Бизнес-образование сегодня: спрос не регулирует качество

Дата публикации

Профессиональная подготовка менеджеров все чаще становится темой острых дискуссий в среде управленцев и преподавателей бизнес-школ. Исследование Ассоциации менеджеров "Социальный профиль российского менеджера" дает представление о масштабах и остроте проблемы — примерно половина опрошенных менеджеров планирует повысить профессиональную подготовку в ближайшем будущем, а большая часть менеджеров уже охвачена различными формами бизнес-образования. Однако подавляющее большинство недовольно качеством предлагаемых программ.

 

Согласно экспертным оценкам и исследованиям ряда проектов программы ТАСИС ЕС подавляющее большинство поставщиков учебных продуктов ориентируется на предметную специализацию — более половины вузов придерживаются установки на предоставление знаний и навыков по своей специализации, полагая, что менеджеры сами найдут им применение.

 

С другой стороны, зачастую сами ученики — менеджеры — не имеют четко сформулированной стратегии в отношении образовательных продуктов и не рассматривают систему отечественного бизнес-образования в качестве практически полезного источника профессионального развития. Поэтому поставщики образовательных продуктов и преподаватели (около 70%, по данным ЕС) позиционируют себя и рассматриваются потребителями как "преподаватели" и "специалисты по обучению", а не помощники в развитии бизнеса. Около 80% (данные ЕС) преподавателей бизнес-программ получают сведения о текущих проблемах менеджеров лишь в процессе обучения.

 

Нечеткость формулировок с обеих сторон порождает недоверие к отечественным бизнес-школам: согласно исследованию Aссоциации менеджеров в качестве основного источника профессиональной подготовки 81% менеджеров указали на практический опыт и только 7% назвали российскую бизнес-школу.

 

Такой результат обусловлен отсутствием на рынке действенного механизма "обратной связи". Это касается, прежде всего, мониторинга качества услуг и связанного с ним механизма независимой аккредитации образовательных учреждений и услуг по подготовке менеджеров.

Если не считать ряда специализированных профессиональных бизнес-ассоциаций, механизм мониторинга рынка поддерживается в полном масштабе разве что Федеральной комиссией по подготовке управленческих кадров для вузов — участников "Президентской программы". На остальных сегментах рынка такой механизм практически отсутствует.

 

Неблагоприятная ситуация, обусловленная слабостью структурных связей, усугубляется существующим порядком лицензирования и аккредитации услуг профессионального развития. Это делается преимущественно государством через выдачу лицензии на ведение образовательной деятельности и аккредитацию вузов и программ. Различные профессиональные объединения продавцов, прежде всего РАБО и Федеральная комиссия по подготовке управленческих кадров, осуществляют общественную аккредитацию, однако степень участия представителей делового сообщества в этом процессе крайне незначительна.

 

Стандарты и требования в сфере аккредитации вузов и их бизнес-образовательных программ, преимущественно ориентируются на ведомственные параметры качества. Основными объектами внимания являются крупные и средние программы (МВА и курсы повышения квалификации). Ситуация на рынке краткосрочных программ характеризуется практически полным отсутствием каких-либо консолидированных независимых ориентиров для выбора качественных программ.

 

О систематических исследованиях потребностей менеджмент-сообщества можно говорить с очень серьезными оговорками: они ведутся поставщиками образовательных продуктов, как правило, в рамках международных проектов и затрагивают преимущественно масштабные долгосрочные программы, оставляя почему-то без внимания наиболее востребованный сегодня сектор краткосрочных и среднесрочных программ.

 

Таким образом, несмотря на наличие необходимых элементов инфраструктуры — корпоративной системы обучения управленческого персонала, базовых образовательных продуктов, консалтинга в области бизнес-образования, мониторинга и сертификации качества профессионального развития менеджеров, — рынок еще не готов следовать за потребителем. Потребитель отвечает ему тем же — в стране, где уже больше десяти лет существует система бизнес-образования, подавляющее большинство менеджеров на первое место в качестве источников формирования управленческих качеств ставят опыт работы с профессиональными людьми (36%) и создание собственного предприятия (21%), но только не бизнес-школу. Столь существенный разрыв между требованиями бизнеса' и предложением объясняется отсутствием эффективного механизма "обратной связи" — нужен диалог.

 

Публикация подготовлена на основе исследования

 

Ассоциации менеджеров "Социальный портрет российского менеджера" и

исследований в рамках проектов программы ЕС ТАСИС" Октябрь 2001 г.

 

navigator.ane.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте