Чему учиться в Америке

Дата публикации

Желающих получить диплом в США становится все больше. Знаток системы американского образования Ильдус Нургалиев дает несколько практических советов будущим капиталистам.

- Ильдус Саетгалиевич, что явно отличает американские университеты от российских?

- Прежде всего, американский вуз - это бизнес со всеми его атрибутами, причем существующий в чрезвычайно конкурентной среде. Без малого четыре тысячи вузов (университетов и колледжей) претендуют стать alma mater для абитуриента, поэтому колоссально развит PR. Сюда входит все - от продвижения во всевозможных рейтингах, переманивания друг у друга лучших профессоров, борьбы за исследовательские федеральные и корпоративные гранты, создания лучших программ по образованию за рубежом до более красивых кампусов, более успешных команд по американскому футболу и бейсболу и самых красивых девушек в группах поддержки.
В области гуманитарного образования, в отличие от традиционной советской системы, бросается в глаза отсутствие единственно верного учения. В области естественных наук наиболее заметно то, что лучшие математики, физики, химики и компьютерщики, как профессора, так и продвинутые студенты и аспиранты,  это русские, китайцы и индусы.

- За каким образованием стоит ехать в Америку россиянину, а чему лучше обучаться дома?

- Большинству наших соотечественников американское образование можно "прописать" никак не вместо, а в дополнение к базовому российскому. Школьнику можно порекомендовать полгода или год в американской средней школе по специальной обменной программе "Академический год в США". Студенту - часть своего образования получить за рубежом, как это принято в западных университетах. Специалистам с высшим образованием - повысить квалификацию на Западе и приобрести там второе высшее образование.

- Какие профессии лучше всего приобретать в США?

- На мой взгляд, это бизнес, компьютерные науки, отдельные технологии. То есть те дисциплины, которые и были изобретены в США. А что касается получения начального фундаментального математического, физического, химического образования, то я бы посоветовал американцам ехать в Россию. Платить меньше, а качество гораздо лучше. Отсюда не следует делать вывод, что талантливым юным физикам и математикам не следует обращать взоры на Запад. Как раз наоборот. Это и приходится делать, чтобы взращенных на российской почве "невтонов" не похоронила российская экономическая действительность.

- Может быть, кому-то, наоборот, не нужно ехать учиться в США?

- Вроде бы у образования противопоказания нет, если не считать простонародную поговорку "Дурака учить - только портить". Впрочем, в отдельных, весьма индивидуальных случаях некоторые предосторожности уместны. Если ребенок все время был под маминой-папиной опекой или не обладает достаточной толерантностью и гибкостью, имеет неокрепшую психику, он может быть подавлен "культурным шоком", который окажется депрессирующим и даже невыносимым. Но большинство его переносят и адаптируются. Правда, многие после возвращения переносят "обратный культурный шок".

- Что вы можете сказать по поводу стоимости учебы?

- Учеба в Америке — удовольствие не дешевое. Если приходится платить полную стоимость, то она оказывается кусающейся и для небедного среднего класса в самих США. Отдельного разговора достойна тема получения финансовой помощи для учебы. Система организации этой настоящей индустрии аккумулирования средств, управления и распределения ими - одно из достойных подражания достижений системы американского образования. Год учебы в бакалавриате в типичных колледжах и университетах обходится в среднем в $15-18 тыс. Самое дорогое образование - в магистратуре по специальностям юриспруденция, медицина, бизнес. Цены доходят до $70 тыс. в год.

- Каковы особенности поступления в американские вузы и, в частности, в бизнес-школы?

- Самый первый фактор, от которого зависят шансы поступить в вуз, колледж, бизнес-школу, - это отнюдь не деньги, а содержание заполненных анкет. В бизнес-школах они длиннее, подробнее, намного изощреннее, чем где бы то ни было. Если наша поговорка гласит "Встречают по одежке, провожают по уму",то в бизнес-школах встречают по анкете, и если анкета заполнена недостаточно внимательно и аккуратно, то по ней и "проводят", не успев встретить. Очень важно ни один пункт не оставить незаполненным, без ответа.
Всем известно о роли тестов в разных сферах американской действительности. Специализированным тестом для бизнес-школы является GMAT. Большинство американских бизнес-школ, за небольшим исключением, в частности Гарварда, требуют результаты этого стандартизированного теста. Это общеобразовательный тест, выявляющий математические, аналитические способности кандидатов в бизнес-школы и не требующий специальных знаний. Важно помнить, что тест GMAT - это лишь отдельная составляющая оценки кандидата. Члены отборочной комиссии будут пристально интересоваться и другими показателями, такими как успехи в учебе и профессиональный опыт. Приемная комиссия понимает, что иностранцы имеют более низкие результаты в GMAT, чем американцы, из-за языковой проблемы. В то же время известно, что студенты из бывшего Советского Союза в целом и среднем имеют лучшую математическую подготовку, чем американцы. Бизнес-школы рассматривают профессиональный опыт важным положительным фактором, свидетельствующим о социальной зрелости кандидата и, как правило, при прочих равных условиях предпочитают кандидатов, уже проработавших один-два года в сфере управления или бизнеса (хотя формально это не оговорено). Предварительный профессиональный опыт также увеличивает шансы выпускников школ бизнеса в удачном и быстром трудоустройстве после получения искомой степени.

- А какие перспективы получения финансовой помощи у студентов бизнес-школ?

- Бизнес-образование наряду с медицинским и юридическим выделяется наибольшей конкурсностью, престижностью и дороговизной. Что и понятно - обладатели соответствующих степеней и зарабатывают значительно больше других, формируют костяк так называемого среднего, верхнего среднего и топ-класса общества. С этим же обстоятельством можно связывать то, что значительно больший процент студентов бизнес-школ оплачивают обучение из личных и семейных сбережений, займов и лишь частично - финансовой помощи. Бизнес-школы очень редко выделяют финансовую помощь, покрывающую полную стоимость обучения. Помощь типа work-study program им также редко достается, так как считается, что программы бизнес-школ наиболее напряженны и студентам значительно труднее по сравнению со студентами других отделений совместить работу с учебой.

- Какие ошибки наиболее типичны для желающих учиться в Америке?

- Самая типичная ошибка, с которой мне приходится разбираться, это желание обязательно поступить в Гарвард. Абитуриенты и их родители не обращают внимания на существование менее известных и менее дорогих, но вполне качественных учебных заведений. Это колледжи местного типа, технического и начального (имеется в виду, естественно, высшее начальное, то есть двухгодичное) образования. Они рассчитаны на то, чтобы развивать определенные специальности и соответствующие секторы экономики определенных регионов.
Другой немного даже забавной ошибкой является желание "учиться непременно в университете, а не в колледже". В специфически профессиональной сфере разница в этих двух терминах есть, но в общем употреблении в американском контексте эти два слова вполне взаимозаменяемы. В качестве иллюстрации: официальное название самых престижных и крупнейших университетов мира — Гарвардский и Радклифский колледжи.

 

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте