Отзыв об учебе в Wharton

Дата публикации 09.09.2015

Владимир Тузов, программа full-time МВА, выпуск 2007 года

Владимир Тузов, программа full-time МВА, выпуск 2007 года

Поступая в бизнес-школу, я планировал получить образование, радикально отличающееся от моего предыдущего опыта. Поскольку я несколько лет занимался управлением производственно-логистической цепочкой, то мне было интересно побольше узнать о финансах. Мне казалось, что для глубокого изучения нового предмета одного года будет мало, поэтому нужно двухлетнее образование. Таким образом, большая часть европейских школ, предлагающих годичные программы, отпадала.

К тому же, человек часто продолжает работать в том регионе, где он получил степень MBA. В Америке с некоторым высокомерием относятся к европейскому опыту работы, поэтому, если вы учились в Европе, - место стажировки и последующей работы, как правило, будете искать там же. А поскольку мне хотелось поработать в Канаде, то североамериканский опыт был для этой страны более актуален.

На мой взгляд, нет большого смысла получать продукт среднего качества за те деньги, что мы платим за MBA. Поэтому я рассматривал только школы первой десятки. Кроме того, я интересовался школами первого эшелона в Канаде. Я достаточно активно изучал рейтинги. Но кроме рейтингов очень важна внутренняя культура школы. Я подавал документы в Columbia BS, Chicago GSB, Wharton School в США и RSM в Канаде. Сейчас я абсолютно убежден, что наша школа занимает свое место в рейтинге совсем не случайно. Если посмотреть на критерии ранжирования (качество профессорского состава, процент иностранных студентов, степень роста заработной платы по сравнению с зарплатой до обучения и т.п.), то по всем этим параметрам Wharton выглядит очень привлекательно.

Я занимался подготовкой к поступлению и размышлял о том, куда же мне пойти, примерно два года. В это время посещал все форумы по бизнес-образованию, ходил на встречи с выпускниками школ и т.п. Это очень важные и интересные мероприятия, они могут сильно изменить ваше представление о школе. Выпускники прошлых лет подробно рассказывали обо всех аспектах поступления, о том, как они подавали документы, писали эссе, проходили собеседования, а также об особенностях учебы, стажировок и поиска работы. Правда постепенно многое из этой информации забывается. Однако самое важное из бесед с выпускниками я все-таки вынес. Меня сильно беспокоил вопрос о том, окупается ли программа МВА или нет. У меня была хорошая зарплата, отличные перспективы на работе, карьера супруги тоже шла в гору. Было совершенно не очевидно, что расходы на обучение окупятся. Именно этот вопрос я задавал слушателям и выпускникам разных школ. Ответ, который полностью меня убедил, что идти на обучение надо, заключался в том, что даже если сложно посчитать окупаемость, то основное богатство, полученное на программе МВА, состоит в знаниях, новых знакомствах и изменении мировоззрения. Сейчас я абсолютно уверен в правильности этого утверждения.

Готовиться к тестам я начал очень давно, как только решил, что задумаюсь об МВА, а было это примерно в 2002 году. В результате в бизнес-школу я поступил осенью 2005 года. На подготовку к тесту GMAT, который я сдал весной 2003 года, ушло приблизительно шесть месяцев, а к TOEFL, сданному в начале лета 2003 года, - два.

В GMAT я сконцентрировался на нескольких нюансах. Во-первых, это скорость чтения и решения задачек. Без этого навыка результаты будут низкими вне зависимости от того, насколько правильно вы отвечаете на вопросы, на которые у вас хватает времени. Скорость дается только тренировкой. Около трех месяцев я работал с интерактивной программой подготовки к GMAT, которую купил на eBay; ее производитель - компания Kaplan. Она объясняет процедуру подготовки и техники решения теста. После этого полировал навыки уже с использованием диска, выпущенного компанией, которая проводит GMAT. Вплоть до момента сдачи теста я решал пробные варианты каждый день - хотя бы по полчаса в сутки, но постоянно. Второе, на чем я сделал акцент, - это языковая часть: чтение, понимание контекста и ответы.

Собирая документы, я особенно не торопился. Видимо, поэтому времени ушло много. Сначала нужно было перевести на английский диплом из «Бауманки». Потом - достать мой французский диплом и выписки оценок, для чего мне пришлось специально съездить во Францию. Поскольку все документы нужны на английском языке, нужно учитывать время на их перевод. Далее следовали подготовка и подписание рекомендательных писем - весь процесс занял около 2 месяцев. В основном руководители подписывали уже готовые рекомендации. Главное, чтобы стиль рекомендательных писем не был похож на стиль эссе, а то сразу станет понятно, что это написано одной рукой. Поэтому я попросил других людей, чтобы они сделали рекомендации. Самое долгое, это, конечно же, написание вступительных эссе. Но это отдельная тема.

По поводу стратегии поступления я консультировался в одной из компаний, специализирующихся на подготовке в бизнес-школы. Дорого, но, по-моему, оно того стоит. Вам подсказывают, что именно ожидают университеты, когда задают ту или иную тему эссе, и какие качества они хотят увидеть в рекомендательных письмах. Ну, и проверка грамотности тоже важна.

У многих школ довольно стандартные темы, которые мало меняются от года к году. Традиционно они выглядят приблизительно так: «Расскажите нам о себе, зачем наше образование вам, и зачем вы нам», «Ваше самое большое достижение», «Ваш самый большой провал (и что вы извлекли их этой ситуации)», «Примеры ситуаций, в которых вы вели себя как лидер» и т.п. Самые, на мой взгляд, интересные темы были у Chicago GSB: «Любимый персонаж (художественный или реальный) вашего детства, как он повлиял на ваше развитие», «Какой символ вы предложили бы для нового здания Chicago GSB» и т.п. Это очень креативные темы, которые заставили меня много думать и были, наверное, самими сложными и интересными. Писал долго и от души. Но в результате в Chicago GSB не поступил!

Интервью я решил проходить в России, так как был занят на работе и не хотел тратить деньги на перелет. Поэтому, когда Wharton пригласила меня на интервью, я выбрал общение с выпускником школы в Москве, которого, к тому же, уже знал по предыдущим встречам и общению на форумах МВА. Так что я просто приехал в одну из суббот в Москву и побеседовал с ним в его офисе. Атмосфера интервью была очень доброжелательной.

С представителем RSM я беседовал по телефону в течение часа. Это, конечно же, было сложнее в силу того, что не видишь собеседника, не совсем чувствуешь его настроение и то, как он воспринимает слова. Правда, в итоге RSM тоже меня приняла.

К интервью я в основном готовил примерно те же вопросы, что и темы эссе: успех, неудача, лидерство, причины поступления в бизнес-школу, сильные и слабые стороны, кредо и т.п. При этом я ничего не заучивал, просто знал, о чем хочу говорить, но никак не дословный текст. Мне кажется, что сложные вопросы - это неудачи и слабости. Эти темы необходимо тщательно обдумать заранее.

Как известно, Wharton - очень хорошая школа с точки зрения изучения финансов. Кроме того, она переманила множество отличных профессоров из Kellogg и других школ, сформировав замечательную кафедру маркетинга (который мне стал безумно интересен именно благодаря преподавателям). Также в Wharton читаются довольно сильные курсы по стратегии. University of Pennsylvania входит в так называемую «Лигу Плюща» (Ivy league), к которой принадлежат старейшие и наиболее престижные университеты США. Это - и символ уважения, и возможность на равных общаться с высокопоставленными руководителями, приглашать их к выступлениям перед слушателями школы и много других преимуществ.

Примерно треть времени в школе приходится на лекции, еще треть - на кейсы, и оставшаяся треть - на различные альтернативные методы: учеба в маленьких рабочих группах, компьютерные симуляции и онлайн-занятия, моделирование биржевой торговли. Наиболее интересным мне показалась компьютерная симуляция, организованная в рамках одного из маркетинговых курсов, и некоторые командные проекты. Большая часть кейсов разработана в Harvard, остальные - непосредственно в Wharton. Помимо лидерства и умения работать в команде в школе ценится опыт международной работы или знание других культур (как говорится, diversity), интересы каждого человека, его способность к достижению поставленных целей.

Если говорить о трудоустройстве, то, думаю, традиционно треть выпускников школы идут в инвестиционные банки (некоторые - в управление частными фондами или венчурный капитал), треть - в консалтинг и еще треть - в промышленные, торговые, маркетинговые компании, сектор FMCG. Некоторые (таких немного) - поднимают компании «с нуля» или открывают собственное дело.

Очень важным фактором являются контакты с другими студентами и выпускниками. Думаю, он приобретет еще большее значение через несколько лет, когда и у меня, и у моих однокурсников прибавится опыта, статусности и связей в деловом мире. Наверное, все знают, какую большую роль играют связи бывших слушателей Wharton или сотрудников McKinsey&Co. Wharton, к сожалению, эту карту пока разыгрывает не очень активно, но все большее значение придается «связи между поколениями». Приведу пример. На лето я устроился на стажировку и моим временным работодателем стала консалтинговая компания A.T.Kearney. Руководитель моего проекта - выпускница Wharton School. Еще один из менеджеров признался, что выбрал меня для участия в проекте именно по причине моего обучения в школе Wharton, которую он когда-то окончил. Думаю, дальше эта тенденция будет только усиливаться.

Мои ожидания относительно качества учебы и количества знаний, которые я получаю, полностью оправдались. Школа превзошла мои ожидания по качеству преподавания (таких профессоров я еще нигде не встречал, ни в одном из 4 университетов, где мне посчастливилось учиться). Я был просто изумлен студентами, моими однокурсниками, их опытом работы и тем, в каких диковинных уголках мира они работали.

Но при этом, как и в любом большом коллективе, как в любой бочке меда, в этой школе есть своя ложка дегтя. Не со всеми людьми складываются дружеские отношения (да и наивно было бы этого ожидать). Есть и трения, и конфликты интересов, и битвы амбиций. Кроме того, не всегда возникает понимание между администрацией школы и студентами. Но это, думаю, часть нормального жизненного конфликта, который поддерживает правильный тонус.

Сейчас я работаю в США и «приписан» к нью-йоркскому офису компании A.T.Kearney. Физически большую часть времени провожу у клиентов, в штате Коннектикут, и приезжаю домой только на выходные. Сейчас я уже убежден: Филадельфия - отличный город. И от Нью-Йорка близко, и цены на аренду жилья ниже, чем в самом Нью-Йорке или Чикаго.

Ну, и напоследок - если вы поступаете в Wharton, я готов подробнее ответить на любые личные вопросы, проверить резюме, высказать мнение о ваших эссе. Если нужно где-то остановиться на несколько дней во время визита в США, тоже обращайтесь. Если есть вопросы по поводу других аспектов жизни в Штатах или вопросы к моей жене, пишите обязательно. Мой е-mail: tuzov@wharton.upenn.edu.

Кроме того, мы ведем онлайн-дневник, где моя супруга подробно рассказывает о разных случаях из нашей филадельфийской жизни как в университете, так и вне его. Заходите: gantenbein_.livejournal.com.

Краткие факты о Wharton School

  • Wharton расположен в центре кампуса University of Pennsylvania. Филадельфия - пятый по величине город США. Программы формата Executive MBA проходят на кампусе Wharton West в Сан-Франциско, штат Калифорния.
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Behavioral Finance, American Business History, Business Models and the Internet, Entrepreneurship and Social Wealth Creation, Retail Supply Chain. Всего школа предлагает 185 курсов по выбору
  • Благодаря стратегическому альянсу Wharton-INSEAD слушатели могут по желанию провести 7 недель (май-июнь) во Франции или в Сингапуре
  • Программа по выбору Global Immersion позволяет слушателям в течение 6 недель изучать язык и культуру определенного региона, а затем на 4 недели погрузиться в его деловую, социальную и культурную атмосферу
  • В рамках программы Global Consulting Practicum слушатели помогают компаниям из разных стран мира в разработке стратегий расширения на североамериканском рынке
  • Участники Wharton International Volunteer Program применяют свои знания и навыки в условиях развивающейся экономики таких регионов, как Индия, Азия, Африка и Южная Америка
  • В Wharton существует налаженная система студенческих обменов с 11 странами (Австралия, Бразилия, Франция, Италия, Япония, Нидерланды, Филиппины, Сингапур, Швеция, Таиланд, Великобритания)
  • В течение всего года служба по развитию карьеры совместно со слушателями программы МВА организует поездки формата Global Career Treks в США и за рубеж: Нью-Йорк, Бостон, Европа (ноябрь); западное побережье США, Лондон (январь); Вашингтон, Южная Флорида (май); Москва, Мексика, Шанхай, Лондон (июнь)
  • Выпускники Wharton чаще всего находят работу в сфере финансов (33%), консалтинга (28%), маркетинга и продаж (13%), общего менеджмента (10%), управления процессами и логистики (2%)
  • Среди самых активных работодателей выпускников Wharton: McKinsey & Company, Goldman, Sachs & Company, Boston Consulting Group, Bain & Company, Citigroup, Johnson & Johnson, Lehman Brothers Holdings Inc., J.P. Morgan Chase, Credit Suisse Group, Banc of America Securities, Booz Allen Hamilto
  • Международное сообщество Wharton МВА насчитывает 34563 выпускника и 79 клубов в 139 странах мира
  • В Wharton действует более 100 студенческих клубов и организаций, в том числе спортивные команды по баскетболу, гольфу, хоккею, легкой атлетике, гребле, футболу, сквошу, теннису и волейболу
Комментарии Фейсбук Вконтакте