Амбиции - это хорошо. При условии их правильной подачи

Дата публикации

Когда мы были детьми, нам не запрещалось сообщать во всеуслышание о том, что мы хотим стать президентами, пожарниками или известными актрисами.

Когда люди взрослеют, они уже не так охотно признают свои амбиции, особенно требующие определенных умений и квалификации. Мы знаем, чтобы подняться с позиции менеджера до позиции лидера, нам нужно добиться успеха в работе и получить признание наших достижений. Но лишь немногие могут свободно хвастаться своими успехами перед боссом или умением использовать других в процессе достижения желаемого результата.

"При слове "амбициозный" многие сразу же представляют себе негативный образ безжалостного человека, карабкающегося вверх по головам других людей", - говорит Брайан Кин (Brian Keane), исполнительный директор базирующейся в Бостоне компании Keane, предоставляющей услуги в сфере IT и включающей 8000 сотрудников. Тем не менее амбиция - это необходимое и позитивное качество, если "думать о нем как о стремлении к максимально успешному исполнению работы", добавляет Брайан, который описывает себя как весьма конкурентоспособного человека. По его мнению, ничего нет плохого и в желании получить признание своего вклада в общее дело, поскольку "никто не добивается большого успеха без помощи других. Это всегда командная работа".

Он пытается определить амбиции своих потенциальных кандидатов, задавая им вопросы об их достижениях в спорте, искусстве и других сферах деятельности. "Мне нравится проводить рекрутинг с людьми, имеющими высокую конкурентоспособность, - говорит он. - Если они смогли достичь чего-то значимого в спорте или музыке, мне становится ясно, что они имеют представление о значении слов "стремление", "усилия" и "жертвы".

Сам Брайан за время учебы в колледже сумел дважды завоевать титул чемпиона Америки по парусным гонкам. Его любовь к спорту так же сильна, как и любовь к бизнесу. По его словам, спорт способен снимать стресс от работы и заряжать новой энергией для работы в бизнесе. "Люди похожи на резиновые жгуты. Если их растягивать все время одинаково, то они теряют свою эластичность". Он также считает, что наличие амбиций не подразумевает, что вы всегда должны оставаться победителем. "Иногда вы проигрываете, и это нормально, - говорит он. - По-настоящему важно всегда стараться понять, как стать лучше".

Гэйл Блэнк (Gail Blanke), генеральный директор коучинговой компании по коучингу руководителей Lifedesigns и автор книги "Между трапециями: самый легкий взлет к новой жизни", считает, что между амбициями и самонадеянностью существует огромная разница. "Трудно вести за собой или удерживать талантливый персонал, если вас ненавидят или боятся, когда все достижения компании связаны только с вами", - говорит она. Лидерам бизнеса так же, как политикам или спортсменам в команде, легче осознать свои амбиции, "если они смогут понять, что дело не в том, насколько они хороши, а в том, насколько слаженно они могут работать с другими".

Гэйл пришла к этой мысли не сразу. Она вспоминает, что, когда работала в отделе маркетингового планирования Avon, в ее задачи входило мотивировать региональных менеджеров, чтобы те, в свою очередь, мотивировали своих торговых представителей. Когда она составила подробный список своих соображений по оптимизации системы и представила его руководителю продаж, то вместо благодарности услышала: "Полагаю, что последние 90 лет мы делали все правильно". Причем сказано это было с обидой в голосе, как будто имело место личное оскорбление.

Она еще неоднократно спотыкалась, пытаясь заслужить признание в Avon. "Меня так увлекали мои идеи, что я просто настаивала на том, чтобы их поддержали остальные, - вспоминает она. - Но мои рекомендации воспринимали как личную критику".

В конце концов она научилась тому, как заручаться поддержкой других и получать признание сотрудников, но для этого потребовался более тонкий подход. Вместо представления своих предложений в письменном виде она начинала разговор. Получить признание легче, если сказать: "Как мне кажется, ваше видение продаж в организации основывается на следующем... А вот несколько идей, которые я услышала от сотрудников, работающих в этой сфере. Как вы полагаете, насколько они могут быть нам полезны?"

Возможно, самое лучшее время для оценки и реализации собственных амбиций - это кризис. "Если все идет как по маслу, возникает инерция и никто не захочет что-либо менять или принимать ваши новые идеи, - говорит миз Блэнк. - В проблемных ситуациях, напротив, люди прислушиваются друг к другу, поэтому, чтобы полностью раскрыться, иногда требуется кризис".

Когда после провала расширения ассортимента продукции в конце 1980-х Avon оказался перед необходимостью обновления и реструктуризации, миз Блэнк получила пост вице-президента по коммуникациям, то есть достаточно стратегически значимую должность. Среди прочего она содействовала продвижению бренда и косметики Avon для более широких масс образованных женщин посредством специальных программ вроде Avon Breast Cancer Awareness Crusade. "Нам потребовалось много энергии, для того чтобы измениться, поэтому в дело пошли энтузиазм и амбиции каждого сотрудника", - говорит она и добавляет, что для нее "это было прекрасное время".

Шарон Мосс (Sharon Mosse), возглавляющая нью-йоркскую консалтинговую компанию Strategic Marketing Group, в условиях корпоративной работы чувствует себя свободнее, если речь идет о продвижении своих предпринимательских идей и поиске признания со стороны коллег. Раньше она работала руководителем отдела маркетинга в Barnes & Noble, а до этого - директором по маркетингу в Verizon and Brooks Brothers.

"Для меня амбиции всегда означали постараться хорошо выполнить работу, решить все проблемы и предложить собственные идеи, хотя иногда это истолковывалось как излишнее усердие и настойчивость, - говорит она. - Теперь в своей работе я должна высказывать свое мнение как старший руководитель, поэтому мне полагается много и подробно говорить о том, что я думаю".

Комментарии Фейсбук Вконтакте