Уроки лидерства от средневековых бардов

Дата публикации

Шекспир учит будущих лидеров бизнеса строить взаимоотношения со своими сотрудниками.

Слушатели программ МВА испанской IESE Business School обсуждают на занятиях по менеджменту удары ножом в спину, заговоры и способы захвата власти из пьес "Макбет" и "Юлий Цезарь" 

Литературные занятия - часть представленного недавно в University of Navarra нового курса "Дипломатия и искусство менеджмента". Благодаря ему слушатели получают возможность увидеть себя как дипломатов и уделить особое внимание проведению переговоров, а также построению и поддержанию прочных взаимоотношений.

Брайан Лиггетт (Brian Leggett), помощник профессора по управлению людьми в организациях, говорит: "Пьесы Шекспира затрагивают многие аспекты человеческого поведения и легко могут быть отнесены к поведению людей в современных бизнес-корпорациях".

"Некоторые дилеммы, которые он поднимает в своих произведениях, могут послужить отличной базой для обсуждения нашего поведения как менеджеров. Например, события и поступки, описанные в "Макбете" и "Юлии Цезаре" так же релевантны сегодня, как и 400 лет назад. Они заставляют нас задуматься о нашем выборе. Они заставляют нас думать о людях, с которыми мы имеем дело. Но более всего они заставляют нас задуматься о последствиях, которые наше поведение имеет для окружающих".

Другой текст, используемый в учебном курсе, - книга Франсуа Кальера (Francois de Callieres) "Каким образом договариваться с государями". "Хотя она была опубликована в 1716 году, в ней есть немало весьма полезных практических советов для современных менеджеров", - говорит Лиггетт. Программа МВА в школе IESE каждый семестр поднимает одну из основных проблем, связанных с поведением, - поведение в организации, лидерство и этика, управление персоналом. И эта проблема затем рассматривается на занятиях многих курсов, в том числе и на курсах по развитию навыков проведения успешных презентаций и переговоров. Слушатели второго года обучения могут выбирать курсы, касающиеся управления карьерой, лидерства, проведения переговоров, самоуправления и корпоративной коммуникации.

Йо Оустон (Jo Ouston), специалист по развитию менеджмента из Лондона, считает, что лучшие лидеры учатся "затрагивать сердца и разум" людей, с которыми они работают. "Обладателям степени МВА следует снять маску интеллектуальности и максимально использовать потенциал своего физического присутствия, голоса и энергии для общения, чтобы каждый чувствовал свое непосредственное участие", - говорит она.

Проблема бизнес-школ в том, что эти качества не всегда ассоциируются с выпускниками программ МВА. Американская Ассоциация AACSB в 2002 году опубликовала отчет, посвященный релевантности представленных в бизнес-школах учебных курсов. В числе прочих рекомендаций в отчете говорилось о том, что американским школам следует уделять больше внимания "базовым навыкам управления, таким как общение и развитие лидерства". 

Традиционно бизнес-образование уделяет основное внимание анализу и профессиональным навыкам, экономике и акционерной стоимости, а не навыкам общения, хотя последнее все больше интересуют работодателей. Бизнес-школы стараются учитывать эти последние тенденции повышенного внимания к разного рода soft skills, разрабатывая курсы по мотивации лучшего персонала и проведению международных переговоров. В Durham Business School, например, слушатели принимают участие в ролевых играх, имитирующих встречу с советом директоров, чтобы прочувствовать напряжение и сложность реальных задач лидера. 

"Больший акцент на вспомогательных навыках, так же как и увеличение числа курсов по бизнес-этике, является прямым последствием озабоченности этими вопросами работодателей", - говорит Джулия Тайлер (Julia Tyler), директор MBA в London Business School.

Однако, как говорит Аллан Болтон (Allan Bolton), генеральный управляющий Leeds University Business School, " возникает опасность пренебрежения традиционной функцией образования МВА по обеспечению интеллектуального развития слушателей. Хорошие программы теперь включают в себя высокий уровень развития навыков. Если же компании потребуется от своих специалистов больше практических навыков, их можно будет развить уже в процессе внутрикорпоративного обучения".

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте