30 профвредностей в работе бизнес-тренера, продолжение

Дата публикации

Мы продолжаем знакомить читателей с профвредностями бизнес-тренеров, выявленными в результате опроса тридцати специалистов на выставке "Персонал-2003" (Москва, 27 ноября 2003), на заседании Санкт-Петербургского клуба консультантов и тренеров, а также на интернет-форуме по решению бизнес-задач (www.triz-ri.ru/forum).

 

В первой части статьи были названы профессиональные трудности начинающих бизнес-тренеров. С приобретением опыта некоторые из этих профтрудностей исчезают, но возникают новые, порой неожиданные… В тексте сохраняется общий порядок "номеров" этих трудностей.

 

Т р е н е р - " с е р е д н я к "

 

8. "Тяготы командировки".

 

Тренинг в другом городе — событие, перед которым тренеру желательно быть в хорошей форме. Но никогда не бывает все хорошо: поезд опаздывает, проводник хамит, сосед храпит, таксист обсчитывает и т.д. и т.п. "Следствия постоянных командировок: недосыпание, испорченный желудок, простуды и т.п." (Георгий Соколов, руководитель IT-отдела консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС").

 

"Если тренер часто ездит в командировки в регионы, самолеты и поезда он видеть не может, отвыкает делать уборку дома (в гостиницах это делают горничные), к тому же представьте, как реагируют вторая половина и дети на постоянное отсутствие тренера дома" (Евгения Тополова).

 

9. "Артист".

 

Дата назначена, договор подписан, клиент ждет — и тренер обязан ехать и отрабатывать. В частности, улыбаться, "шоумэнить", очаровывать слушателей. И неважно, что у тренера плохое настроение, пошаливает сердце, дочка провалилась на экзамене — заменить-то его все равно некому!

 

"Аналогично артист в театре — расстроенный, невыспавшийся, с больными зубами, это неважно — обязан выйти на сцену и отработать роль, так как публика купила билеты и ждет представления" (Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы "ТРИЗ-ШАНС").

 

10. Эмоциональное "выгорание".

 

"Тренер, как актер, всегда должен быть в форме, всегда должно быть хорошее настроение. Должен быть кураж. Как следствие — некоторая опустошенность, эмоциональная усталость" (Светлана Калабина, тренер-консультант, Агентство управленче-ского консультирования).

 

"Становясь опытнее, тренер учится владеть аудиторией, находя для этого свой стиль, свои подходы. Это требует псевдоэмоциональной включенности и пребывания не просто в форме, а на ее пике. И тут тренера настигает еще большая проблема, с которой я часто сталкиваюсь, — это эмоциональное “выгорание”. Научиться подзаряжать свои батареи — настоящее искусство, не все люди способны им овладеть. Эмоциональное истощение неизменно приводит к падению качества, мотивации, заряженности, ухудшению здоровья. Неумение находить и сохранять ресурсные состояния для подзарядки своих батарей — вот в чем, как мне кажется, проблема тренеров со стажем" (Ирина Муравьева).

 

"Конечно, работа тренера и консультанта похожа на другие профессии социального плана. Скажем, работа педагога предполагает близкие по смыслу вещи: постоянно на виду, много контактов, “душевно выгораешь”, “эмоционально устаешь” и т.п. Думаю, коллеги — особенно давно в этом бизнесе работающие — со мной согласятся, что нельзя путать разные формы усталости и собственно профессиональные вредности" (Сергей Модестов, -руководитель Высшей школы рекламы и PR, Санкт-Петербургский гуманитарный университет проф-союзов).

 

11. "Формализм".

 

В современных тренингах можно условно выделить два направления — бизнес-тренинги, на которых участники действительно получают некие полезные навыки, проработанные раздаточные материалы и т.п., и тренинги скорее развлекательного ха-рак-тера (наиболее яркие примеры второй группы: -"командообразование под водой"; "закапывание"; "веревочные тренинги"; "корпоративные прыжки с па-рашютами" и т.п.). Вероятно, создание и проведение тренингов второй группы требует от тренеров меньше интеллектуальных усилий, чем создание высоко-ка-чест-вен-ных обучающих тренингов. Поэтому у тренера появляется соблазн двигаться не по пути повышения качества содержания, а по пути повышения "развлекушности" — это проще, а невзыскательные клиенты (коих большинство) все равно будут довольны! "Тренер может стать создателем дебильных по содержанию, но развлекательных по форме тренингов" (Сергей Александров, Павел Фадеев, консалтинговая фирма Intelpart, Минск).

 

12. Клиент "сел на шею".

 

"Клиент решает, что если он платит, то может пользоваться услугами консультанта по любому вопросу. Старается переложить ответственность за принятие решений, нередко обращаясь по вопросам, выходящим за рамки проекта. Иногда использует консультанта в роли психотерапевта. Чем больше опыта у консультанта, тем меньше вероятность попасть в такую ситуацию" (Светлана Калабина).

 

"Клиент-халявщик": "Бывают попытки получить от вас консультации в “горячем режиме” без оплаты: “Помните, я у вас учился...” Оглашение цен воспринимается как отказ" (Валентин Лопан, президент Агентства деловых связей, Минск).

 

Однако существует и обратная ситуация.

 

13. Зависимость клиента от тренера.

 

Тренеру/консультанту бывает выгодно, чтобы клиент обращался к нему снова и снова. Если же у клиента "все получилось сразу" — зачем тогда консультант?

 

"Консультант заинтересован в “подсадке” слушателя “на иглу” бесконечного процесса. Как следствие — консультант “по жизни” становится нерезультативным, теряет навыки доведения дел до результативного завершения" (Сергей Александров, Павел Фадеев).

 

14. Персональные симпатии/антипатии тренера к клиенту.

 

В тренерско-консультантской работе очень важно сохранять холодную голову, некое отстраненно-профессиональное отношение к происходящему. На практике же бывает: "несовершенный" (туповатый, безграмотный, несимпатичный, недоверчивый, язвительный) клиент начинает раздражать (а затем и бесить!) консультанта, что сказывается на отношении ко всей работе; наоборот, консультант, стремясь угодить клиенту во всем, начинает идти у него на поводу и, даже видя явные ошибки, не указывает на них, боясь "расстроить".

"Ведь это его, заказчика, бизнес, значит он так видит, для него это лучше…"; "где-то очень глубоко внутри заказчик сам знает, что ему нужно", "наша задача — только помочь ему лучше самореализоваться" и т.д. и т.п.

 

15. Отсутствие внятных эталонов профессионализма.

 

Это приводит к тому, что в профессиональной среде оказываются "недоучки"… "Например, это часто люди с неразвитым абстрактным мышлением, не способные построить простейшее обобщение. Явная недоработка школы.

 

Другой частый случай — стойкое неумение ра-ботать с литературой. Это уже недоработка выпу-скающего вуза. Выражается в переоткрывании (переназывании) уже известного. Удивительно то, что эти люди ухитряются и работать, и защищать диссертации... Становится грустно" (Сергей Модестов).

 

16. "Запопугаивание".

 

Тренер зациклился на каком-то аспекте своей работы и не может остановиться… Человеку уже не выйти из состояния "тренера" (интересно, что эту вредность многие из опрошенных поставили на первое место!).

 

"В профессии тренера и консультанта основной вредностью видится "застревание" на одной модели. Скажем, психолог, непременно ищущий во всем какие-нибудь детские страхи и подсознательные комплексы; филолог, анализирующий “скрытые метафоры” там, где их нет, и т.п." (Сергей Модестов).

 

Поскольку по профессии тренер вынужден постоянно заниматься "поучением", то и вне работы он уже не может отделаться от желания продолжать учить окружающих жизни. В частности, бизнес-консультант, придя в банк, офис, ресторан, магазин и видя ошибки, совершаемые персоналом, получает стресс — он-то ведь знает "как надо"!

 

"Вспомним правление средневековой Европы: была королевская власть, была церковная власть, и они нормально конкурировали. Даже в советские времена было партийное собрание, профсоюзное собрание и производственное собрание отдела. То есть как минимум три власти, три модели управления. Так же и в тренинговом бизнесе: разумно уметь пользоваться не одной, а серией моделей. Когда же модель одна: “Я тренер, я крут бываю -порою, я имел большой успех в Рязани”, реальное повышение квалификации — проблематично... Мудро — не только войти в модель (в том числе успешную), но и выйти из нее" (Игорь Викентьев).

 

 

17. "Знакомый гинеколог". Проблема отношения окружающих.

 

"Когда люди узнают, что ты психолог, многие пугаются… Родные “подкалывают”, когда в семье конфликты: “Что же ты так, ты ведь психолог…” Друзья, знакомые, родственники вне работы часто обращаются за советом: “Помоги, пожалуйста, ты у нас специалист...”" (Константин Миронов, бизнес-тренер).

 

 

18. "Влюбленный пионер". Проблема отношения клиентов.

 

Известно, что в пионерских лагерях вожатые регулярно страдали от влюблявшихся в них детишек. Так же и тренер нередко страдает от "любви" клиентов.  После семинара, тренинга преподаватель эмоционально "выжат", устал, выдохся… Но — слушатели желают "пообщаться с классным мужиком" на перерыве, "примазываются" по дороге домой. А тренеру хочется покоя и тишины. Слушатели не понимают, что тренер улыбается, шутит и шоумэнит "по обязанности", потому, что это входит в профессию. "Для тренера важно не провоцировать "стрелы Амура", а учить слушателей разделять: где жизнь, где работа — преходящие эмоции от тренинга, а где — содержание обучения. В программу должны быть введены несколько элементов, которые позволяют сохранить дистанцию" (Игорь Викентьев).

 

 

19. Недобросовестная конкуренция.

 

"Коллеги могут снижать ваш статус с помощью таких приемов, как: “он у меня учился”, “он нигде не учился”, ”он все время учится и не имеет практического опыта”, “посмотрите на его машину, одежду, офис и т.д.”" (Станислав Шапошников). "Чем успешней вы работаете на конкретном географическом рынке, тем больше у вас “доброжелателей”. Требуется технология выстраивания отношений с ними. Иначе можно докатиться до дрязг и интриг" (Валентин Лопан).

 

20. Комплекс "лягушки-путешественницы".

 

Вспомним сказку про лягушку, которую сгубило непреодолимое желание крикнуть: "Это я придумала!". Специфика работы тренера/консультанта за-прещает рассказывать коллегам, друзьям про наиболее интересные заказы ("Я тренировал кандидата в мэры") — а ведь так хочется рассказать!..

 

21. Искушение бизнесом.

 

"И еще одна вредность — через какое-то время появляется желание все бросить и начать заниматься тем, чем занимается клиент" (Екатерина Прокопенкова).

 

О п ы т н ы й   п р о ф и

 

22. "Я расписан до ноября будущего года".

 

"Глобальная нехватка времени, все расписано на 3—6 месяцев вперед. Личной жизни нет, рабочий день не нормирован, выходных не бывает…"

(Денис Лунев, бизнес-тренер, компания "Экопси").

 

23. Клиенты не в состоянии оценить качество специалиста.

 

"Сегодня пригласили тебя, а завтра — астролога-психотерапевта-нумеролога" (Георгий Соколов).

 

А раз так, то возникает следующая опасность:

 

24. "Рутинизация".

 

К первым тренингам тренер готовится основательно. Но на 101-й тренинг "эффективных продаж" он едет, понимая, что профессионализм его работы среднестатистический слушатель все равно не оценит… Качественно готовиться и некогда, и незачем. Работа превращается в рутину, что провоцирует тренера к халтуре, и как следствие — к деградации.

 

25. "Профессорство", "звездная болезнь".

 

Чем успешней тренер, тем больше вероятность развития у него завышенного самомнения. Соответственно, к выступлениям можно не готовиться: "И так сойдет, ведь я звезда!" Про конкурентов можно говорить любые гадости; критика воспринимается в штыки либо просто игнорируется. "Недавно наш город (не деревня Гадюкино, чай, столица Сибири, интеллектуальный город) навестил бизнес-тренер, так сказать, с именем, автор множества популярных книжек. Народ делился впечатлением (коротким, так как оставил мероприятие в первый перерыв): ну, барин приехал, гуру, разговор через губу, вагон презрения..." (Людмила Астафьева).

 

"Со временем, когда тренер получает достаточный опыт управления аудиторией, возникает иллюзия легкого манипулирования людьми, плюс к этому, профессиональные навыки тренера редко оцениваются коллегами с позиции конструктивной критики (просто потому что нет практики посещения тренингов друг друга). Здесь-то и проявляется "эгоцентризм": появляется уверенность в собственной "правости", глухота к обратной связи, замедляется взаимовыгодный обмен профессиональными идеями, что, конечно, заметно тормозит рост тренера как в сфере профессиональной, так и коммуникативной" (Екатерина Прокопенкова).

Успешный тренер перестает развиваться, ибо зачем? "Противоречие: чтобы быть успешным — надо развиваться, а значит, рисковать, заходя в неведомые области опыта. Но чтобы рисковать, надо перестать стремиться быть тотально успешным" (Людмила Астафьева).

 

26. Проблема общения.

 

Избыточное общение на работе:

 

"Неимоверное число клиентов, новых лиц. Старые клиенты обижаются, когда ты не помнишь, что они были у тебя четыре года назад на тренинге.

А такую массу людей удержать в голове невозможно" (Денис Лунев).

"На предложение “поедем… пообщаемся...” — думаешь: я вас люблю, но лучше бы мне вас не видеть… А еще избыток общения приводит к “снижению чувствительности в общении”. Перестаешь ценить “прелесть общения”. Это из серии — как мужчины-гинекологи занимаются сексом?" (Людмила Астафьева).

 

Пропадает интерес к "бытовому общению":

 

"Общение с людьми вне работы на бытовые темы становится “скачкообразно неинтересным”, люди кажутся глупыми из-за того, что они “обсуждают кофточки или тачки”, а не решают задачи — это приводит к проблемам в личной жизни. У женщин это обострено еще и тем, что они становятся действительно умнее мужчин, с которыми знакомятся, а если тренер-женщина успешна, то зачастую и богаче...

 

Слабые и бедные мужчины комплексуют и закатывают женские истерики, а умные и богатые не хотят продолжения работы по вечерам. То есть по-сле трудного бизнес-дня — общения с женой  бизнес-тренером. Это как если бы штангисту после 9-часовой тренировки жена вечером предложила бы вместе поотжиматься... У мужчин-тренеров это, вероятно, обострено тем, что они могут счесть свою жену просто дурой" (Сергей Сычев, компания "Сычев и К", Ростов-на-Дону).

 

27. "Как вы относитесь к…"

 

Клиенты часто интересуются мнением тренера об известных специалистах; спрашивают его мнение о книгах и т.п. При этом появляется соблазн обругать конкурента (и тем самым породить конфликт), отозваться пренебрежительно об очередной по-пулярной книжке — тем более что халтурная литература в области тренингов и консалтинга пока что преобладает… Кстати, здесь стоит упомянуть и о "вредности чтения": "Необходимость читать массу профессиональной литературы, которая того недостойна" (Валентин Лопан).

 

28. Невнедрение результатов тренинга или консультации.

 

После того как столько трудов затрачено на клиента, тренер узнает, что работа — впустую: на фирме клиента все как было, так и осталось. "Был интересный заказ, предложены качественные решения, но через год выясняется, что внедрена только самая незначительная часть: выпустили фирменный сувенир &md

Комментарии Фейсбук Вконтакте