Второе высшее образование в Германии: что ожидать

Окончить бакалавриат и магистратуру в российских вузах, поработать в одной из компаний «большой четверки», а затем опять сесть за университетскую скамью, на этот раз в Германии. Дарья Коршакова делится своей историей поступления и учебы.

Магистратура за рубежом в области юриспруденции, да еще и в Германии – не самое популярное направление для российских студентов. Поэтому всегда интересно послушать истории, которые выбиваются из общих правил. Дарья Коршакова рассказывает образовательному агентству STAR Academy, почему она дважды выбрала Потсдамский университет для учебы, что из этого вышло и как ей живется в городе дворцов, садов и вузов.

– Почему ты выбрала для обучения в магистратуре именно Германию?

Я изучаю немецкий язык с пятого класса. Мое первое длительное пребывание в Германии «случилось» в то время, когда я еще училась в магистратуре МГЮА. Это было обучение по обмену. Выбор стоял между Бонном и Потсдамом, и я определилась в пользу Потсдамского университета (решающую роль сыграла близость последнего к немецкой столице). До этого я была только в Мюнхене и всего один день.

После бакалавриата в МГИМО и магистратуры в МГЮА была работа налоговым юристом в консалтинговой компании «большой четверки» в Москве, во время которой я поняла, что могла бы заниматься аналогичной деятельностью, но в другой стране. Изначально я была нацелена на уклон в корпоративное право. Осознавая необходимость в дополнительных знаниях в области немецкого налогового права, я решила получить степень магистра права (LL.M.)... Потсдамского университета. Да, у меня остались хорошие воспоминания о городе и самом учебном процессе, поэтому Потсдам был выбран снова.

Дарья Коршакова делится своей историей поступления в Потсдамский университет

– У тебя было так много разных университетов в жизни. Сложно ли было поступить в магистратуру немецкого вуза?

Процесс поступления не был долгим или сложным. От меня требовались следующие документы:

а) заявление о зачислении на программу на имя декана,
б) биография в табличном формате (часто требуемый в Германии документ, например, он нужен для получения национальной визы или при устройстве на работу),
в) подтверждение получения высшего образования в области юриспруденции (достаточно диплома бакалавра),
г) подтверждение владения немецким языком (например, сертификат DSH, TestDaF).

Альтернативным вариантом подтверждения знаний немецкого языка было прохождение собеседования с преподавателем Потсдамского университета – именно этот вариант стал для меня подходящей заменой сертификату. Я не успевала сдать экзамен, чтобы представить документы в университет с соблюдением сроков. Как и собеседование, подачу документов я осуществила лично, посетив Потсдам во время отпуска на работе.

– Как выглядит твой типичный учебный день?

Каждый день включает в себя посещение занятий в университете. Необычным является их содержание, отличное от того, к чему мы привыкли в России. Лекции (Vorlesungen) напоминают наши лекции, только с большей степенью интерактивности. Например, преподаватель может ходить между рядами большой аудитории, выпытывая у студентов ответы на те или иные вопросы (в том числе поэтому задние ряды обычно наиболее «густонаселены» – в этом студенты всех стран одинаковы).

Потсдамский университет

Учебные занятия, схожие с российскими семинарами, здесь именуются по-другому – Arbeitsgemeinschaften, при этом немецкие семинары (Seminare) – это серия докладов студентов по заранее выбранным темам, за которыми следует, выражаясь современным языком, Q&A (череда вопросов и ответов).

Здесь важно отметить, что моя программа рассчитана на специалистов в области права с полным зарубежным юридическим образованием. Таким образом, у нас нет обязательных дисциплин общего характера. У нас в принципе нет обязательных дисциплин – имеется только определенное количество академических часов, которые необходимо набрать за два семестра.

– Где ты сейчас живешь?

Я живу на территории одного из трех кампусов нашего университета, в 7 минутах ходьбы находится замок Ноес Пале (Neues Palais), отнесенный к объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО.

– Нравится ли тебе город? Насколько комфортно в нем жить?

Сам Потсдам, столица земли Бранденбург, гораздо более спокойный с размеренным темпом жизни, нежели его «большой брат» Берлин. В городе проживают люди разных возрастов, которые как будто поделили между собой время в общественном транспорте: с утра школьники шумно едут в школу, далее трамваи и автобусы начинают наполняться студентами, спешащими на лекции, затем наступает время старшего поколения – кто традиционно к врачу, кто на чашечку кофе в одно из центральных кафе.

Кампус университета находится недалеко от замка Ноес Пале (Neues Palais)

Город очень «зеленый» с хорошей экологией. Если захочется больше движения, полчаса на региональном поезде – и вы на остановке Зоологишер гартен (Zoologischer Garten) в центре Берлина. Если вы знаток истории – тот же региональный поезд довезет вас до Ораниенбурга, города, где ранее находился один из концентрационных лагерей Заксенхаузен (Sachsenhausen), а сейчас действует музей.

Но и сам Потсдам, располагающий большим числом музеев, парков и уютных кафе, не заставит скучать. Один из самых известных – музей Цецилиенхоф (Cecilienhof). Именно в этом замке летом 1945 года проходила небезызвестная Потсдамская конференция, на которой определялись послевоенные границы Европы.

– Раз ты уже второй раз выбрала Потсдамский университет для обучения, очевидно, что он тебя устраивает. Есть что-то отличное от российских вузов?

В отношении культурной и социальной жизни университета стоит, конечно, отметить, что она невероятно многообразна. Тематические мероприятия (ярмарки карьеры, «международный день» – во время него студенты из разных стран рассказывают про особенности обучения в своей стране, вдохновляя местных ребят решиться на обучение по обмену), возможность работать в университете наряду с учебой (например, в медиатеке, библиотеке или в рамках научного проекта).

Необычен для меня и подход компаний к продвижению своих продуктов среди студентов. Например, недавно в холле главного здания кампуса, в котором я учусь, мобильный оператор О2 расположил большую конструкцию-лабиринт – она символизировала их широкую сеть покрытия. Студенты охотно в нее забирались. А работники Amazon в составе не менее пяти человек активно рекламировали их новый бесплатный в течение года сервис Amazon Prime за огромным стендом.

Интересно то, что в Германии интеграция обучения во взрослую жизнь является нормальным процессом. Например, в столовой можно увидеть игровой уголок для детей, а в соответствии с измененным законодательством, которое вступит в силу с 1 января 2018 года, учащиеся мамы будут освобождены от посещения учебных мероприятий или сдачи экзаменов в течение определенного времени до или после рождения малыша.

Потсдам, располагающий большим числом музеев, парков и уютных кафе, не заставит скучать

– Здорово, все очень продуманно! А какие ты видишь перспективы для себя на будущее?

Продолжить работу в «четверке» совместно с обучением.

– У тебя получится совмещать работу и учебу?

Да, я надеюсь на это. Я планирую что-то среднее между устройством в немецкий офис своей компании и переводом в него же. Мы связались с Global Mobility Manager, он – со специалистами HR в Берлине. Также я общалась с представителями фирмы на карьерной ярмарке – дело в процессе, уже направила документы.

– Успехов тебе в этом деле! Планируешь возвращаться в Россию?

Пока идет программа (1,5 года), я буду в Потсдаме. Далее планирую работать в Германии определенное время. После успешного завершения обучения у иностранных «визообязанных» студентов, как правило, есть возможность, получить визу для поиска работы на максимальный срок 1,5 года или остаться, сразу получив рабочую визу.

В отношении культурной и социальной жизни университета стоит отметить, что она невероятно многообразна

– В целом твои ожидания от магистратуры оправдались?

Так как я училась в Потсдаме ранее по обмену, в целом я понимала, чего ожидать. Одним из главных плюсов для меня здесь – это уровень преподавательского состава, а главным вызовом – большая свобода, чем та, что дается при обучении в России, наверное, я к такому не очень привыкла. Я нахожусь в первом семестре, но уже ощущаю «прилив» знаний. Надеюсь, преподаватели в январе-феврале (наша экзаменационная пора) также его ощутят.

Материал подготовлен Надеждой Озонюк совместно со STAR Academy специально для begin.ru. Мнение редакции может не совпадать с мнением студента.

Комментарии Фейсбук Вконтакте