том, что компании в долгосрочной перспективе планируют получить прибыль, превратив тех, кому они помогают, в активных потребителей. Идея в том, чтобы повысить их статус, снабдив их средствами, чтобы в дальнейшем они смогли развиваться самостоятельно.
Например, лондонская торговая организация GSM Assn запустила недавно глобальный проект под названием Emerging Markets Handset Program, цель которого – снабдить страны третьего мира недорогими мобильными трубками формата GSM. Стоимость одной трубки должна составлять примерно $30.
"Предоставив возможности для более дешевого подключения к системам мобильной связи, мы сможем ускорить процессы экономического развития в развивающихся странах, что приведет к росту уровня жизни, - уверен Дэвид Тейлор (David Taylor), директор стратегических процессов британского подразделения Motorola Mobile Devices, партнера GSM Assn. – Одним из главных элементов развития является построение инфраструктуры коммуникаций".

Отставшие от времени

Основные идеи ОП были изложены в книге Прахалада "Богатство у основания пирамиды: Искоренить бедность поможет прибыль" (The Fortune at the Bottom of the Pyramid: Eradicating Poverty Through Profits (Wharton School Publishing, 2004)). Но сторонники этой теории уверены, что бизнес-школы не уделяют новым тенденциям достаточно внимания, продолжая строить содержание своих программ на устаревших понятиях и представлениях. В 2003-2004 годах бизнес-школы предложили своим слушателям всего 25 курсов ОП. А в 2005 году их стало даже меньше, сообщается в отчете Beyond Grey Pinstripes 2005. В исследовании, проведенном WRI и Aspen Institute, приняли участие 90 бизнес-школ. По собранным данным, ежегодно на курсах по выбору ОП в этих школах учатся в среднем 818 слушателей МВА.
Многие слушатели самостоятельно находят возможности для реализации принципов ОП. Слушательница МВА Tepper School of Business при Carnegie Mellon University Тин Шень (Ting Shen) до поступления в бизнес-школу работала добровольцем на одной из африканских программ ООН. Теперь ее специальность – управление общественными организациями. Летом она получила приглашение на прохождение практики в нью-йоркском отделении UNICEF. Причем позиция в организации была открыта специально для нее. Поскольку одна из задач ООН – борьба с бедностью при поддержке бизнеса, то выпускники бизнес-школы со специализацией и опытом работы в общественном секторе представляются для этой организации идеальными кандидатами.

За счет заведения

Вместе с тем работа, предложенная Шень, не оплачивалась, а подобной роскоши большинство слушателей МВА попросту не могут себе позволить. Поэтому Шень обратилась к декану своей школы с просьбой о финансовой поддержке. Кеннет Б. Данн (Kenneth B. Dunn) выделил ей стипендию и вместе со своими коллегами решает вопрос о том, чтобы ежегодно присуждать подобную стипендию работающим в некоммерческой сфере слушателям.
Есть мнение, что всплеск интереса к программам ОП обусловлен их новизной и практической направленностью. В борьбе с бедностью огромную роль играют производство продуктов первой необходимости и программы здравоохранения. Так, житель Камеруна и выпускник школы Wharton Блейз Джуджа-Сато (Blaise Judja-Sato) сумел не только выйти из нищеты, но и собрать в 2000 году более $1 млн на восстановление Мозамбика после масштабных наводнений.
Отказавшись от своей работы, он основал некоммерческую организацию VillageReach, которая занимается поддержкой базовых программ здравоохранения в Мозамбике. Цель организации – создание полностью функциональной медицинской системы и, как следствие, новых рабочих мест для местного населения.

Пионеры новой отрасли

Исполнительный директор VillageReach Крейг Накагава (Craig Nakagawa), выпускник Graduate School of Business при University of Chicago 1997 года, тоже отказался от работы в корпоративном мире, чтобы заняться чем-то более значимым. "Здесь я использую приобретенные в бизнес-школе навыки намного активнее, чем это было на Wall Street, - говорит он. – Мы ощущаем себя пионерами новой отрасли, которую называют социальным предпринимательством".

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте