Бизнес-образование: путь длиною в век

Дата публикации

По данным социологических опросов, многие выпускники школ и те, кто собирается получить второе образование, считают наиболее перспективными на сегодняшний день специальности, объединенные общим понятием "бизнес-образование". Для российских высших учебных заведений это направление еще только переживает период становления, на Западе же оно имеет почти вековую историю. Многие зарубежные бизнес-школы пользуются заслуженной мировой известностью, а их рейтинги ежегодно публикуются в авторитетных изданиях. С этой информацией мы и хотим вас познакомить.

 

Двадцатое столетие подходит к завершению. На пороге новой эпохи следует вспомнить, что принес человечеству век, который вскоре мы назовем "минувшим".

Нам есть чем гордиться: это был период поистине революционных открытий практически во всех областях науки и техники. Изобретение радио, телевидения, компьютера, развитие воздухоплавания, освоение космоса, открытие пенициллина - вот лишь малая толика из огромного списка деяний, совершенных в этом столетии.

 

Однако прогресс не ограничивается завоеваниями человеческого разума, воплощенными в металле, камне и т. д. Рядом с ними стоят достижения из нематериальной сферы. Из поколения в поколение люди передают накопленные знания. И тогда в один ряд с великими свершениями могут быть поставлены успехи в области образования, например, появление бизнес-образования, совпавшее с началом двадцатого столетия. Мы расскажем об одном из его современных направлений - программах МВА (Master of Business Administration).

 

Для начала - небольшой исторический экскурс. Весной 1902 года семь студентов Дартмутского колледжа получили первые дипломы, свидетельствующие о том, что они прослушали полный курс предметов и дисциплин в рамках программы М.С.S. (Master of Commercial Science). Таким образом, члены этой "великолепной семерки" стали первыми дипломированными бизнесменами мира, а Дартмутский колледж - колыбелью нового вида образования.

 

На стадии своего формирования программа МВА в буквальном смысле слова боролась за право законного существования. Представители многих университетов считали саму идею преподавания такого приземленно-торгашеского предмета, как коммерция, неприемлемой и противоречащей моральным принципам.

 

Преодолев это противостояние, бизнес-образование столкнулось с новой проблемой: чему обучать. Иностранным языкам? Географии? Истории? Экономике? Математике? На протяжении более сорока лет бизнес-школы искали устойчивый баланс, лавируя между теорией и практикой, инновационными и традиционными предметами с целью создать такую программу, которая готовила бы настоящих профессионалов для сферы бизнеса.

 

Вряд ли кто-либо предполагал в то время, что в конце двадцатого века более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по программе МBA, только на территории США ежегодно будут выдавать свыше 90 тысяч дипломов и что бизнес-образование займет второе место по популярности после академического. По самым скромным подсчетам, общее количество получивших документ об окончании обучения по программе МВА в США превысило миллион. Получается, что каждый двухсотпятидесятый житель Америки имеет на руках вышеупомянутый диплом. Приплюсуем сюда Европу, где программа получила свое распространение в шестидесятые годы... Впечатляющая статистика.

 

Какие же мотивирующие факторы способствуют тому, что молодые бизнесмены мира столь часто останавливают свой выбор на программе МВА? Прежде всего это: - необходимость или желание сменить род профессиональной деятельности, - потребность в приобретении новых знаний, опыта и связей, - стремление к карьерному росту, повышению социального статуса и материального благосостояния, - необходимость в получении специальных знаний для организации собственного бизнеса.

 

По форме обучения программы подразделяются на Full-Time (аналог нашего дневного обучения), Part-Time (вечернего), Distance Learning (заочного) и Executive Program (для высшего менеджмента компании). Методики преподавания могут варьироваться по усмотрению каждой конкретной школы, но в том или ином процентном соотношении она обязательно включает лекции, семинары, компьютерное моделирование ситуаций из области бизнеса, кейсы и проекты по заказам компаний, групповые занятия и т. д.

 

Программы МВА тщательнейшим образом подходят к изучению предметов и дисциплин, без знания которых практически невозможно успешное ведение бизнеса мирового уровня. Среди них встречаются одно- и двухгодичные, с акцентом на лекции или семинары и кейсы, с очень гибким учебным планом (например, в Чикаго обязателен для изучения всего один курс) или более традиционным, где первый год, в основном, посвящен обязательным предметам, а второй - предметам по выбору и т.д.

 

Достаточно интересно рассмотреть характерное отличие американских бизнес-школ от европейских. Европейские программы, как правило, рассчитаны на один год обучения, вплотную контактируют с реальным сектором экономики, ориентированы на европейский либо международный бизнес, состав их слушателей интернационален. При отборе будущих студентов решающее значение имеет опыт работы и достигнутые в этой сфере успехи. Поэтому средний возраст студентов приближается к 30 годам.

 

Американские программы обычно предполагают два года обучения, акцент в них делается на исследовательские работы в области национального бизнеса. Приемные комиссии в первую очередь обращают внимание на результаты тестов и оценки успеваемости при получении предыдущего образования. Большинство студентов являются жителями Соединенных Штатов, а их средний возраст - около 27 лет. Однако в последние годы эти различия все более и более стираются. Приведем интересные цифры, характеризующие крупнейшие бизнес-школы Европы и Америки, - International Institute for Management Development (IMD, Швейцария) и Fuqua School of Business (Duke University, США). Как правило, данные усреднены.

 

IMD: стоимость обучения - $ 30.000 в год; возраст при поступлении - 31 год (от 27 до 35 лет); опыт практической деятельности - 7,5 лет; женщины - 14%; студенты из других стран - 95%; количество кандидатов на одно место при поступлении - 10; Graduate Management Admissions Test (GMAT) - 620; начало занятий - январь; последний срок подачи документов - 1 сентября; длительность обучения - 11 месяцев; количество предложений о работе для каждого выпускника - 3; полный пакет компенсаций (зарплата плюс бонусы) - $ 113.000 в год; компании, рекрутировавшие наибольшее количество выпускников: Philips, Andersen Consulting, Arthur D Little, Bain & Company, Hilti, Rabobank.

 

Duke University: стоимость обучения - $ 25.000 в год; возраст при поступлении - 28 лет (от 22 до 40 лет); опыт практической деятельности - 5 лет; женщины - 34%; студенты из других стран - 27%; количество кандидатов на одно место при поступлении - 7; Graduate Management Admissions Test (GMAT) - 664; начало занятий - сентябрь; последний срок подачи документов - 26 апреля; длительность обучения - 2 года; количество предложений о работе для каждого выпускника - 3; полный пакет компенсаций (зарплата плюс бонусы) - $ 116.000 в год; компании, рекрутировавшие наибольшее количество выпускников: Andersen Consulting, Coopers & Lybrand, Deloitte & Touche, Booz-Allen Hamilton, Procter & Gamble, IBM, Hewlett-Packard, Morgan Stanley.

 

При выборе бизнес-школы будущий студент учитывает многие факторы: методики обучения, месторасположение бизнес-школы, учебный план, условия проживания, профессорско-преподавательский состав, учебную нагрузку, контингент будущих сокурсников, возможности контактов с выпускниками прошлых лет, а также перспективы получения работы и т.д. Тем не менее, пожалуй, одним из самых важных критериев выбора являются рейтинги бизнес-школ, самые популярные из которых публикуются в "Business Week", "U.S. News & World Report", "Financial Times", "The MBA Advantage".

 

Самый "свежий" по времени - рейтинг от "U.S. News & World Report", появившийся в марте нынешнего года. (По многолетней традиции, рейтинги учебных заведений составляются именно в марте.) Основными его критериями служат репутация бизнес-школы (40% вклада в общий рейтинг), селективность (избирательность) процесса отбора будущих студентов (25%, соответственно), успешность устройства выпускников на работу (35%). Результаты по американским бизнес-школам:

 

1. Harvard Business School

2. Stanford Graduate School of Business

3. Columbia Business School

4. Sloan Business School - Massachusets Institute of Technology

5. The Wharton School - University of Pennsylvania

6. Kellogg Graduate School of Management - Northwestern University

7. Graduate School of Business - University of Chicago

8. Amos Tuck School of Business Administration - Dartmouth College

9. Anderson School of Management - University of California (Los Angeles)

10. Fuqua School of Business - Duke University

 

Рейтинг газеты "Financial Times" от 25 января нынешнего года чрезвычайно интересен сразу по нескольким причинам. Во-первых, это на сегодняшний день единственный серьезный рейтинг лучших школ Америки, Европы и Канады, которому меньше года. Во-вторых, он отличается достаточно фундаментальным подходом к составлению - анализирует более десятка различных параметров и анкетирует выпускников бизнес-школ не текущего года, а 1995-го, соответственно, уже сумевших оценить возможности практического применения полученного образования.

 

1. Harvard Business School

2. Columbia Business School

3. Stanford Graduate School

4. Pennsylvania (Wharton)

5. MIT (Sloan)

6. Chicago GBS

7. Northwestern (Kellogg)

8. London Business School

9. Dartmouth (Amos Tuck)

10. UCLA (Anderson)

 

Другим общепризнанным лидером является рейтинг "Business Week". Он был опубликован в октябре 1998 года. Методологически рейтинг отличается от приведенных выше и опирается на опрос двух важнейших категорий потребителей услуг, предоставляемых бизнес-школами, - их студентов и работодателей, принимающих выпускников.

1. The Wharton School - University of Pennsylvania

2. Kellogg Graduate School of Management - Northwestern University

3. Graduate School of Business - University of Chicago

4. Business School - University of Michigan

5. Harvard Business School

6. Columbia Business School

7. Fuqua School of Business - Duke University

8. Johnson Graduate School of Management - Cornell University

9. Stanford Graduate School of Business

10. Amos Tuck School of Business Administration - Dartmouth University

И наконец, рейтинг лучших европейских бизнес-школ "The MBA Advantage":

1. IMD (Switzerland)

2. INSEAD (France)

3. IESE (Spain)

4. London Business School (UK)

5. ISA (France)

6. Erasmus University (Netherlands)

7. University of Manchester (UK)

8. SDA Bocconi (Italy)

9. Nijenrode (Netherlands)

10. UBI (Belgium)

 

Компания "МВА Консалт" специализируется на подготовке к поступлению в западные TOP бизнес-школы - GMAT, TOEFL, Pre-MBA и т.д.

 

Для контактов: тел. 234-9988, е-mail: slavad@mail.ru, Internet: http://mba.nlg.ru

 

Вячеслав Давиденко

Комментарии Фейсбук Вконтакте