30 профвредностей в работе бизнес-тренера

Дата публикации

У каждой профессии есть свои профессиональные вредности. Например, врач, проработав несколько лет в "скорой помощи", умеет привести в чувство, довезти, "сдать" больного, но как медик постепенно дисквалифицируется. Воспитательница детсада привыкает "сюсюкать". Собственные дети школьного учителя часто страдают от его педагогических познаний. Журналист, освещающий околокультурные мероприятия, светские тусовки и т.п., рискует спиться…

 

Естественно, есть профвредности и в работе бизнес-тренеров и консультантов. В основе данной статьи — опрос тридцати специалистов, проведенный на выставке "Персонал-2003" (Москва, 27 ноября 2003), на заседании Санкт-Петербургского клуба консультантов и тренеров (4 декабря 2003), а также на крупнейшем интернет-форуме по решению бизнес-задач (www.triz-ri.ru/forum).

 

В первоначальный список вошли 53 профвредности; в данный обзор мы включили те 30 из них, которые назывались тренерами и консультантами1 неоднократно.

Учитывая, что значительная часть вредностей обусловлена уровнем профессионализма, вредности сгруппированы по шкале: "начинающий" — "середняк" — "опытный профессионал". В итоге выделенные вредности распределились по группам следующим образом.

 

Н а ч и н а ю щ и й :

 

1. "Демпинг".

2. "Клиент-барин".

3. Отсутствие наставника.

4. Вредность "первого образования" или "первой профессии".

5. "Игра на чужом поле".

6. Недоверие, агрессия, предвзятое отношение со стороны аудитории.

7. Проблема несоответствия квалификации тренера и слушателей.

 

"С е р е д н я к" :

 

8. Тяготы командировок.

9. "Артист".

10. Эмоциональное "выгорание".

11. "Формализм".

12. Клиент "сел на шею".

13. Зависимость клиента от тренера.

14. Персональные симпатии/антипатии тренера к участникам, клиенту.

15. Отсутствие внятных эталонов профессионализма.

16. "Запопугаивание".

17. "Знакомый гинеколог". Проблема отношения окружающих.

18. "Влюбленный пионер". Проблема отношения клиентов.

19. Недобросовестная конкуренция.

20. Комплекс "лягушки-путешественницы".

21. Искушение бизнесом.

 

О п ы т н ы й   т р е н е р :

 

22. "Я расписан до ноября будущего года".

23. Клиенты не в состоянии оценить качество специалиста.

24. "Рутинизация".

25. "Профессорство", "звездная болезнь".

26. Проблема общения.

27. "Как вы относитесь к …".

28. Невнедрение результатов тренинга или консультации.

29. Пиратство.

30. Некому "передать" клиента.

 

Из данного перечня может следовать, что начинающему тренеру или консультанту грозят вредности, в основном связанные с его неопытностью; опытный профи с основными вредностями как будто бы справился, и основная тяжесть профвредностей достается "середняку". Но не будем делать поспешных выводов. Возможно, что чем выше профессионализм, тем вреднее вредности…

 

Ниже мы приводим наиболее интересные и содержательные, на наш взгляд, высказывания самих специалистов.

 

Н а ч и н а ю щ и й

 

1. "Демпинг".

 

Молодому, малоизвестному тренеру нелегко найти заказчиков, поэтому он вынужден снижать цены на свои услуги.

 

"Этим он создает вредность остальным консультантам, так как клиенты решают, что “за это можно платить меньше”. Поднять цену потом сложно, и консультант остается в нише “дешевых”" (Валентин Лопан, президент Агентства деловых связей, Минск).

 

"Рано или поздно мы придем к определенным корпоративным договоренностям, в том числе и по финансам. Сейчас на рынке очень большой разброс цен, а господа клиенты грамотно этим пользуются, загоняя тренеров в невыгодные условия" (Андрей Синев, руководитель отдела продаж Консультационно-образовательного центра "Меркурий").

 

2. "Клиент-барин".

 

На этапе предварительных переговоров тренеру приходится сталкиваться со снисходительно-пренебрежительным отношением клиента…

 

"Часто это жанр снисхождения до тебя: не обсуждаем проблемы, как партнеры, а: “Ну давай, покажи, что ты умеешь”. В таких случаях я разворачиваюсь и ухожу" (Юрий Тюшев, тренер-консультант, 1А System Consulting).

 

"Хорошо еще, если это говорит генеральный директор солидной компании. А когда это девочка, 3 месяца назад взятая со студенческой скамьи на должность менеджера по персоналу…" (Андрей Синев).

 

3. Отсутствие наставника.

 

"У начинающего тренера должен быть опытный наставник (подобно научному руководителю в вузе) — тот, кто помогал бы советом, давал бы тему, направление работы молодому специалисту. Но бизнес-тренеру найти такого бывает сложно, и это происходит полуслучайным образом. Поэтому реально повысить квалификацию очень тяжело" (Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС").

 

И в дальнейшем все острее вновь и вновь возникает проблема повышения квалификации. Среда тренеров и консультантов достаточно узка, замкнутый круг общения делает крайне затруднительным получение новых знаний.

 

4. Вредность "первого образования" или "первой профессии".

 

Нередко тренер — психолог по образованию — пытается переносить свои знания в бизнес, не понимая качественных различий этих разных областей деятельности.

 

"Сегодня в Москве “тренингом” называют чуть ли не все формы краткосрочного бизнес-обучения. Часто их ведут психологи по образованию. Неодно-кратно слышал перлы: “Что главное в бизнесе?”

 

И ответ типа: “Субмодальности” или “Психотип личности”. А недавно такое: “Поступать в гармонии со своей внутренней моделью”. При этом у людей -в зале собственность в залоге, взяты кредиты, конфликт среди учредителей и др. Им явно не до психотипов. То есть реального бизнес-опыта у тренера кот наплакал. То, что применимо в медицине, не обязательно приживется в бизнес-структурах" (Яков Немировский, www.triz-ri.ru/forum).

"Когда начинается работа с любым предприятием (коммерческим, разумеется), каждый второй руководитель машет руками и говорит (тут возможны варианты):

— Только не надо нам никакой психологии!

— Мы уже были на одном тренинге и не можем отплеваться…

— Вообще психологи — очень странные люди.

 

И так далее.

 

А самое главное, что работа “великих психологов” начисто отбивает интерес и желание у сотрудников чему-либо когда-либо еще учиться, а слово “тренинг” либо вызывает аллергию, либо ассоциируется с дурацким ни-че-го-не-де-ла-нием, прыжками по кругу и хлопками в ладоши" (Вилена Смирнова, бизнес-тренер, www.triz-ri.ru/forum).

 

5. "Игра на чужом поле".

 

"Очень часто тренинг проходит в родных стенах клиента и неродных для бизнес-тренера, поэтому бизнес-тренер должен, с одной стороны, быстро адаптироваться к новым условиям, а с другой —  уметь играть не на своем поле" (Ольга Страхова, директор Учебно-делового центра Высшей экономической школы СПбГУЭФ).

 

6. Недоверие, агрессия, предвзятое отношение со стороны аудитории.

 

Что ж, это неизбежный атрибут любой работы -с людьми…

 

"Это происходит по разным причинам — то ли их не информировали, то ли насильно на тренинг отправили. Это не всегда вина аудитории, но отдуваться все равно — тренеру" (Марина Стародуб-ская).

 

Как и на уроке в школе, на тренинге среди слушателей может попасться "умник", выскочка, который начинает выступать с комментариями, делать тренеру замечания, иронизировать и т.п. Но, в отличие от школы, "выгнать хулигана из класса" нельзя…

 

"Профи умеют ими управлять, новичкам очень тяжело" (Андрей Синев).

 

Увы, часто недоверие аудитории к тренеру — особенно начинающему — бывает вполне обоснованным.

 

7. Проблема несоответствия квалификации -тренера и слушателей.

 

"Например, молодой тренер, прошедший обучение по западным книжкам, сталкивается на тренинге или бизнес-семинаре с матёрыми товароведами, которые лучше его знают российские реалии. Услышав пару фактических ошибок, товароведы реагируют на это отнюдь не в христианской традиции" (Игорь Викентьев).

 

Преподаватель, провозглашающий перед профессионалами прописные истины и "общие места" (например, пытающийся подробно, с цитатами из учебников, объяснять опытным бизнесменам, что такое "мотивация персонала" и зачем она нужна), рискует быть "освистанным". Риск возрастает при отсутствии у тренера примеров из собственной практики.

 

"Отсутствие базы знаний собственных удачных решений, примеров. Без примеров не обойтись, приходится ссылаться на книги и пр. — это укрепляет мнение клиентов о том, что этот бизнес-тренер не может стоить дорого" (Валентин Лопан).

 

Тренеру из региона бывает еще сложнее:

 

"Нет пророка в своем отечестве. Клиенты заведомо более лояльны по отношению к столичным и иностранным тренерам. Соответственно больше времени приходится тратить на доказательство своей профессиональной состоятельности" (Станислав Шапошников).

 

Возможно — добавим от себя, — сейчас возникает и обратный эффект: иностранные профессора --болтуны изрядно "попортили поляну", и во время выступления очередного заграничного светила, "автора нашумевшей книги", в зале шепчутся: "Ну, из американца-то все равно ничего не вытянешь… Будет воду в ступе толочь".

 

 

Продолжение следует

 

1 Здесь и далее мы говорим "тренеры и консультанты", поскольку граница между этими областями человеческой деятельности размыта; это подтверждается и частым совмещением данных профессий тренером-консультантом "в одном лице".

 

Александр Соколов

координатор

Санкт-Петербургского Клуба консультантов и тренеров
Комментарии Фейсбук Вконтакте