История о двух расходящихся тенденциях

Дата публикации

Для бизнес-школ сегодня наступили в чем-то худшие, а в чем-то лучшие времена. Число заявлений на программы full-time упало, но рост популярности программ для работающих менеджеров формата Executive MBA может спасти систему бизнес-образования.

Нет ничего удивительного в том, что все больше школ предлагают своим кандидатам обучение по программам ЕМВА. На эту тенденцию обращают внимание все ведущие деловые издания мира, в том числе Financial Times, опубликовавшая в конце 2004 года рейтинг EMBA 2004, в котором участвовало около 90 программ этого формата.

Легко понять, почему кандидаты отдают сегодня предпочтение программам executive. В условиях нестабильного рынка занятости они хотят получить образование, не бросая свою работу. Компании же получают выгоду от применения менеджерами полученных ими знаний и навыков сразу же, а не через год или два.

Согласно данным последнего отчета совета GMAC, занимающегося администрированием вступительного экзамена для бизнес-школ, 53% бизнес-школ сообщили о росте числа полученных заявлений на программы ЕМВА, а еще 21% заявил, что число заявлений по сравнению с предыдущим годом не изменилось. Контраст очевиден: 75% провайдеров программ full-time МВА сообщили, что количество полученных ими заявлений упало.

В первую очередь, для большинства школ, в том числе таких лидеров,как Harvard и Stanford, это означает дополнительные доходы. В то время как стоимость обучения на программах full-time MBA искусственно занижается, обучение на некоторых программах формата EMBA может стоить более $100000.

Пока никто не может дать подробное объяснение такому стремительному росту популярности ЕМВА, но школам остается лишь надеяться на то, что это связано со структурными изменениями на рынке, а не просто со временными изменениями или цикличными тенденциями.

Цикличные тенденции тем не менее определенно сыграли здесь свою роль. Сегодняшние аппликанты программ ЕМВА – это те, кто на волне популярности дот-комов решил отложить свою учебу, а затем во времена спада предпочел не рисковать своей работой. Школы полагают, что для обучения на программах ЕМВА есть и другие, более фундаментальные причины.

По мнению Майка Фенлона (Mike Fenlon), заместителя декана школы Columbia, главным фактором, привлекающим современных менеджеров на программы ЕМВА, является их формат, позволяющий получать образование без отрыва от работы. "Опыт, получаемый слушателями в учебной аудитории, не носит отвлеченный или теоретический характер. Раньше многие относились к программам ЕМВА как к "облегченной" версии МВА, но теперь все признали уникальную ценность этого формата".

Джули Сайзек Джоунз (Julie Cisek Jones), заместитель декана и директор программ ЕМВА школы Kellogg при Northwestern University, уверена, что ЕМВА укрепила свой статус. "Все чаще мы видим, как выпускники программ ЕМВА продвигаются в своих компаниях до высших руководящих позиций и спонсируют обучение других менеджеров рангом ниже".

Рост популярности ЕМВА особенно заметен за пределами США, где об увеличении числа заявлений сообщили 64% школ, в то время как среди американских провайдеров программ ЕМВА о росте сообщили 50%. Директор ЕМВА London Business School Лин Хоффман (Lyn Hofffman) уверена, что это говорит о ценности бизнес-образования: "Я считаю, что образование ЕМВА в Европе пользуется все большим признанием. Раньше мы очень сильно отставали в этом аспекте от США".

Тем не менее она говорит, что важным фактором, тормозящим рост ЕМВА в Европе, остается высокая стоимость этих программ. К примеру, обучение на программе EMBA Global, совместно проводимое школами LBS и Columbia в Лондоне и Нью-Йорке, стоит $115000.

Самыми быстрыми темпами рынок ЕМВА растет, несомненно, в Азии. В Тайване, к примеру, где численность населения составляет всего 23 млн, есть 36 бизнес-школ, которые предлагают 76 программ ЕМВА. Это определенно доминирующая степень в сфере бизнеса на рынке этого региона.

Китайский рынок тоже созрел для программ ЕМВА, считает Бин Сян (Bing Xiang), декан пекинской Cheung Kong Graduate School of Business, независимой школы, открытой в январе 2002 года на средства Ли Кай Шина (Li Ka-shing), миллиардера из Гонконга. Первые выпускники этой школы получили свои дипломы в конце 2004 года.

Профессор Сян уверен, что для Китая, переживающего период стремительного экономического роста, формат ЕМВА подходит так же хорошо, как для США – формат full-time. Такой же точки зрения придерживается и китайское правительство, выдавшее десяти лучшим бизнес-школам страны распоряжение обучать по триста специалистов ЕМВА в год. Еще двадцать школ получили разрешение на ежегодный выпуск ста специалистов, что в общей сумме дает 5000 выпускников ЕМВА в год для корпоративного рынка Китая.

По сравнению с ситуацией пяти- или десятилетней давности сегодняшние работодатели гораздо реже выступают в роли спонсоров обучения своих менеджеров. Эта тенденция относится ко всему рынку ЕМВА. Это значит, что сегодня аппликанты стараются самостоятельно выбирать ту программу, которая подходит лично им. Времена, когда компании диктовали бизнес-школам свои правила, ушли в историю.

"Вместе с этим сместился и акцент требований со стороны аппликантов, - считает Эд Леонард (Ed Leonard), главный помощник декана в школе Goizueta при Emory University. - Большая часть их вопросов касается не содержания программы, а профиля их будущих сокурсников: кто они, откуда они, где они работают и т.д.".

В исследовании Financial Times также говорится о росте числа кандидатов, готовых во время обучения на программе ЕМВА путешествовать на большие расстояния. Одной из первых таких программ была Global Executive MBA школы Duke Fuqua. После трагических событий 2001 года многие компании наложили запрет на международные поездки своих менеджеров, но теперь число заявлений снова растет, говорит Дэн Наги (Dan Nagy), помощник декана школы Fuqua. В планах школы - расширить свою программу Global Executive MBA весной 2005 года.

Все больше школ убеждаются в том, что кандидаты особенно ценят программы, на которых учатся слушатели со всего мира, а занятия проводятся на разных континентах, что достигается зачастую благодаря партнерским отношениям между бизнес-школами. По данным EMBA Council, 14% американских программ формата executive проводятся в партнерстве между двумя или более школами. За пределами США таких программ еще больше - 31%.

В среднем за пределами США в составе слушателей программ ЕМВА доля иностранцев составляет почти половину - 47%. В США контингент кандидатов ЕМВА более однороден. Лишь 14% из них – жители других стран.

Ежегодно в Северной Америке и Европе открываются в среднем пять новых программ ЕМВА. Тенденции современности таковы, что все больше только что запущенных программ ЕМВА носят международный характер с самого начала. В составе слушателей новой программы бизнес-школы Said при Oxford University, например, есть представители Японии, западного побережья Америки и Узбекистана.

По данным исследования Financial Times, высшие оценки кандидаты присуждают тем программам, которые комбинируют разнообразие мест проведения занятий с международным составом своих слушателей. Как заметил один из выпускников совместной программы школ Purdue, Tias, CEU и Gisma, "одно из главных преимуществ программы в том, что ее слушатели – руководители со всего мира, которые приносят с собой определенный колорит, благодаря чему вы понимаете культурные различия разных стран мира".

Аналитики считают, что теперь с уверенностью можно говорить о новом периоде в истории бизнес-образования, который несет с собой определенно положительные тенденции.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте