Только для взрослых

Дата публикации

В этом году за вторым высшим образованием пришло на 20-30% меньше людей, чем в прошлом. Люди хотят практических знаний, и вузы ищут новые подходы к обучению взрослых студентов.

Бум на второе высшее образование начался в нашей стране в 1997 году. Тогда специалисты утверждали, что пройдет пять лет, рынок подготовит новых специалистов - и интерес ко второму высшему начнет спадать. Похоже, прогноз оправдался.

- В этом году цифры приема на программы второго высшего снизились. Такое произошло впервые. Неделю назад об этом говорило большинство участников заседания союза ректоров вузов Москвы. В среднем снижение составило 30%. При этом показатели приема на дневные отделения негосударственных вузов остались прежними, - рассказал "Известиям" президент Института международного права и экономики Михаил Ильчиков.

Причин этого явления несколько. "Студенты жалуются, что сейчас стало значительно труднее совмещать работу и учебу, - отмечает Михаил Ильчиков. - Новый Трудовой кодекс лишил заочников и вечерников практически всех льгот, которые давал им старый КЗоТ".

Главная причина - новые требования к качеству и содержанию образования, которые выдвигает сама жизнь. Наталья Громова, проректор Всероссийской академии внешней торговли, не разделяет мнения, что интерес ко второму высшему упал, так как в этом году в академию пришло намного больше "втородипломников", чем в 2002 г. Но уверена в том, что программы второго высшего нуждаются в серьезном изменении.

- Наша классическая образовательная традиция, когда лектор является основным источником знаний, входит в противоречие с современным подходом к обучению взрослых. Сегодня аудитория хочет не столько классических знаний, сколько навыков профессиональной работы: тактики принятия решений, методов работы в команде. Для этого должны быть найдены специальные формы обучения. Например, работа по "кейсовой" методике: анализ и обсуждение предыдущего опыта, конкретной ситуации, описанной в индивидуальном методическом материале ("кейсе"). Сейчас мы применяем и такие формы обучения.

Перед некоторыми вузами вопрос о трансформации импортных методик под российские условия не стоит. Они с самого начала работают по западным стандартам. Рассказывает Виктор Орехов, начальник отдела маркетинга Международного университета менеджмента ЛИНК:

- Второе высшее должно быть основано на стандартах профессиональной компетентности, и эти стандарты должны идти не от министерства, а от работодателя. Именно на таких принципах основаны программы менеджмента Открытого университета Великобритании, по которым мы учим профессионалов в нашем университете. Главное в этом курсе - обучение решению конкретных практических проблем менеджмента.

Проходит и то время, когда 99% вузов представляли втородипломникам небогатый выбор из трех специальностей - экономика, юриспруденция и менеджмент. Как отмечает директор Института информационных систем управления Государственного университета управления Владимир Годин, "формирование информационного общества в области образования привело к появлению новых специальностей. Одна из них, реализуемая в ГУУ, - "информационный менеджмент". Большим успехом пользуется специальность "компьютерные технологии в бизнесе" в Академии народного хозяйства при правительстве РФ, открывают факультеты второго высшего в области информационных технологий и негосударственные вузы - например, Российский новый университет.

Появляются на рынке профессионального образования и совсем новые специальности. Например, с 15 октября в Высшей коммерческой школе Министерства экономического развития и торговли начнут готовить специалистов по направлению "политический менеджмент". Говорят, от желающих учиться отбоя нет. И основное содержание курса вовсе не "выборные технологии". "Ведь политическое движение - это предприятие, со своими финансами, стратегией менеджмента и маркетинга", - отмечает Игорь Знаменский, проректор Высшей коммерческой школы.

Комментарии Фейсбук Вконтакте