"Точки роста" нуждаются в поддержке

Дата публикации

Рост спроса на услуги профессиональной переподготовки менеджеров - явление общемировое: недавнее исследование британского Института менеджмента (Institute of Management) свидетельствует о том, что 77% британских менеджеров непосредственно связывают систему непрерывного профессионального образования с карьерным ростом. Исследования, проведенные в этом году Ассоциацией менеджеров, свидетельствуют о том, что в России происходят схожие процессы, однако отечественная система бизнес-о6разования не поспевает за требованиями рынка. Между тем в ней уже сформировались необходимые элементы, которые вполне могут быть использованы в качестве "точек роста".

На рынке образовательных услуг все активнее развивается сектор средне- и краткосрочных программ и тренинговых курсов. В отличие от базовых форм бизнес-образования (российской программы МВА и второго высшего образования), эти программы хорошо адаптируются к требованиям менеджеров и представляют пример классической реакции рынка на возникающий спрос.

Тренинговые программы изначально были ориентированы на быстрое и точечное развитие практических навыков действующих менеджеров, поэтому их авторы хорошо представляют область применения полученных навыков, а потребитель имеет более четкое, по сравнению со среднестатистическим слушателем курсов МВА, представление о целях обучения. Более четкие формулировки целей делают сектор краткосрочных программ более структурированным и создают на нем необходимые предпосылки опережающего роста по сравнению с другими сегментами рынка.

По данным обзорных исследований AM, сегодня на рынке существует порядка 150 компаний, предлагающих краткосрочные (от одного дня до трех недель) программы для менеджеров различных уровней. Основная доля услуг этого сектора приходится на специализированные тренинг-центры (порядка 45%), кадровые агентства (около 20%) и консалтинговые компании (13%). Курсы этих компаний рассчитаны преимущественно на менеджеров среднего и "высшего среднего" звеньев в первой половине карьерного роста. Подавляющее большинство компаний предоставляют услуги в Москве, на втором месте по количеству тренинговых центров идет Санкт-Петербург, за ними с большим разрывом - Екатеринбург, Самара и Новосибирск.

До недавнего времени тренинговые курсы зачастую характеризовались "локально специализированным" набором предметных областей (эффективные коммуникации, формирование команды, организация продаж и т.д.) и мало чем отличались друг от друга.

В последнее время в этом секторе отчетливо усиливаются две тенденции: углубление специализации и развитие консалтинга как необходимого элемента предоставляемых услуг. Первая тенденция проявляется в диверсификации учебных планов в зависимости от требований заказчика: в них все чаще можно встретить такие пункты, как "управление проектами" и "реорганизация предприятия"; вторая тенденция проявляется в технологических особенностях работы специализированных тренинг-центров - сопровождение клиента до начала и после завершения основной программы. Последнее обстоятельство приводит, как правило, к формированию устойчивых длительных связей между тренинговыми центрами и их клиентами.

Однако эти процессы могли бы протекать значительно интенсивнее в условиях более прозрачной инфраструктуры - результаты мониторинга AM свидетельствуют о серьезных проблемах, связанных прежде всего с недостаточной информационной открытостью рынка.

Тренинг-центры, как правило, отличаются от неспециализированных компаний большей доступностью - для привлечения потенциальных заказчиков они значительно шире применяют Интернет и другие современные коммуникационные средства. Однако даже у "продвинутых" компаний (их доля в общем объеме специализированных тренинговых центров составляет около 30%) не прослеживается механизм полноценной обратной связи с рынком: как правило, в перечне предоставляемых сведений отсутствует информация о независимой гарантии качества услуг - в формализованном виде - через сертификаты качества профессиональных ассоциаций пользователей, путем предоставления достоверной и объективной информации о пост-программной работе с выпускниками. Недостаточно прозрачная среда лидеров рынка формирует соответствующее предложение на всем рынке: по результатам исследования AM, только 35°/о компаний, предлагающих тренинговые программы, предоставляет отчеты, содержащие прямые или косвенные сведения об эффективности предлагаемых программ. Таким образом, существующий механизм пока не удовлетворяет основному требованию рынка - возможности рационального выбора продукта на основе сравнения его качества с независимыми консолидированными стандартами.

В этой связи сегодня на первый план выходит задача создания инструмента, дающего менеджмент-сообществу, с одной стороны, возможность обоснованного выбора услуг на рынке бизнес-образования, с другой - механизм коррекции этого рынка в соответствии с текущими потребностями. Роль такого инструмента могла бы сыграть площадка, объединяющая поставщиков и потребителей описанных услуг, экспертов и авторов программ, на основе общей цели - создания механизма саморегулирования рынка образовательных продуктов.

С целью создания такого механизма Ассоциация менеджеров инициирует серию публично-экспертных мероприятий и Программу профессионального развития, нацеленных на выполнение следующих задач: мониторинг и анализ развития спроса (какие программы и в каком формате востребованы менеджерами для своего профессионального развития), мониторинг и анализ предложения (насколько соответствует реальным потребностям бизнеса), выработка четких прозрачных, акцептованных всеми участниками рынка стандартов в области профессионального развития менеджеров и продвижение передовых моделей и программ реальным потребителям.

Комментарии Фейсбук Вконтакте