B2B-компании взялись за «голову» и «руки»

Дата публикации 08.07.2009

По данным рекрутинговой компании Antal Russia, количество вакансий в секторе B2B за последние два месяца увеличилось в два с половиной раза по сравнению с началом года. Рекрутинговая активность связана как с развитием новых направлений бизнеса, так и с выходом на российский рынок новых компаний, стремящихся занять ниши, освободившиеся после ухода с рынка компаний, не переживших последствий экономического спада. Кроме того, в области «бизнес для бизнеса» начинает развиваться принципиально новый для России сектор - консалтинговые услуги по соблюдению норм Киотского протокола.

Количество вакансий в B2B-секторе в %
По данным рекрутинговой компании Antal Russia (июль 2009)

Количество вакансий в B2B секторе в %

«Только за последние два месяца мы сопровождали 4 стартапа химических компаний, - рассказывает Евгения Ланичкина, руководитель направления B2B рекрутинговой компании Antal Russia. - В декабре и феврале компании практически не набирали новый персонал, меняли стратегии и просчитывали возможные шаги. В марте и апреле работодатели уже имели четкое видение и делились своими планами по набору новых сотрудников с рекрутерами. В мае и июне мы наблюдали резкое увеличение числа вакансий по сравнению с предыдущими месяцами».

B2B-компании взялись за «голову» и «руки»: наибольшим спросом пользуются менеджеры высокого уровня на позиции генерального директора, управляющего директора, директора по продажам, которые способны вести успешное антикризисное управление. Кандидаты на такие позиции должны иметь опыт планирования бюджета и просчета рисков, а также должны быть готовы принять на себя финансовую ответственность. Вторая категория особенно востребованных кандидатов - рядовые менеджеры по продажам.

«Многие компании оптимизируют штат и меняют сотрудников на более эффективных, - комментирует Евгения Ланичкина. - С января по апрель 70% проектов, которые мы вели, были именно проектами по замене персонала. К примеру, если в  прошлом году компания могла иметь двух сейлз-менеджеров, то теперь ей выгоднее найти сильного управленца на позицию директора по продажам, отвечающего за стратегию, просчет рисков и привлечение самых прибыльных клиентов, который возьмет к себе в подчинение одного продавца-исполнителя. Но уже сейчас 60% наших проектов - это подбор сотрудников на новые вакансии».

Наибольший спрос на менеджеров среднего и высшего звена наблюдается среди компаний, занимающихся поставкой сырья и ингредиентов для пищевой промышленности, где нужны технологи и менеджеры по продажам, а также в компаниях, которые производят упаковочные материалы. На рынок выходит большое количество компаний в области химической промышленности, а также компаний, производящих пластики, представительство которых начинается с одного человека уровня директора по продажам, который будет подбирать команду.

Высока рекрутинговая активность в аграрном и животноводческом бизнесе, где открыты вакансии уровня управляющего компании или управляющего региональной сетью, при этом многие компании предпочитают рассматривать в качестве кандидатов иностранных менеджеров. Кроме того там востребованы «полевые сейлзы».

Спрос на новых сотрудников среди компаний, производящих и продающих медицинское оборудование, остается стабильным. Им, как и раньше, нужны директоры и менеджеры по продажам, менеджеры по маркетингу с опытом продвижения аналогичного оборудования, а также сервисные инженеры.

Последний тренд в секторе B2B - развитие консалтинговых компаний, оказывающих услуги по соблюдению производственными компаниями экологических норм Киотского протокола, к осуществлению которого готовится Россия, а также услуги по разработке проектов совместного осуществления и системы торговли квотами на выбросы парниковых газов. Основные игроки находятся на стадии передела рынка и активно ищут людей, компетентных в этой области, а также людей с опытом управления проектами по внедрению или модернизации систем качества на производстве на топ-менеджерские позиции.

«Консалтинговые услуги по соблюдению норм Киотского протокола - это совсем новый рынок, но за последние три месяца мы уже завершили несколько проектов по поиску управленцев в этой сфере. Потребность в специалистах здесь уже сейчас высока и будет только расти», - говорит Евгения Ланичкина.

На рынке продажи производственного оборудования сейчас затишье: если в прошлом году из всего объема вакансий в секторе B2B, по данным Antal Russia, 70% составляли вакансии в этой области, то теперь их около 30%.

«Производственные компании предпочитают не закупать новое оборудование, а ремонтировать и модернизировать старое, - поясняет Евгения Ланичкина. -  В связи с этим многие компании стремятся сделать сервисный департамент прибыльным направлением бизнеса, и особенно востребованными становятся кандидаты на позиции сервисных инженеров, а также after sales специалистов».

По прогнозам консультантов Antal Russia, стоит ожидать увеличения вакансий в автомобильной промышленности, а именно в области производства и продажи компонентов для автомобилей.

«Сейчас активность наблюдается в северо-западном регионе, - рассказывает Евгения Ланичкина. - За последние несколько недель у нас уже появилось несколько проектов по поиску менеджеров по продажам и менеджеров проектов по производству для западных компаний. По нашим прогнозам спрос на таких людей начнет заметно расти примерно через полгода».

Комментарии Фейсбук Вконтакте