Без потерь и долгов

Дата публикации

Хорошее бизнес-образование стоит немалых денег. Но даже оно отнюдь не гарантирует мгновенных позитивных изменений в жизни, как это было раньше: новой работы с зарплатой, в несколько раз превышающей прежнюю, взлета в карьере и т.д. Поэтому нынешние претенденты на степень МВА предпочитают не рисковать и выбирают не дневные, а более гибкие программы, позволяющие сохранить работу и избежать долгов.

Учеба по совместительству

После восьми лет работы маркетологом в небольшой фирме, занимающейся финансовым планированием, Диана Оуд решила, что ей пора сменить обстановку и как-то форсировать свою карьеру. Однако 34-летней женщине совсем не хотелось влезать в долги размером в $100 тыс. - именно столько обычно составляет задолженность по кредитам и ссудам на обучение у выпускников дневной (full-time) MBA. Диана выбрала программу part-time в школе бизнеса Stern Нью-йоркского университета, предусматривающую учебу в свободное от работы время. Курс обошелся ей в $75 тыс. за три года, но, продолжая работать, она смогла избежать кредитов и долгов. В школе Диана значительно расширила сеть деловых контактов, и в результате уже через год, еще не закончив учебу, она получила высокооплачиваемую должность менеджера по маркетингу в швейцарском банковском гиганте UBS. Программа part-time MBA школы Stern предполагает занятия вечером и в выходные дни плюс интенсивные модули два раза в год - зимой и поздним летом. Кроме того, учеба идет и в режиме онлайн: в Интернете происходят виртуальные семинары, обсуждения, работа в группе, распространяется учебный материал. Гибкость программы еще и в том, что студент сам выбирает ее продолжительность - от двух до шести лет.
Только 20% слушателей бизнес-школ сегодня поступают на дневные программы. Больше половины предпочитают вечерние МВА, остальные записываются на executive, дистанционные и краткосрочные программы. Причин тому несколько. Во-первых, затраты на full-time МВА слишком велики, особенно с учетом того, что человек уходит с работы и теряет на время учебы заработок. Обучение в лучших бизнес-школах обходится в $70-75 тыс., плюс к тому теряется в среднем примерно $130 тыс. неполученной зарплаты. Во-вторых, у нынешних студентов МВА нет такой уверенности, как у их предшественников, что они сразу же найдут работу с высоким компенсационным пакетом, который позволит быстро погасить долг. Статистика по рекрутингу крупных компаний и корпораций не внушает оптимизма. Для примера, в 2000 году компания Goldman Sachs наняла 46 выпускников бизнес-школы Columbia, в прошлом году - только 18. В том же 2000 году топ-школы трудоустраивали 90% своих выпускников. В прошлом году этот показатель упал до 70%. По мнению экспертов, банки и инвестиционные компании теперь предпочитают брать бакалавров с бизнес-степенью: они дешевле и менее амбициозны.
"Part-time МВА - главный рыночный продукт бизнес-школ на сегодняшний день, - считает президент американской ассоциации Association to Advance Collegiate Schools of Business, занимающейся аккредитацией МВА, Джон Фернандес. - Количество этих программ растет не случайно: никто не хочет прерывать свою карьеру и полностью концентрироваться на учебе в течение двух лет".
По оценкам Graduate Management Admissions Council, в этом году отмечен существенный рост заявок на вечерние программы МВА. Увеличение числа слушателей зафиксировано в половине бизнес-школ, предлагающих такие программы. Похвастаться тем же могут лишь три дневные МВА из 90 опрошенных школ: HEC School of Management (Париж), University of Alabama и University of Connecticut. В целом же за два последних года заявок на full-time MBA стало на 33% меньше. Спад отмечают даже топовые школы, такие как Tuck и Kellogg (47% и 44% соответственно). Гарвард, являющийся для многих "золотым стандартом" МВА, потерял в прошлом году 31% заявок. При этом число обладателей диплома МВА в США с каждым годом растет на 6%. В прошлом году их стало 130 тысяч.
Программы part-time становятся все более гибкими и ориентированными на потенциального студента. "Студенту больше не надо подстраиваться под учебную программу, - говорит г-н Фернандес. - Теперь она подстраивается под студента". Сегодня любой может получить МВА дистанционно, в режиме онлайн, например в бизнес-школе Duke University. Программа будет та же, диплом тоже, только форма обучения другая - менее затратная во всех смыслах этого слова.
Правда, надо учитывать, что в общей сложности стоимость part-time МВА может быть выше, чем дневной, и доходить до $80 тыс. за весь курс. Однако, как мы знаем, курс можно растянуть во времени, в течение которого вы продолжаете работать и получать зарплату. К тому же учеба без отрыва от работы поощряется и охотнее финансируется работодателями.
Три года назад Шерард Сандерсен, программист из компании "Майкрософт", поступил на part-time МВА Чикагской бизнес-школы. Каждую пятницу он садился на ночной рейс Сиэтл-Чикаго, утром в аэропорту его забирал школьный микроавтобус, а тем же вечером он уже улетал обратно. Обучение обошлось ему в $75 тыс., еще $30 тыс. стоили перелеты. Много заниматься приходилось и самостоятельно, и в режиме онлайн. "Я совсем не жалею потраченных сил, времени и денег, - говорит Сандерсен. - Качество образования и уровень полезных контактов были такими же, как и на дневной МВА. Зато я закончил школу без долгов и с хорошей новой работой в McKinsey & Co.".

Гуд бай, Америка

Бизнес-школы, предлагающие дневные МВА, разрабатывают разные стратегии, чтобы привлечь слушателей и затормозить стремительное уменьшение их числа. Так, Гарвард впервые в этом году провел рекрутинг в колледжах и университетах и взял 20 выпускников бакалаврских программ с нулевым опытом работы.
Декан школы Tuck Пол Данос хоть и убежден в преимуществах full-time МВА, которая, по его мнению, дает студентам гораздо больше, чем все прочие варианты программ, все же вынужден признать, что без гибких - вечерних, заочных и модульных - курсов школе не обойтись. "В ближайшие 10 лет не останется ни одной школы, в которой не было бы альтернативных МВА", - считает он.
Впрочем, многие коллеги склонны не замечать объективных причин спада интереса к дневным МВА и винят во всем демографию. Дескать, возрастная группа 25-29 лет в последние пять лет в Америке крайне немногочисленна, а это основной контингент full-time МВА. В действительности гораздо больше американские бизнес-школы страдают от сокращения числа иностранных студентов. Их стало меньше из-за ужесточения визового режима, а также вследствие открытия новых МВА в других странах и регионах.
Так, азиатские студенты теперь все больше предпочитают учиться в Китае. Пол Фу из Малайзии имел все шансы на успешное поступление в самые престижные американские бизнес-школы. Выпускник Кембриджа, он в течение трех лет работал в одном из инвестиционных банков у себя на родине. Когда Фу подал заявления в несколько бизнес-школ, Berkeley предложила ему стипендию, покрывающую половину стоимости обучения, а в Thunderbird обещали оплатить всю сумму. Была ему предложена и стипендия Fulbright Scholarship. Но Пола смущали сложности с получением визы.
Он знал массу реальных историй о том, как азиатским студентам, уже учащимся в Америке и приехавшим на каникулы домой, приходилось по полгода ждать разрешения на повторный въезд в США. Он также слышал о трудностях поиска работы в США, с которыми сталкиваются иностранные студенты. Поэтому Фу решил поступить в шанхайскую China Europe International Business School, где и учится сейчас на втором курсе.
Китайские школы бизнеса привлекают потенциальных студентов еще и тем, что открывают широкие перспективы, связанные с быстрым ростом национальной экономики. В Китае спрос на образованных менеджеров высок как никогда. Ведь для управления стремительно растущей экономикой нужны квалифицированные кадры. В 1991 году девять китайских университетов получили от министерства образования право на обучение по программе МВА.
Это повлекло за собой быстрый рост бизнес-образования в Китае. Школа China Europe, в частности, открылась в 1994 году благодаря соглашению между правительствами Китая и Европейского союза. China Europe сразу же стала привлекать профессоров ведущих бизнес-школ мира, использовать кейсы Harvard Business School и стремиться к получению международной аккредитации. Кроме того, в отличие от других китайских школ, China Europe выбрала языком обучения английский, а это помогло привлечь иностранных слушателей, которые сегодня составляют 20% всех студентов. Стоимость обучения в China Europe составляет $18,5 тыс., а средняя годовая зарплата выпускников, по данным 2004 года, равняется $31 тыс. Причем большинство выпускников сразу же находит работу. Пол Фу искренне считает, что ему повезло оказаться в центре событий, связанных с бурным экономическим развитием Китая, и совсем не жалеет об Америке.
При подготовке статьи использованы материалы forbes.com

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте