Гуманитарный Физтех

Дата публикации

– В условиях холодной войны у нас был высокий спрос на первоклассных физиков и инженеров, но талантливых менеджеров в невоенной области всегда не хватало. Предпринимательский дух нации самовыражался в проектах типа атомного или ракетно-космического. Действительно, Королев или Курчатов были не только и даже не столько учеными (с точки зрения физики в создание той же атомной бомбы гораздо больший вклад внесли Зельдович или Харитон), сколько талантливыми управленцами высшего уровня, однако их менеджерские навыки не были востребованы вне рамок ВПК.

Проблема не решена до сих пор - предпринимателей и менеджеров в России критически мало, но еще хуже то, что за последнее десятилетие так и не были созданы жизнеспособные механизмы их воспроизводства. Многочисленные «факультеты маркетинга и менеджмента», которые сегодня открыты в любом провинциальном втузе, вряд ли способны с помощью вольного пересказа с кафедры бестселлеров Самуэльсона или Котлера решить эту задачу. Да и могут ли вообще научить бизнесу люди, не реализовавшие в своей жизни ни одной предпринимательской схемы. Впрочем, передать навыки конструкторской и исследовательской деятельности с помощью простого изложения курса общей физики или сопромата тоже невозможно - это могут сделать только реальные конструкторы и исследователи. Чтобы удовлетворить спрос советского ВПК в квалифицированных технократах, после второй мировой войны была создана целая система элитных учебных заведений, ориентированных не только на передачу знаний, но и на обучение вполне конкретным формам деятельности. Наиболее законченное воплощение эта идея нашла в знаменитом Физтехе.

Один из выпускников Физтеха, ныне известный философ и социолог Сергей Чернышев, считает, что решить проблему кадров для российского бизнеса может гуманитарный «Физтех», готовящий предпринимателей. В ноябре официально стартовал разработанный им образовательный проект - Центр корпоративного предпринимательства (ЦКП), открытый при Высшей школе экономики.

– Сергей Борисович, среди нынешних предпринимателей и менеджеров подозрительно много вчерашних физиков и инженеров, в том числе и выпускников Физтеха. Дает ли сугубо технократическое образование какие-нибудь преимущества человеку, впервые в жизни решившему заняться бизнесом?

– Во-первых, если говорить о физтеховской системе образования, я бы не стал называть ее сугубо технократической. Были ли, скажем, Капица или Раушенбах чистыми технократами. Параллельно с курсом космонавтики Раушенбах, к примеру, излагал нам свои работы о пространственном восприятии в средневековой живописи. А во вторых, видимо, есть глубокая общность между конструированием физико-техническим и социальным. Когда социальных конструкторов, каковыми, по сути, являются предприниматели, недостаточно, физик конструктор может с горем пополам его заменить, просто вместо какой-нибудь электронной схемы он начинает клепать схемы бизнеса. Есть глубокая общность между способами решения всех изобретательских задач (а создание бизнес-схемы - изобретательская задача). Когда физики и математики оказались не востребованы, они вдруг обнаружили, что их умение применимо в российском предпринимательстве, суть которого - конструирование уникальных схем деятельности, в которых только часть элементов является, строго говоря, бизнесом в западном понимании. Это, по сути, инновационная конструкторская деятельность.

И обучать этой деятельности вы собираетесь физтеховскими методами?

– У Физтеха была важная черта - человеку давалась полная свобода самоопределения в условиях сверхбогатой среды и прямого доступа ко всем ресурсам. Поощрялась горизонтальная мобильность, я, например, трижды менял факультет. Было абсолютно свободное посещение занятий, но в результате сорок пять процентов отчислялось. В ЦКП у студентов тоже будет полная свобода и большой отсев. Но главное, что делает ЦКП похожим на Физтех, - мы стремимся включить в процесс обучения как можно больше действующих предпринимателей. Вместо того чтобы опосредовать высшую школу и частных заказчиков, какими-нибудь рекрутинговыми агентствами, мы впихиваем предпринимателя в образовательный процесс, устраняя любых посредников.

На первом-втором курсе предприниматели просто читают лекции и ведут семинары, а третьем мы устраиваем смотрины - объединенный семинар «Предпринимательские схемы, корпорации, стратегии». Студенты выбирают кого-то из них, они выбирают кого-то из студентов. А на четвертом курсе предприниматель берет студентов к себе на стажировку. Студент ЦКП работает в корпорации, как в Физтехе работал на базовой кафедре, а потом, скорее всего и остается там.

Чему еще помимо изучения реальных бизес-схем и конструирования новых будут обучаться ваши студенты?

Позволю себе небольшое историческое отступление. В средневековой корпорации люди жили вместе. Корпорация имела герб, гимн, единую домовую церковь, они вместе шли на войну, у них был так называемый корпоративный дух, корпоративная этика. Это был целостный социальный организм, в котором духовное начало играло не меньшую роль, чем предметное. Просто потом институт распался, смысл слова потерялся, и в другом обществе, где уже никто не помнил, что эго такое, просто взяли и определенный тип юрлица назвали корпорацией. Современные, «косящие» под корпорацию конторы, пишущие в своих каталогах что-нибудь вроде «клиент всегда прав, где вы, там и мы», зачастую друг от друга практически неотличимы. Между тем в конкурентной схватке при прочих равных (технологических, финансовых etc.) возможностях побеждает корпорация с сильной идеологией. Топ-менеджеры современной корпорации должны быть носителями одних и тех же культурных инвариантов. Особенно остро этот вопрос встает, когда корпорация вынуждена (под воздействием внешних или внутренних факторов) менять свою цель. Если топ-менеджеры расходятся в понимании таких фундаментальных ценностей, как «прекрасное», «истинное», «благое», они никогда не договорятся о смене цели, то есть о стратегии. Топ-менеджеры должны быть людьми сходной, а еще лучше одной культуры. Поэтому в образовательных программах ЦКП будет мощная гуманитарная составляющая. Преподавать какую-нибудь византийскую эстетику здесь будут не потому, что она нужна сама по себе, у нее совсем другая функция - функция трансляции системы культурных ценностей, без которой корпорация, если она выстроится, не сможет на уровне топ-менеджмента принимать самосогласованные решения.

А чем вы завлекаете на преподавательскую работу самих предпринимателей?

– У них острейшая проблема кадров, им не нужны абстрактные «экономисты» и «менеджеры», зазубрившие «экономикc». Подлинным предпринимателям, кстати, и не приходится особо объяснять, почему им нужно идти в ЦКП, они говорят: «Да, конечно, так это и надо делать».

То есть «социальный заказ» на ЦКП, по сути, исходит от самих предпринимателей?

– «Социальный заказ» на Физтех прошел через шкуру того же Христиановича или Капицы, по этой шкуре стучал палкой Лаврентий Павлович и требовал такое-то изделие к такому-то сроку, а для этого нужны были физики-конструкторы в большом количестве. Сейчас такого артикулированного заказа со стороны государства нет, наоборот, обществом ведется самоубийственная деятельность - в наших транснациональных предпринимателях мы видим бандитов и с удовольствием сдаем их конкурентам. Нет понимания, что мы можем выжить в современном мире, только если сформируем собственный широкий слой социальных конструкторов-предпринимателей и будем предпринимательские корпорации поддерживать - информационно, культурно, как угодно. Поэтому «социальный заказ» на подобный вуз сейчас исходит от самих предпринимателей, перед которыми стоит задача элементарного выживания. Настоящее дело начнется, когда на месте государства - держателя «общака» появится государство - генеральный конструктор.

Комментарии Фейсбук Вконтакте