Акционеры активизируются

Дата публикации

Бизнес-школы стараются привлечь к обучению членов совета директоров компаний и меняют содержание своих учебных программ в соответствии с последними тенденциями корпоративного управления.

Те времена, когда менеджеры могли построить корпоративное богатство, практически не взаимодействуя с акционерами, ушли навсегда. Теперь на первых страницах деловых изданий постоянно появляются материалы, подтверждающие растущую активность владельцев акций. Перед бизнес-школами встает необходимость реакции на новые условия, в которых акционеры играют роль более значимую, чем когда бы то ни было ранее.

Для профессоров новые реалии бизнеса дают много пищи для размышлений. "Интересно то, что сейчас ведется множество споров по вопросам самой идеи демократии акционеров", - говорит Роберт Бушмен (Robert Bushman), профессор бухгалтерского дела в Kenan-Flagler Business School при University of North Carolina.

"В ситуации, сложившейся в компании Disney, к примеру, акционеры воспользовались своим правом голоса, - говорит он. - Но вопрос гораздо шире: могут ли акционеры ставить вопросы на голосование? Имеют ли они право голосовать, в частности, по вопросам корпоративной стратегии?"

Такие вопросы, по словам декана Haas School of Business Тома Кэмпбелла (Tom Campbell), означают большие перемены в преподавании бизнеса и юриспруденции. "Я раньше преподавал базисный курс корпоративного права, и он сильно отличался от того, что преподают сегодня", - говорит он.

В школе Haas профессора разбирают на занятиях кейсы должностных преступлений в таких компаниях, как Enron и WorldCom. "Только за последний год содержание программы по этим вопросам изменилось очень сильно", - говорит профессор Кэмпбелл.

Волна корпоративных скандалов, конечно, явилась исходной причиной формирования новых взглядов на управление, а подхлестнули их крупные пенсионные фонды Америки, которые использовали резолюции акционеров, чтобы заставить компании изменить свою политику.

Эти события, в свою очередь, дали толчок к новым исследованиям по вопросам корпоративного управления.

В Центре корпоративного управления Tuck School of Business исследователи работают над пониманием того, каким образом сложившиеся в разных странах условия функционирования финансовых рынков, структура собственности и традиционное законодательство влияют на процесс заключения контрактов и существует ли потенциальный конфликт между акционерами и другими организаторами компании. Harvard Business School запустила программу Corporate Governance Initiative, цель которой - выяснить, каков механизм действия системы корпоративного управления в США и других странах мира.

В соответствии с изменениями в системе корпоративного управления вместе с направлением исследований менялось и содержание программ МВА.

"Возьмем, к примеру, бухгалтерский учет, - говорит профессор Бушман. - Пять лет назад мы преподавали этот предмет, отталкиваясь от того, что бухгалтерская информация помогает аналитику в процессе оценки фирмы. Но теперь в соответствии с первым требованием управления мы рассматриваем ее как взгляд внутрь компании. Бухгалтерский учет - это фундаментальный механизм, благодаря которому общественность и рынки могут следить за тем, что происходит в компании. Поскольку к бухгалтерии теперь относятся по-другому, мы и преподаем ее по-другому".

Кроме того, некоторые бизнес-школы в своих программах формата executive ввели специальные тренинги для членов совета директоров. В этом году Stanford's Graduate School of Business проводил программу executive по корпоративному управлению. В рамках курса освещались такие области, как оценка финансовых трансакций, важнейшие вопросы составления отчетов, риск судебных разбирательств и заработная плата исполнительных директоров.

В бизнес-школе Weatherhead при Case Western Reserve University все больше значения придают роли членов совета директоров. Школа приступила к созданию института корпоративного управления, в котором будут проводиться исследования по вопросам управления компаниями и тренинги для членов совета директоров.

"Сейчас нас особенно интересует, какими именно качествами должны обладать члены совета, как они могут эти качества в себе развить и каким образом им стоит строить свои отношения с управляющим менеджером", - говорит Мосен Анвари (Mohsen Anvari), бывший декан школы, а теперь директор нового центра.

В настоящее время школа занята разработкой новой программы для настоящих и будущих членов совета директоров. Хотя далеко не все выпускники бизнес-школы войдут в такие советы, профессор Анвари хочет, чтобы часть программы была доступна для слушателей программ МВА.

В основном необходимая для слушателей бизнес-школы информация по корпоративному управлению сводится к изучению соответствующих вопросов действующего законодательства и их применения в реальной практике.

Декан Graziadio School of Business and Management при Pepperdine University Линда Ливингстон (Linda Livingstone) считает, что более широкое применение принципов корпоративного управления непременно должно быть частью программ бизнес-образования.

"На занятиях по психологии наши слушатели разбирают кейсы или играют в ролевые игры, чтобы понять, как лидер справляется с той или иной ситуацией и можно ли все сделать по-другому", - говорит она.

На занятиях программ executive взятые из реальной жизни примеры часто становятся предметом оживленных дискуссий. Руководители могут поделиться своим личным опытом и сравнить ситуацию, описанную в учебных примерах, с тем, что они делают непосредственно в своих компаниях.

Професор Ливингстон считает, что активность акционеров довольно сильно повлияла на бизнес-образование в целом. "Мы должны рассказывать нашим слушателям о роли акционеров и о том, что топ-менеджеры должны стараться понять их позицию, - говорит она. - Им нужно по-новому взглянуть на акционеров и на то, какую роль они играют в управлении компанией. Это может в корне изменить некоторые корпоративные процессы".

Профессор Кэмпбелл согласен с такой позицией. "Пассивные инвесторы - в прошлом", - утверждает он. И это может подразумевать большие изменения для самого принципа управления компанией.

Таким образом, даже если слушатели программ МВА и не попадут сразу после окончания обучения в советы управления компаниями, возросшая активность акционеров приводит к значительным изменениям содержания программ, предлагаемых бизнес-школами.  

 



Комментарии Фейсбук Вконтакте