Отзыв об учебе в Yale School of Management

Дата публикации 09.09.2015

Евгений Агешин, программа full-time MBA, выпуск 2004 года

Евгений Агешин, программа full-time MBA, выпуск 2004 года

Я родился на Дальнем Востоке, окончил экономический вуз, проработал несколько лет в НИИ и, наконец, оказался в Америке, где занимался развитием очень перспективного бизнеса. Я приехал в США в 1999 году, чтобы вместе с моим приятелем участвовать в раскрутке бизнес-проекта в области оффшорного программирования. У нас была команда специалистов, которые разрабатывали программное обеспечение для бурно развивающейся в то время индустрии web-дизайна США. Однако вскоре кризис 2001 года привел к снижению спроса на наши услуги и внес коррективы в мои планы. Тогда я и решил поступить на программу МВА.

При первом же посещении Yale School of Management (Yale SOM) на меня большое впечатление произвела та «домашняя», командная атмосфера, которая культивируется в бизнес-школе. В Yale SOM сравнительно небольшой размер класса (ежегодно набирается примерно 250 человек на первый год обучения), все знают друг друга в лицо. В то же время, система оценок в Yale SOM сильно отличается от привычной для выпускников других школ градации отметок «A-B-С» и т.д. Прослушав курс и сдав промежуточные и финальные экзамены, ты получаешь по итогам семестра оценку «proficient / non-proficient» (т.е. что-то вроде нашего «зачет / не зачет»). При этом приблизительно 5% лучших студентов в каждом предмете получают оценку «with distinction» (т.е. с отличием). Такая система оценок позволяет студентам концентрироваться на изучении наиболее интересных для каждого аспектах предмета и решать кейсы зачастую совместно, а не зубрить все подряд и конкурировать друг с другом за ограниченное количество оценок «A». Ведь конкуренции и так хватало - в первую очередь при поиске работы: в начале на летнюю практику, а затем и на full-time.

Очень часто, выбирая предметы в бизнес-школе, люди ориентируются на название или краткое описание курса. После двух лет школы, я считаю, что правильнее все же выбирать предметы по профессору. Сделав первичный скрининг предметов, нужно понять, что за человек преподает каждый из них? С каким багажом он пришел преподавать в бизнес-школу? Мне в этом смысле повезло: за первые полгода, в течение которых ты в Yale SOM проходишь обязательные предметы и не можешь ничего выбирать, успеваешь со всеми перезнакомиться и разузнать все, что нужно о профессорах.

Наиболее интересные, на мой взгляд, предметы в Yale SOM преподают профессора, которые помимо теории очень хорошо знают практическую сторону дела. Дэвид Кромвель (David Cromwell), которые вел курс о фондах прямых инвестиций, - замечательный пример в этом смысле. Ранее Дэвид много лет возглавлял JP Morgan Capital, а материалы курса были им подготовлены на основе личного опыта. Кроме изучения базовых теоретических вещей, курс содержал нескольких реальных бизнес-кейсов, которые мы решали группами каждый раз в ходе ролевой игры, а Дэвид вел нас к развязке, периодически подкидывая «сюрпризы», которые круто меняли ход событий и расклад сил - прямо как в настоящей жизни. Вот уж где требовались на все 100% навыки успешной работы в команде, культивируемые в Yale SOM. Кроме преподавания Дэвид курировал Фонд прямых инвестиций, открытый при школе.

Среди наших преподавателей по лидерству был Билл Джордж (Bill George), который многие годы руководил корпорацией Medtronics. Когда он решил покинуть свой пост и заняться преподаванием, Yale стала первой школой, предложившей ему читать лекции. На занятия часто приходили приглашенные руководители других крупнейших корпораций США. Мы много говорили о крупных корпоративных скандалах в США 2001-04 годов, их причинах и сути. Интересно было просто понять, чем живут люди, управляющие компаниями-гигантами, какие задачи им приходится решать, с какими проблемами сталкиваться, и какими способами добиваться успеха - легитимными с этической точки зрения и не совсем.

Очень интересный курс по управлению инвестиционными фондами с бессрочным горизонтом инвестирования читал Дэвид Свенсен (David Swensen), главный управляющий (CIO) дарственного фонда Yale University один из лучших менеджеров институциональных фондов в мире за последние 20 лет. Под его руководством эндаумент университета вырос с ~$2 млрд до ~$15 млрд. Дэвид делился практическим опытом управления фондом, рассказывал о ключевых принципах управления деньгами, приглашал своих партнеров, для того, чтобы те поведали о тех или иных классах активов, в которые они вкладывают средства.

Среди событий в школе мне особенно запомнился «международный месяц», в течение которого студенты проводили презентации на тему культуры и быта стран, которые каждый из них представлял. Заканчивалось все это большим пиром: все принесли свои национальные блюда. Мы, россияне, делали пельмени. А японцы, например, сделали неимоверное количество суши для всех участников. Так мне удалось попробовать всю кухню мира.

Еще каждый год, в марте, студенты школы проводят туры в свои страны. Мы в 2004 году организовали поездку 20 человек с родственниками и друзьями в Россию: Санкт-Петербург и Москву. Другие ездили в Бразилию, Китай и прочие экзотические страны. Кстати, я был одним из организаторов Восточно-европейского клуба бизнес-школы и координатором клуба по управлению операционной деятельностью, которой тогда интересовался. В школе много подобных клубов, в том числе спортивных, в которых каждый может реализовать какой-то свой профессиональный интерес или хобби. Помимо участия в межшкольных состязаниях по разбору бизнес-кейсов, мне, например, довелось отстаивать честь Yale SOM в хоккее и горнолыжных соревнованиях.

На втором году обучения в бизнес-школе мне сделали хорошее предложение о работе в Citigroup в Москве, и я согласился. Для выпускника-иностранца получить в США предложения с сопоставимыми условиями в 2004 году было нелегко из-за тяжелой ситуации на рынке труда. Американская экономика только начинала выходить из кризиса. Сейчас с работой в США значительно легче, но мне кажется в России перспективы карьерного и профессионального роста по-прежнему лучше. Стране очень не хватает профессиональных, хорошо подготовленных управленцев. В результате те, что живут и работают здесь, получают возможность руководить интересными проектами, быть у истоков целых направлений бизнеса, выходя на новые витки профессионального развития быстрее своих коллег из развитых стран.

В целом же, бизнес-школа дает возможность не только поменять сферу деятельности (например, из науки или медицины перейти в банк), но и приобрести знания и связи, которые будут помогать в течение всей жизни.

Краткие факты о Yale School of Management:

  • Школа расположена в городе Нью-Хейвен, штат Коннектикут, в 120 км от Нью-Йорка и 240 км от Бостона
  • Научно-исследовательские и образовательные центры бизнес-школы: The International Center for Finance, The International Institute for Corporate Governance, The Environment Management Center, The Chief Executive Leadership Institute, The Program on Social Enterprise, The Yale Center for Customer Insights
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Financial Fraud, Business Ethics: Sleeping Well, Case Studies: Leading the Modern Corp., Market-Neutral Hedge Funds, Political Economy of the Welfare State, Law for Managers, Financial Statements & Condition of Govts and other Public Not-for-Profit Entities, Strategy in Consumer Products, Developing Winning Strategies, Negotiating Strategy. Всего школа предлагает 87 курсов по выбору
  • Ежегодные поездки, связанные с развитием карьеры: Meet the Firms (Коннектикут, сентябрь), West Coast Job Forum (Калифорния, январь), Yale MBA Winter Reception (Нью-Йорк, январь), Yale MBA Summer Reception (Нью-Йорк, июнь) и ряд других мероприятий Job Tracks
  • Выпускники Yale чаще всего находят работу в сфере финансов (47%), маркетинга и продаж (13%), общего менеджмента (10%), консалтинга (8%)
  • Среди самых активных работодателей выпускников Yale: McKinsey & Company, IBM, Bank of America, Citigroup, Lehman Brothers, Standard & Poor's, General Electric, Credit Suisse First Boston, Fitch Rating, Hoffman-La Roche Inc.
  • В Yale действует более 70 профессиональных, культурных и спортивных студенческих клубов. Традиционные спортивные состязания: Yale-Harvard Debate, Grad School Championship Regatta, Tuck Soccer Tournament, Yale SOM Cup Soccer
  • Глобальное сообщество Yale МВА насчитывает 4794 выпускника и 185 клубов в 39 странах мира
Комментарии Фейсбук Вконтакте