Предприниматели возвращаются в школы

Дата публикации

В конце 90-х каждый выпускник MBA хотел создать собственную интернет-компанию. Двумя годами позже аббревиатуры B2B и B2C, которые интернет-бизнесмены использовали для сокращения названий продаж типа "business-to-business" и "business-to-consumer", для многих MBA стали значить "back to banking" и "back to consulting".

Сегодня, поскольку банки и консалтинговые компании приостановили наем на работу выпускников MBA, они вновь начали  интересоваться предпринимательской деятельностью.

В Chicago из 189 студентов, выпускающихся в этом году, около 40% сказали, что они хотят заниматься предпринимательством. В Wharton около 33% студентов, поступивших на обучение прошлой осенью, сказали, что они хотят специализироваться в предпринимательском менеджменте. В прошлом году таких студентов было на 60% меньше.

Raphael Amit, директор предпринимательских программ в Wharton, говорит, что теперь в аудиториях он видит другой тип студентов. По его словам, пять лет назад студенты слепо верили в то, что по окончании обучения благодаря интернет-бизнесу они смогут заработать легкие деньги. Сегодня в школах "царит атмосфера серьезности". "Можно заметить искорки в глазах студентов. Это люди, которые в будущем изменят мир".

Неудивительно, что создание интернет-компании не входит в список проектов для обучающихся по программе MBA в Wharton. "Биотехнология стала намного популярнее", - говорит профессор Amit.

В London Business School один из профессоров, John Bates, сказал то же самое. Школа предлагает множество разных проектов - от создания булочных до организации розничных продаж. От интернет-компаний не осталось и следа.

Профессор предпринимательства в INSEAD Philip Anderson сказал: "Самые умные молодые люди понимают, что одного варианта для них недостаточно. Совершенно точно, основание компании сразу же по окончании INSEAD не является одним из них".

Бум интернет-компаний поколебал ряды MBA. Сами бизнес-школы заявили, что в период с 1998 по 2001 год популярность интернет-компаний просто-напросто поддержала постоянно существовавший у MBA интерес к предпринимательской деятельности. Такие школы, как Harvard и Chicago, сказали, что студенты, которые во время обучения даже не думали о создании собственных компаний, в конце концов начали заниматься предпринимательством.

Интерес к предпринимательству вновь пробудился. И это заметили многие бизнес-школы. Особенно это справедливо в отношении INSEAD, где создается одна из крупнейших программ подготовки предпринимателей.

Когда Gabriel Hawawini в августе 2000 года стал деканом школы, он первым делом начал формирование преподавательского состава для предпринимательской программы. Сегодня в INSEAD работают шесть преподавателей предпринимательства. Профессор Anderson сказал, что он получил разрешение нанять еще 10.

Он верит, что предпринимательская программа в INSEAD станет популярной по трем причинам.

Во-первых, у INSEAD есть богатый опыт работы с иностранными студентами. К тому же 40% выпускников школы владеют компаниями. Во-вторых, по традиции предпринимательская программа INSEAD была направлена на подготовку специалистов для работы в Silicon Valley. В-третьих, "мы хотим быть первыми просто потому, что мы можем".

Помимо теории создания новых компаний (традиционной темы предпринимательских программ) в INSEAD будет еще несколько предметов. Например, как выкупить компанию, как увеличить ее оборот.

Хотя многие бизнес-школы и настроены критически по отношению к интернет-компаниям, они до сих пор получают от них определенную пользу. Профессор Bates сказал, что несколько студентов MBA в LBS оплачивают свое обучение из тех денег, которые они заработали во время dotcom в конце 90-х. Многие из них сказали, что хотят закончить образование и попробовать заняться предпринимательством еще раз.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте