Целенаправленное конструирование общения

Дата публикации

Общение является результативным при том условии, что оно подчинено достижению ряда целей, например, таких как:

  • Изучение психологии собеседника
  • Установление более тесных контактов
  • Обеспечение сотрудничества
  • Обсуждение конкретной проблемы
  • Получение нужной информации
  • Передача своей фактуры или дезинформации 
  • Убеждение в чем-то
  • Принуждение к чему-либо

В ходе полноценного взаимодействия можно выделить перетекающие друг в друга фазы, включающие:

  • Предварительную подготовку 
  • Начало разговора с обеспечением подходящего психоэмоционального настроя собеседника
  • Проведение своей темы и направление беседы в предусмотренном направлении
  • Завершение диалога с закреплением достигнутого результата

На этапе предварительной подготовки занимаются:

  • Прояснением того, чего нужно достичь в результате разговора, отмечая предпочтительный максимум и приемлемый минимум
  • Получением изначальной информации (о партнере и затрагиваемой проблеме)
  • Обдумыванием тактики контакта (сообразно с психологией объекта и иными действующими здесь факторами)
  • Отрабатыванием выигрышных компонентов общения (выбор подходящего момента, места, обстановки и обстоятельств встречи)

Начало разговора с поддержанием соответствующего психоэмоционального настроя у визави строится на пресечении негативных эмоций и отбрасывании всевозможных барьеров, затрудняющих необходимое взаимопонимание. Негативные реакции собеседника засекают по различным внешним проявлениям (резкость фраз, зажатость поз, узость зрачков и т.д.) и снимают различными психологическими приемами (выбор особо действующих слов, мимика, телесное копирование и т.д.). Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жест, выражение лица, взгляд и т.д.) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения.

Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о визави на негативное.

Общие рекомендации по организации встречи

Готовясь к перспективному контакту, следует учитывать, что:

  • В холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно снижает уровень интеллекта
  • Около 19 часов нервно-психическое состояние людей становится менее устойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости
  • Там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер;
  • Любая радость увеличивает альтруизм; обида или разочарование уменьшает его;
  • Нас всегда притягивают знающие и опытные люди;
  • Человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей;
  • Чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность;
  • Люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера;
  • Чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам;
  • Многие люди чаще всего придерживаются принципа: "пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня, не более, чем мне".

Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера, помните, что:

  • Твердое, уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза, нравится обычно почти всем;
  • Дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость;
  • Банальное начало ориентирует на банальность всей беседы;
  • Субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, — ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнера;
  • Доброжелательная установка (а попросту — готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности: чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем;
  • Люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать свою значительность;
  • Беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном языке, не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта);
  • На первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо "я бы хотел..." — "вы хотите..."), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях;
  • Приятно беседовать с людьми, имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются назад или разваливаются в кресле, обычно чувствуют себя не очень уютно);
  • Чтобы наладить полное взаимопонимание и породить непринужденность при контакте, желательно незаметно копировать как позу, так и жесты собеседника; такое "отзеркаливание" сообщает визави, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам;
  • Нелишне иной раз отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные отношения;
  • Когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем не так;
  • Устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет визави на продолжение монолога;
  • Простейшие нейтральные слова ("конечно", "разумеется"...) с сочувственным наклоном головы подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение;
  • Когда человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и в свою очередь старается прислушиваться к нему;
  • Любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи;
  • Немалое значение для приведения субъекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный комплимент;
  • Лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь;
  • Нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже замаскированную;
  • Не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие;
  • Безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна, и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие партнера уже обретено;
  • Красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль, обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения внимания;
  • Для вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией;
  • Для обретения дружественности нужна непринужденность и избыточность в сообщении разных сведений.

Ведя разговор, не забывайте, что людей обыкновенно раздражают:

  • Негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе);
  • Банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов);
  • Пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение);
  • Самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах);
  • Низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза);
  • Угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно "клещами тащить каждое слово");
  • Серьезность (полное отсутствие улыбки и принятие всего всерьез);
  • Льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие);
  • Отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению) заставляют визави принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению;
  • Повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга и т.д.);
  • Притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление);
  • Высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, "процеживание" слов сквозь зубы и т.д..);
  • Грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие...);
  • Болтливость (владение разговором как личной вотчиной);
  • Непрошеные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе);
  • Решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре);
  • Закрытые вопросы (то есть вопросы, требующие однозначного "да" или "нет"; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра и он может почувствовать себя как на допросе).

Реализуя целевую установку, нелишне знать, что:

  • Первым чаще всего вынужден говорить более слабый;
  • Для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью;
  • Тон собственного голоса полезно измерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и визави понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив, таким образом, победу в этом эпизоде за вами;
  • В конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться;
  • Чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать;
  • Обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен;
  • Мелкая ложь способна породить большое недоверие;
  • Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее всех других;
  • Нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника;
  • Опасно игнорировать предубеждения визави
Комментарии Фейсбук Вконтакте