Америка: в борьбе за иностранных студентов

Дата публикации

Совокупность неблагоприятных факторов привела к тому, что в американских бизнес-школах значительно снизилось число аппликантов из-за рубежа. Это заставляет приемные комиссии изобретать новые пути для привлечения большего количества иностранных студентов.

По сути, работники приемных комиссий уже привыкли к перепадам в объемах получаемых школами заявлений. Тем не менее за прошедший период приема заявлений сложилась весьма непростая ситуация. Многие школы сделали в последнее время большой упор на "интернациональность" и "глобальность" как содержания своих программ, так и контингента участников.

В некоторых школах это падение приобрело критический масштаб. В бизнес-школе Haas School of Business при калифорнийском университете Berkeley по сравнению с 2003 годом число заявлений из других стран упало на 20%. Wharton School переживает 24-процентное снижение заявлений "из-за моря", а UCLA Anderson School of Management смогла рассмотреть на 20% меньше кандидатур зарубежных аппликантов. Michigan Business School объявила о том, что в списках ее аппликантов в это году значится на 30% меньше потенциальных слушателей из-за рубежа.

Пожалуй, нет единого объяснения такому снижению интереса со стороны таких стран, как Аргентина, Бразилия, Китай, Индия и Япония. Некоторые школы винят во всем американскую экономику. Другие говорят, что это падение просто особенно ярко заметно на общем фоне последствий бума конца 90-х, когда многие из топ-30 американских школ стали набирать на свои программы до 50% слушателей из-за рубежа.

Новые возможности

При ближайшем рассмотрении становится очевидно, что сегодняшние аппликанты во всем мире имеют намного больше возможностей по сравнению, скажем, с тем, что было десять лет назад, и это напрямую воздействует на долю рынка американского бизнес-образования в глобальном масштабе. Экономика многих стран мира восстанавливается и растет, что означает новые возможности получения образования и новые рабочие места" в первую очередь для жителей таких странах, как Индия, говорит Дэвид Уилсон (David Wilson), президент и генеральный директор совета GMAC, некоммерческой организации, которая руководит тестом GMAT. По словам Рода Гарсиа (Rod Garcia) из MIT Sloan, одногодичные программы таких европейских бизнес-школ, как INSEAD и IMD стремительно набирают популярность, что может являться причиной падения количества заявлений из Европы в MIT.

Ведущие программы за пределами США часто строятся по принципу разнообразия, а глобальная перспектива в наше время приобретает статус необходимого атрибута для предложений со стороны любой бизнес-школы. В INSEAD в этом году на 5% выросло количество заявлений из Индии. "Все больше молодых профессионалов понимают необходимость получения образования на международной программе МВА, чтобы вернуться с полученными знаниями в свою страну и применить их в своем бизнесе", - говорит Джоанна Хеллборг (Johanna Hellborg), директор приемной комиссии.

Жительница Швейцарии Катя Берлингер (Katja Berlinger) говорит, что получила предложения от INSEAD и Wharton School, после чего она предпочла обучение на сингапурском кампусе INSEAD именно по причине разнообразия состава слушателей. "В этом плане европейские школы значительно обходят американские, - говорит она. - Когда 50-60% слушателей - представители одной нации, нетрудно догадаться, чье мнение будет преобладать над всеми другими". Она также говорит, что возможность пройти курс обучения за один год - очень важный момент, поскольку так она меньше потеряет в зарплате.

Неприятности с визами

Американские школы теряют аппликантов, поскольку иммиграционные законы соседней Канады не такие жесткие. Небольшая Queen's School of Business получила на 10% больше заявлений из-за рубежа, в том числе от кандидатов из Индии и Китая. Общее число аппликантов Rotman School of Management при University of Toronto в этом году упало на 10%, из них иностранных - на 23%. Причина - резкое сокращение числа заявлений от китайских кандидатов. Одновременно с этим повысилось число аппликантов из Индии - 177 по сравнению с 128 за год до этого.

Не удивительно, поскольку получение визы - это еще одна причина для сокращения числа желающих получить бизнес-образование в США. Теперь выдают меньше рабочих виз H1-B, а это значит, что выпускники не смогут работать в стране, где они получили степень МВА. В 2004 году виз H1-B было выдано всего 65000, причем лимит был достигнут уже в феврале. Для сравнения, в 2001 году было выдано 201079 рабочих виз.

Получение студенческой визы теперь тоже требует гораздо больше терпения, чем раньше. Если раньше (до 11 сентября 2001) консульства проводили собеседования лишь выборочно, теперь они обязательны для всех, кто хочет получить студенческую визу (F-1).

Работа в туманной перспективе

Одновременно с этим руководитель приемной комиссии  London Business School Джулиа Тайлер (Julia Tyler) говорит, что трудности с получением американских виз вовсе не помогают европейским бизнес-школам переманить к себе больше аппликантов. "Есть предположение, что в Европе бизнес-школы получают больше заявлений из-за усложнения процессов по выдаче американских виз. Это не так", - говорит она и добавляет, что заявлений от иностранных кандидатов в этом году не слишком прибавилось. "По каждой стране динамика заявлений ровная или соответствует общим тенденциям".

Главной причиной падения числа заявлений со стороны иностранных аппликантов все же следует считать нестабильность американской экономики. Сегодня трудно оправдать рост цен на обучение на программах МВА в США, когда никто не может гарантировать получение работы после ее окончания. Ведущие американские программы предполагают значительные затраты. Только за обучение нужно заплатить $65000, а с учетом других расходов общая сумма сразу же вырастает до $100000.

В таких странах, как Аргентина, где стоимость местной валюты по отношению к доллару упала, специалисты МВА не хотят возвращаться домой и выплачивать крупные кредиты за обучение из своих зарплат, которые они получают в песо. Учеба "недалеко от дома - это практический подход к поиску альтернативы зарубежному образованию", говорит Лиз Райзберг (Liz Reisberg), исполнительный директор MBA Tour, организатор выставок бизнес-школ по всему миру.
Вместе с тем не все школы в США испытывают недостаток в иностранных студентах. Руководитель приемной комиссии бизнес-школы Darden Дона Кларк (Dawna Clarke) говорит, что программа гарантированного кредитования для иностранных студентов без американского поручителя пользуется большим успехом. Процент слушателей программы из других стран остался в Darden в этом году на прежнем уровне - около 30%.

Многие убеждены, что падение количества заявлений от иностранных кандидатов может негативно отразиться на школе в целом. Многие университеты планируют проводить больше рекрутинговых мероприятий в Европе и Азии, чтобы восполнить потери. МВА Tour сообщает, что все их выставки за пределами США уже полностью забронированы. UCLA, к примеру, едет в Китай и в страны Южной Африки для "интенсивного зарубежного рекрутинга", говорит Линда Болдуин (Linda Baldwin), директор приемной комиссии. "Непонятно только, что нам следует сделать особенного, чтобы действительно заинтересовать их".

Пит Джонсон (Pete Johnson), директор по приему иностранных студентов на программы МВА full-time школы Haas, говорит, что он постарается объяснить, что взгляды иностранных слушателей всегда очень важны для остальных участников программы. "В связи с событиями в Ираке у жителей многих стран может сложиться впечатление, что США не приветствуют иностранных студентов, что совершенно неправильно", - говорит он.

Богатство выбора

Почти все руководители служб по приему слушателей на программы МВА надеются на улучшение экономических условий, что, в свою очередь, положительно отразится и на бизнес-школах. Уже сегодня представители многих программ говорят о том, что в 2004 году специалистам МВА найти работу гораздо проще, чем годом раньше.

Американские консульства за период с января по май 2004 года получили больше заявлений по студенческим визам, чем за тот же период 2003 года. Точные цифры не были опубликованы, но фактически студенческих виз выдано на 5,6% больше, говорит Стюарт Патт (Stuart Patt), представитель Госдепартамента США.

И все же возможностей для иностранных студентов, желающих учиться в США, становится все больше, поскольку программы МВА стараются быть все более убедительными, когда раскрывают причины, по которым жителям других стран стоит вложить деньги в американское образование.

Комментарии Фейсбук Вконтакте