Один год или два?

Дата публикации

 

Подобно людям, занимающимся экстремальными видами спорта, студентам программ MBA приходится долго убеждать своих друзей, семью и потенциальных работодателей в том, с какими трудностями они сталкиваются в бизнес-школе. Атмосфера бизнес-школ – как мы часто любим это повторять - "интенсивная и напряженная". В стороне остается и тот факт, что некоторые программы MBA, включая подавляющее большинство курсов в США, занимают 2 года, в то время как в Европе они длятся в основном 1 год. 

В чем же разница между программами, помимо продолжительности обучения? Ни одна из этих форм обучения не опережает другую в рейтингах. Работодатели также не склонны к отбору выпускников по этому принципу. Программы обучения схожи. И все же - курсы невероятно отличаются друг от друга. 

Прежде всего, существует разница в степенях интенсивности обучения. Ожидать выходных в пятницу или сбалансированного жизненного режима от однолетнего курса обучения было бы неблагоразумным. Программная насыщенность предоставляет совсем немного свободного времени и вовсе не оставляет ни малейшего шанса нагнать остальных в случае, если вы в чем-то отстали. В школе INSEAD вот уже в течение 50 лет предлагаются одногодичные программы MBA, занятия начинаются в 8.30, зачастую заканчиваются в 19.00 и не отменяются даже во время государственных праздников. 

При таком темпе курс обязательных дисциплин проходят “залпом” в течение 4 месяцев в начале года. Выпускники факультетов инженерии или бизнеса могут обучаться по таким дисциплинам, как статистика и бухучет, используя их в качестве программ переподготовки. Однако тем, у кого нет ни математической подготовки, ни бизнес-образования, приходится нелегко. 

Контингент учащихся также может существенно различаться. На одногодичные курсы поступают в основном студенты более высокого уровня доходов и, как правило, более старшего возраста. Средний возраст для европейских студентов, обучающихся по однолетней программе, составляет 29-30 лет, что означает наличие более длительного опыта работы. Более опытные студенты могут найти беседы по управлению утомительными при наличии в классе представителей, никогда не имевших дело с руководством персонала. 

Что касается того, что происходит во время занятий, то здесь различия налицо. Одногодичный курс обучения должен вместить программу, состоящую из 10 трехчасовых сессий в 16 занятий, каждое из которых длится 90 минут. Двухлетние программы, такие как предлагает бизнес-школа IESE в Испании, предоставляют достаточно времени для того, чтобы выстроить модель занятий, схожую с гарвардской, где на каждой лекции обсуждаются бизнес-кейсы. Это означает, что на одногодичных программах студентам не отводится время для повторения материала, который можно найти в учебниках. 

Главнейшей разницей между двумя этими программами является обучение за пределами школы. В самом разгаре обучения по 2-летней программе (во время длительных летних каникул между первым и вторым годами обучения) студенты обычно проходят стажировку. Например, этим летом работа над изучением стероидов позволит студентам частично оплатить свое обучение, а также попробовать себя в 12-недельной работе в совершенно другой области. 

По словам Дэвида Симпсона (David Simpson) из Лондонской бизнес-школы, некоторые умудряются проходить более чем одну стажировку. “На сегодняшний день мы наблюдаем за тем, как все большее количество студентов проходят более одной стажировки, работая в течение месяца или больше с двумя абсолютно разными компаниями”. Вдобавок к этому, студенты LBS обязаны ко второму году предоставить выполненный в течение 2 или 4 месяцев совместно с внешней компанией оплачиваемый проект по консалтингу. Подобный опыт взаимодействия с внешними организациями, хотя и не исключен полностью из одногодичной программы, значительно сокращен по причине загруженности расписания. 

Другим важным дифференцирующим элементом должна выступать мотивация со стороны самих учащихся. Те, кто поставил перед собой определенную цель и не нуждается во времени для затянутых размышлений и поисков, не найдут о чем жаловаться во время обучения по однолетней программе. Для тех же, кому необходимо время для того, чтобы обдумать и прочувствовать каждый шаг на пути к своей карьере, вполне актуальным покажется обилие времени для 2-летней программы, а также дополнительные возможности работы с компаниями разных областей деятельности. 

Для тех кто не хочет делать выбор самостоятельно, существует опция “на заказ”. С 2005 года LBS предоставляет студентам возможность редактирования собственного графика, а именно выбора меньшего количества выборочных дисциплин и сокращения длительности обучения до 15 месяцев. Эта опция актуальна для будущих предпринимателей, которым подвернулась возможность заняться многообещающим проектом. 

Columbia Business School в США предлагает 16-месячный курс обучения, предполагающий, что те, кто не желает проходить стажировку, могут начать обучение в январе и учиться во время летних каникул, плавно переходя в сентябре на второй год обучения. 

Самой значительной разницей между разными программами является географическое положение школ. Для многих выбор стоит между двумя годами обучения на территории США или одном – в Европе. Классы в США стали набираться относительно позже европейских, а потому они отчасти менее диверсифицированы в культурном понимании, чем европейские. Почти все бизнес-школы в США на 2/3 состоят из студентов - выходцев из Северной Америки. Несмотря на это для тех, кто желает построить свою карьеру в США, это отличная возможность понять бизнес-культуру страны. 

Сравнивать обе программы не так легко, т.к. одному и тому же человеку пройти обучение по обоим курсам не представляется возможным. Двухлетняя программа предоставляет больше времени для самоопределения и поиска подходящей сети контактов. Однолетний курс предполагает собой 10-месячное обучение в бешеном ритме, где друзей связывает лишь общее положение в стрессовой ситуации. Но, по крайней мере, эти условия научат вас потрясающе точному планированию рабочего времени.

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте