Бизнес на культурах

Дата публикации

Различия в культурах оказывают влияние и на бизнес. Это влияние особенно усилилось благодаря процессам глобализации, в результате которых представители разных народов и цивилизаций вынуждены тесно сосуществовать на рабочем месте. В результате появилась особая сфера науки о бизнес-управлении - мультикультурный, или этнический, менеджмент, - которая анализирует традиции и стереотипы, которыми оперируют представители разных народов, волей судьбы работающие совместно.

 

Сара Ланье (Sarah Lanier), автор книги "От Непонятного до Знакомого" (Foreign to Familiar: A Guide to Understanding Hot - And Cold - Climate Cultures), высказала гипотезу, согласно которой все культуры мира можно разделить на культуры "горячего" и "холодного климата". "Горячий климат" (он же "племенной") подразумевает, что отношения между людьми базируются на их личных связях, "холодный" (он же "урбанизированный") - что отношения строятся на совместном решении задач и достижении общих целей. Первая система отношений построена на приоритетах группы, а вторая - на приоритетах отдельной личности.

 

Эти культуры зачастую противоречат друг другу, что особенно проявляется в процессе совместной работы. Например, начальник, представляющий "горячую" культуру, предпочтет не увольнять бесполезного сотрудника, если тот хорошо вписывается в коллектив. Напротив, босс, действующий по принципам "холодной" культуры, предпочтет держать на работе эффективно работающего сотрудника даже в том случае, если тот перессорился со всеми коллегами. Для "горячего климата" важнее всего гостеприимство. То есть уровень приема, который оказывается визитеру, важнее цели самого визита. Для "холодного климата" время - это деньги. Атрибуты уважения и почета имеют меньшее значение, чем эффективное планирование и результаты совместной деятельности.

 

Другую градацию предложил Эдвард Холл (Edward T. Hall), автор книги "За пределами культуры" (Beyond Culture). Он делит культуры на два типа - "высококонтекстные" и "низкоконтекстные" - на основе того, насколько укоренены в тех или иных обществах традиции поведения. В первом типе культур традиции возникли давно - столетия и даже тысячелетия назад, - видоизменить или отменить их невозможно. Люди, принадлежащие к этой культуре, привыкли действовать формализованно, они уделяют огромное значение этикету и т.д. Второй тип культур сформировался в молодых государствах, их население более разнообразно, традиций здесь мало, они, как правило, не имеют большого значения. На этих различиях основаны и различия в ведении бизнеса.

 

Американский исследовательский центр Институт за культурную демократию (Institute for Cultural Democracy) сформулировал шесть ключевых принципов, которые предлагаются американским менеджерам и бизнесменам, ведущим международный бизнес или управляющим компаниями, в которых работают представители различных народов.

 

Общение

 

У каждого народа есть свой язык жестов - разные жесты часто имеют противоположное значение в разных культурах. Кроме того, даже отдельные слова и выражения имеют различное смысловое наполнение. Даже в англоязычных странах слово "да" (yes) может вызывать разные ассоциации - от "может быть, когда-нибудь я подумаю об этом" до "полностью согласен".

 

Конфликт

 

Некоторые народы считают конфликты позитивным явлением, другие стараются их всемерно избегать. В США конфликты принято разрешать на основе личной и открытой дискуссии, в некоторых восточных культурах лучший метод - разделение враждующих сторон, поскольку открытый конфликт неприемлем.

 

Выполнение заданий

 

Различия обусловлены многими причинами, в том числе разницей в понимании времени, в критериях успеха и т.д. К примеру, азиаты и латиноамериканцы уделяют больше внимания, чем европейцы и американцы, построению межличностных отношений. Жители Европы и Северной Америки, в свою очередь, во главу угла ставят выполнение совместной задачи, рассчитывая, что отношения наладятся сами собой в процессе совместной работы. Это отнюдь не означает, что люди работают лучше или хуже.

 

Принятие решений

 

В США принято, что начальник делегирует часть своих полномочий подчиненному, который полностью отвечает за выполнение того или иного задания. Во многих южноевропейских и латиноамериканских странах начальник принимает все решения сам. В случае когда решение принимается коллегиально, в США принято принимать точку зрения большинства. В Японии стороны пытаются найти компромисс, устраивающий всех.

 

Открытость

 

Это различие особенно проявляется в ходе конфликтов. К примеру, в некоторых культурах начальник и коллеги находятся в курсе личной жизни сотрудника, в некоторых - частная жизнь является "закрытой зоной", в которую допускают только самых близких. Если возникает конфликт, то знание или незнание биографических подробностей человека может играть огромную роль, поскольку пострадавшие могут считать, что с ними обращаются несправедливо лишь на основе того, что сослуживцы знают или, наоборот, не знают об их семейных проблемах.

 

Знание

 

Представители разных культур по-разному приобретают знания и навыки. Европейцы склонны к процессу познания на основе жестких критериев - например, они читают книги, считают или измеряют, уделяя меньше внимания неким априори  имеющимся представлениям о предмете. Африканцы больше внимания уделяют неким символическим оценкам и воображению. В азиатских культурах лучшим путем приобретения знания считаются трансцендентальные методики. В результате, чтобы получить информацию о предмете, европейцы предпочтут пойти в библиотеку, африканцы - будут стремиться ознакомиться с ситуацией на месте, а азиаты попытаются найти знатока-эксперта.

 

В свою очередь, пакистанец Фарид Элашмави (Farid Elashmawi), автор учебника "Мультикультурный менеджмент", глава консалтинговой фирмы Global Success, опубликовал в журнале Certified Management Digest простые советы, как вести бизнес с американскими менеджерами.

 

- Во время первой встречи с американцем не говорите слишком персонально. Важно произвести впечатление дружелюбного человека, не более того

 

- В деловых переговорах и переписке будьте кратки и точны

 

- С американским начальником стоит говорить прямо. Американский босс ценит идеи своих подчиненных

 

- Всегда ожидайте обратной связи от своих американских коллег и начальства. Вы должны быть в состоянии отвечать на все интересующие их деловые вопросы, касающиеся вашей работы

 

- У американцев есть несколько типов дружбы. Знайте, какое место вы занимаете в жизни ваших партнеров и коллег

Комментарии Фейсбук Вконтакте