Занимательная арифметика

Дата публикации

Заявление декана Wharton School о том, что бизнес-школы берут цифры для исследований из головы, может обернуться глобальным скандалом, - пишет канадская Globe and Mail
тобы занять высокие места в рейтингах, некоторые бизнес-школы намеренно искажают информацию о своих программах МВА. Это выглядит особенно цинично, поскольку миссия этих учебных заведений состоит в воспитании бизнес-лидеров с чувством этики, - говорит Патрик Харкер (Patrick Harker), декан престижной Wharton School.
"Как я могу учить студентов соблюдению правил этики, честности и откровенности, когда мы сами поступаем вразрез этим правилам?", - говорит Паркер, руководитель старейшей университетской школы при University of Pennsylvania.
По его словам, фальсификация информации особенно огорчает, поскольку многие кандидаты после серии корпоративных скандалов отказываются от обучения на программах МВА, считая, что в корпоративном мире мошенничают все.
"Это даже не вопрос места в рейтинге, речь идет об элементарной честности", - говорит он.
Харкер, чья школа не так давно официально отказалась от участия в рейтингах, вызвал рост недоверия и оживленные дебаты относительно правомерности и объективности составления рейтингов программ МВА. По его мнению, методология проведения исследований деловых изданий имеет ряд серьезных недостатков, получаемая информация во многих случаях не может найти подтверждения, а постоянные опросы попросту мешают школам заниматься своим делом. Тем не менее, многие слушатели, особенно те, кто для обучения на программе МВА хотел бы приехать в Америку, используют эти цифры в процессе принятия решения и выбора школы. 
"Кандидаты ориентируются на рейтинги и не проводят более детального исследования, чтобы найти для себя подходящую школу", - говорит Харкер и добавляет, что хотя Wharton является одной из величайших школ, это не значит, что она прекрасно подходит для всех кандидатов.
Wharton и Harvard, сильнейшие игроки на рынке программ МВА, выступили против мировой системы рейтингов, крупнейшие из которых финансируются такими изданиями как Financial Times, The Wall Street Journal, BusinessWeek и The Economist.
Весной 2004 года обе школы объявили, что не собираются предоставлять контактную информацию своих выпускников для их участия в опросах, но продолжают предоставлять цифровые данные для не-рейтинговой базы данных Graduate Management Admissions Council.
"Бизнес школы предпочли продолжить свою игру с рейтингами, которая препятствует эффективной реализации своей фундаментальной миссии обучения студентов, чего мы себе позволить не можем", - заявил Паркер на встрече выпускников школы и представителей компаний в Торонто.
Он спросил, как могут студенты, в большинстве своем посещающие занятия по программе МВА в одной школе, оценивать ее в сравнении с другими. Харкер заключил, что рейтинги вряд ли исчезнут в обозримом будущем. Фактически, Wharton продолжает занимать верхние строчки большинства из них, несмотря на то, что составителям приходится искать подход к выпускникам без помощи школ. Например, в публикуемом каждые два года рейтинге BusinessWeek школа второй раз подряд занимает третью строчку, вслед за Kellogg School при Northwestern University и бизнес-школой University of Chicago. Financial Times также признала ее программу executive MBA лучшей.  
Но Паркер, 46-летний инженер, экономист и руководитель школы Wharton на протяжении последних четырех лет, говорит, что школа больше не станет принимать активное участие в составлении каких бы то ни было рейтингах. Некоторые критики считают, что Philadelphia хочет убить всех зайцев: не отказываясь от участия в опросах, они оставляют за собой право предоставлять лишь ту информацию, которая сыграет в их пользу, и дистанцироваться от тех рейтингов, где шансы на верхние строчки у них не слишком хорошие.   
Некоторые канадские школы неожиданно поддержали Перкера, выразив свою готовность прекратить или ограничить сотрудничество с составителями рейтингов. Причина та же: рейтинги отнимают массу времени у слушателей и выпускников.
Исключение составила Schulich School of Business при York University. Ее декан, Дензо Горварт (Dezso Horvath), сказал, что в силу обязательств перед владельцами школы он должен участвовать во всех проводимых опросах. Он добавил, что самое точное впечатление о каждой школе можно составить лишь при рассмотрении ее результатов про различным рейтингам.
Говоря о всеобщей озабоченности адекватностью предоставляемых для составления рейтингов данных, Харкер сказал, что один из самых распространенных методов искажения информации состоит в способе подсчета количества выпускников, получивших работу к моменту получения степени. На вопрос "есть ли у вас работа?" выпускники отвечают "да, есть", "нет, у меня нет работы" или же могут вообще не отвечать. Wharton не учитывает тех, кто не ответил. Но некоторые другие школы уверены, что "если мы не получили ответа от выпускников, значит, у них все в порядке и работа у них наверняка уже есть".
"Это непрямая, но все же ложь", - говорит он. "И этого никто не знает".
По его мнению, существуют и более широкие вопросы методологии. По результатам большинства рейтингов многие школы показывают статистически равные результаты. Почему, спрашивает он, составители не могут разбить школы на несколько групп и забыть о цифровом определении их места. И ответ на этот вопрос обычно звучит примерно так: "Да, вы правы, но на рейтинги существует спрос". Однако, существование какого угодно высокого спроса не говорит о том, что вы делаете все правильно.  
Отрицание потребностей потребителя звучит странно, особенно со слов человека, руководящего бизнес-школой. Но Харкер говорит, что многие деканы и работники бизнес-школ говорили ему о том, что хотели бы от участия в повальном увлечении рейтингами. В то же время их удерживает страх оказаться в изоляции. Но Харкер уверен, что его примеру последуют многие.
"Наша работа - учить", - говорит он. "Удовлетворять потребности клиента - не наша работа, вне зависимости от того, каковы эти потребности".
Немного о рейтингах
Самый новый: Рейтинг программ executive MBA, опубликованный газетой Financial Times, поставил Wharton на первое место. Вслед за ним идут Kellogg School of Northwestern и University of Chicago. Лучшими канадскими школами признаны Ivey (16) и Rotman School при University of Toronto (20). Рейтинг составлен на основе опроса школ и выпускников, с особым акцентом на карьерном росте выпускников, интеллектуальной мощи и разнообразию программ.
Самый первый: Пионером масштабных рейтингов был BusinessWeek. По данным этого издания лидирует Kellogg. За ним следуют Chicago и Wharton. Лидер не-американских программ - Queen's. Следом за ним расположились швейцарская IMD и французская INSEAD. Этот рейтинг основывается на данных опроса слушателей класса 2004 с учетом данных опросов за прошлые годы и мнения рекрутеров.
Самый авторитетный: Самый известным рейтингом считается рейтинг Financial Times' global MBA survey. По данным 2004 года, лидирует Wharton. Ему немного уступают Harvard (2) и Columbia (3). Рейтинг строится на данных опроса выпускников разных лет, самих бизнес-школ и экспертов академических изданий.
Самый серьезный: Рейтинг программ MBA Wall Street Journal основан на опросе, который Harris Interactive проводит среди 3000 корпоративных рекрутеров. В этом году этот довольно сложный рейтинг присудил первое место бизнес-школе Ross при University of Michigan как лучшему американскому провайдеру (Wharton - 4). В списке лучших международных программ лидирует швейцарская IMD.

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте