Секрет популярности программы IB

Дата публикации 17.10.2014

Международный бакалавриат – наиболее быстро развивающаяся программа среди аналогичных в мире: ее проходит около миллиона учащихся в 3500 школах 145 стран. Программа предполагает обучение детей от 3 лет до уровня старших классов. Хотя IB соответствует высоким академическим стандартам благодаря своим высоким требованиям, методы обучения и преподавания представляют собой полную противоположность консервативным. Вместо скучной теории и лекций студенты IB наслаждаются свободой в обучении, позволяющей им изучать мир в игре и развивать свою индивидуальность и уникальные навыки. Но разве трехлетние дети и подростки способны заниматься самостоятельно по такой сложной программе? Директор начальной школы при международной школе Фном Пен Паула Бакстер рассказала, в чем секрет популярности программы IB.

Что послужило причиной успеха программы IB за последние пару лет?

Одним из базовых составляющих IB является профиль ученика, состоящий из 10 свойств характера, или фундаментальных основ программы от предварительного приема до обучения в старших классах. Наши студенты получают характеристики, такие как «способный на риск, заботливый, умный и т.д.». Мы заботимся о том, чтобы раскрыть способности ребенка наилучшим образом с точки зрения развития международного кругозора, так как мы хотим, чтобы они стали гражданами мира с возможностями, открытыми им по всему земному шару.

Также мы знаем, что большинства профессий, к которым готовят детей в школе, сейчас уже не существует. Разумеется, у нас есть учебный план, но в то же время мы стремимся к тому, чтобы в этом постоянно меняющемся мире у них выработалась привычка задавать вопросы и отвечать на них самостоятельно. Конечно, мы не можем вложить все это в школьное расписание. Для всего, что не входит в рамки учебного плана, у нас есть внеклассные задания, которые очень индивидуальны – ведь не все хотят заниматься музыкой или каким-нибудь спортом.

Дети, которые посещают внеклассные занятия, лучше справляются с основными уроками?

На самом деле, процентное соотношение детей, посещающих внеклассные занятия, очень высок, и мы увеличиваем количество детей с широким кругом интересов. У нас своя точка зрения по поводу того, что такое образование, и мы ценим каждый талант.

Дети, у которых есть профиль для поступления в нашу школу, как правило, заинтересованы в различных возможностях. Вернемся к вопросу о том, что дети в школе IB отличаются от остальных: я считаю, что они более открыты новому, не боятся риска, толерантны к окружающим и имеют широкие взгляды на свои возможности и способности. Если они не видят возможностей сами, они задают вопросы.

Этот подход очень отличается от традиционного. Как дети, перешедшие со строгой системы на систему IB, справляются с этим?

В переходный период они обычно ведут себя очень тихо, в то время как наши уроки очень оживленные. Мы поощряем то, что дети задают вопросы, выполняют задания самостоятельно и проявляют свою независимость. Мы поддерживаем их в том, чтобы они были общительными, в то время как в строгих системах обучения дети сидят рядами лицом к учителю. В наших классах дети сидят группами, а столы сдвинуты так, чтобы им было удобно учиться вместе. В зависимости от того, откуда прибыл новый ученик, ему понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть. Некоторые дети приходят из таких мест, где им вообще не разрешают задавать вопросы, и они должны просто слушать учителя. Им приходится привыкать к свободе. Например, умножение. В строгой системе будет разрешено использовать только один способ решения задачи, тогда как для нас не имеет значения, как вы ее решили, главное, чтобы вы получили правильный ответ. Если ребенок находит собственный способ решения задачи, то поощряется, если он поделится своей идеей с классом. Возможно, кому-то этот вариант тоже понравится.

Необходим ли ваш открытый подход для того, чтобы поддерживать гармонию между детьми, пришедшими из различных культур?

Я думаю, он работает очень хорошо и в этом отношении тоже, потому что мы учим детей принимать друг друга такими, какие они есть, и самосознание здесь тоже очень важно. У нас есть курсы под названием «Кто мы», где дети выражают себя как граждане мира.

Многие родители ваших учеников прошли через строгую школьную систему обучения. Серьезно ли они воспринимают такой открытый подход?

Конечно, родители проецируют свой школьный опыт на детей. Так как наш подход для родителей совсем новый, мы  организуем для них родительское образование, чтобы они поняли, что обучение их ребенка очень сильно отличается от их обучения, что совсем не означает, что оно лучше или хуже, оно просто другое. Само собой, тот факт, что многие родители переезжают в другие страны и отправляют ребенка учиться в международную школу, говорит о том, что они открыты для всего нового. Наши мастер-классы для родителей пользуются успехом, потому что родители хотят знать, как учатся их дети. Иначе они не понимают.

Когда обучение доставляет радость?

Оно должно радовать нас всю жизнь, с рождения. В первые годы жизни мы учимся, играя. Как раз это мы используем в нашей PYP (программе начальной школы), начиная с предварительного поступления, затем во время посещения  детского сада и наконец, на первом году обучения. Все обучение основано на игре и таким образом мы показываем детям, что образование – это интересно, и стараемся поддерживать у них это состояние, когда они становятся старше.

Как игра может стать аналогом процессу обучения?

Есть много видов игр, и мы строим игру так, чтобы дети учились в процессе. Например, у нас есть пруд и буквально через неделю там могут появиться резиновые утки с написанными внизу буквами. Дети поднимают уток и пытаются читать буквы.

На прошлой неделе они изучали измерение. У них были все возможные виды измерительных цилиндров с водой, и учитель спросил их, поместится ли вода из одного цилиндра  в другом. Чтобы это выяснить, им нужно было перелить воду, что не только развивает моторику, но и требует математического прогноза.

Есть огромное количество игр, которые способны научить детей считать от 1 до 10, оперировать с числами, группировать числа и т.д. Таким образом, дети полюбят работать с числами, и вероятно, будут работать с ними с таким же удовольствием и на более высоком уровне.

Как обучение может быть приятным, когда игра уже не является частью учебного плана?

Детей постарше и молодежь  мы обучаем, применяя интересные нестандартные методы. Если вы прогуляетесь по нашим классам, вряд ли вы увидите учителя, стоящего перед классом и читающего лекции. Иногда вы даже не сразу найдете  учителя, так как он, скорее всего, разговаривает с одной из групп студентов. Учителя не управляют обучением. Они позволяют ученикам управлять своим обучением самостоятельно.

Тем не менее, в конце обучения студенты должны сдать экзамен. Каким образом свобода в обучении позволяет соответствовать четким критериям учебного плана?

У нас очень четкая структура учебного плана, построенная с учетом начала обучения в раннем возрасте, когда дети начинают с трех лет. Она строгая, как весь учебный план IB, но для семнадцати- и трехлетних студентов выглядит по-разному.

Строгий учебный план и свобода действий одновременно – звучит как парадокс

Это действительно звучит странно для большинства родителей, которые считают, что программа полна противоположных идей: сложный учебный план и свободный подход.  Однако они хорошо сочетаются вместе.

Какая здесь связь?

Во-первых, это ученический профиль. Это основа. Потом есть еще социальные навыки и самоуправление, исследовательские способности и другие базовые концепции, которым мы обучаем детей, которые проходят все уровни. Когда маленькие дети приезжают в школу, они ждут, что кто-то будет носить их бутылочки с питьевой водой и портфель. Мы довольно быстро учим их тому, что это их обязанность, потому что эти вещи принадлежат им. Это все мелочи, которым мы также учим детей: переодеться перед плаванием, завязать шнурки, самостоятельно поесть – это навыки, необходимые для жизни и для развития независимости и чувства ответственности с самого раннего возраста.

Источник: global-edu.ru

Комментарии Фейсбук Вконтакте