Академический путь в бизнес – "все еще самый лучший"

Дата публикации

Заявление о том, что компании все больше склоняются в пользу внутреннего обучения специалистов в области управления и отказываются от стратегии приема на работу дорогостоящих обладателей степени МВА, вызывает недоверие у представителей бизнес-школ.

В результате опроса, проведенного среди ста старших менеджеров и руководителей по персоналу в финансовых компаниях Европы, организаторы исследования пришли к выводу о том, что многие отказываются от традиционных программ бизнес-образования, отдавая предпочтение развитию своего персонала посредством коучинга и внутрикорпоративного обучения с помощью наставников. 

Компания OPP Ltd, занимающаяся вопросами психологии бизнеса и предоставляющая компаниям услуги по "управлению талантами", заявила, что 34% из принявших участие компаний предпочитают развивать своих лидеров с помощью специальных коучинговых программ "на заказ". 30% организаций для развития у своих сотрудников лидерских и других профессиональных навыков  используют также систему наставничества. "Компании считают, что стоимость программ МВА перевешивает общие результаты обучения в бизнес-школе", - говорится в отчете исследования OPP.

Комментирует Натан Хоббз (Nathan Hobbs), руководитель команды консультантов по эффективному лидерству компании ОРР: "Как показывают результаты исследования, развитие лидеров проходит с большим эффектом, если оно реализуется непосредственно внутри бизнеса. Лучшие программы по развитию лидерства включают в себя решение практических задач бизнеса, коучинг, помощь со стороны наставника, а также тренинги и обучение в традиционном понимании. Такие программы подстроены под проблемы конкретного бизнеса. Они учитывают его цели и задачи, а также личностные качества и потребности обучающихся".

В корне не согласен с ним Шон Рикард (Sean Ricard), старший лектор Cranfield Business School, предлагающей программы МВА и Executive MBA. Он говорит, что компании, целиком полагающиеся лишь на внутренние тренинги, как это делает British Airways, рано или поздно разочаровываются в таком подходе, поскольку их руководители не сталкиваются ни с какими внешними проблемами.

Рынок труда для специалистов МВА больше не растет теми темпами, как это было в 90-х, причиной чему могут быть как экономическая ситуация, так и возможное насыщение рынка. Шон Рикард добавляет: "Лишь немногие слушатели программ МВА учатся благодаря спонсорам, оплачивающим их образование. Для большинства это личная инициатива и собственные деньги. Ради этого им приходится бросить работу". (Справка: В случае с Cranfield им еще придется найти 25000 фунтов стерлингов.)

"Компании в секторе финансовых услуг обычно берут на работу выпускников колледжей сразу после бакалавриата. Люди, поступающие на программы МВА, - замечает Шон Рикард, - обычно в возрасте около 30 лет и имеют несколько лет опыта работы. Они хотят выйти из своих переговорных и заняться управлением".

Идея о том, что компании могут предлагать собственные тренинги, не уступающие по качеству бизнес-школам, по его словам, "полная ерунда". "Одна из главных сильных сторон программ бизнес-образования состоит в том, что в процессе обучения участники, имеющие опыт работы в различных сферах деятельности, учатся друг у друга разнообразным подходам к решению задач, понимая, что тот путь, которому их учили, может быть и не самым лучшим".

"Основной причиной отказа от МВА в пользу внутреннего обучения может быть только экономия средств, - утверждает Рикард. - Мы все знаем, что менеджмент - это важно, но почему-то в Великобритании не готовы вкладывать в него достаточно денег. Вот почему исследования одно за другим твердят о том, что производительность британских компаний гораздо ниже по сравнению с их конкурентами, например, из США".

 


Комментарии Фейсбук Вконтакте