Отзыв об учебе в University of Oxford

Дата публикации 09.09.2015

Максим Герасименко, выпускник программы Full-time MBA 2008 года

Максим Герасименко, выпускник программы Full-time MBA 2008 года

Обсуждая тему МВА, мы, как правило, охватываем одним термином разные группы по-своему интересных, но сильно отличающихся друг от друга программ, включающих и очное вечернее образование в России, и другие формы обучения - от заочных до дистанционных. Примерно пять лет назад, работая в компании Siemens в должности продакт-менеджера, я окончательно убедился в мысли, что лично для меня искомым способом серьезного развития (с точки зрения бизнес-мышления и, как следствие, карьерных перспектив) является именно очная программа МВА из «верхней двадцатки» мировых рейтингов.

Помимо первого критерия выбора - имени учебного заведения (как уже говорил, я остановился на программе МВА лучших двадцати бизнес-школ), вторым была страна обучения. Будучи знакомым и с США, и со странами континентальной Европы, и с Великобританией, и с Китаем, я понял, что наиболее комфортно чувствую себя именно в стране с классическими традициями - Соединенном Королевстве. Таким образом, выбор сузился до трех учебных заведений - University of London (London Business School), University of Oxford (Saïd Business School) и University of Cambridge (Judge Business School).

Конечно, мне потребовалось изучить вопросы стоимости, времени и перспектив выпускников после обучения (предполагаемый социальный пакет после окончания бизнес-школы). Получилась следующая картина:

1. В рейтинге Financial Times 2007 программа МВА Оксфордского университета заняла первое место по средней зарплате выпускников после окончания обучения (среди европейских школ).

2. Стоимость обучения в Оксфорде меньше, чем в LBS.

3. Срок обучения - также меньше и составляет при обучении full-time всего год, и, как следствие, расходы на проживание существенно меньше, чем проживание в Лондоне в течение 15 и более месяцев.

С учетом всех названных факторов в итоге я остановил выбор на МВА бизнес-школы Saïd в самом старом университете англоговорящего мира - University of Oxford.

К 2007 году у меня уже был необходимый «багаж» для поступления на лучшие зарубежные программы МВА: результат в 720 баллов по GMAT (top 4%), опыт работы в таких компаниях, как LG Electronics, Siemens и Hewlett-Packard, а также награды за инновационные для российского рынка проекты. Все это позволило мне успешно пройти все этапы отбора и получить приглашение.

МВА в Оксфорде

Занятия в Оксфорде идут с 8.45 до 16.45 практически каждый день, и они достаточно интенсивны. Обучение строится по следующим принципам.

Во-первых, на каждое занятие надо приходить подготовленным, т.е. уже прочитав и осмыслив несколько глав и кейс, посвященный теме, разбираемой на занятии. Половина занятия строится на обсуждении кейса на основе прочитанного материала.

Во-вторых, преподаватели читают лекции как профессиональные бизнес-презентации, а студенты перед началом занятия получают hand-outs - краткие конспекты лекций. За счет того, что не надо скрупулезно конспектировать лекции, а также того, что материал читается на базе прочитанного к занятию, лекции идут в крайне интенсивном темпе.

В-третьих, преподаватели концентрируются не на теории, а на обсуждении конкретных бизнес-примеров с точки зрения проходимого в классе материала. Это требует постоянного включения и активной работы.

В-четвертых, различные предметы очень сильно связаны между собой. Например, методы принятия решений, изучаемые в первом триместре на Decision Science, используются в курсе Finances. Финансовая отчетность из Financial Reporting используется для оценки результатов применения выбранной стратегии компаний на курсе Strategy. И все эти предметы необходимы для написания бизнес-плана во втором триместре. Составляя бизнес-план, студенты подгруппами по 4-5 человек сами решают, какую идею предложить, как профессионально оформить работу и выступить перед «настоящими» венчурными капиталистами, которые принимают решение о возможном финансировании предлагаемого проекта. В моем случае я взял новую для себя роль и отвечал за финансовую часть нашего бизнес-плана.

В-пятых, многие предметы нацелены не на усвоение «правильного» варианта ответа, а на понимание управленческих дилемм. Ряд предметов вырабатывает подход не только к бизнесу вокруг, но и к пониманию самого себя. Например, к каждому занятию по Developing Effective Managers в первом триместре мы делали комплексные тесты по оценке себя как сотрудника компании и как звена общества с точки зрения того, что нами движет, что мотивирует, что интереснее всего в работе и в работе какого типа мы добьемся наилучшего результата. Одновременная оценка своего опыта и примеров различных компаний позволяет широко осмысливать материал и думать над его применением.

Не менее важным отличительным качеством МВА в Оксфорде является гибкость программы. Во второй триместр включены три курса по выбору, а в третий - целых шесть. Это означает, что студентам предоставляется возможность выбрать наиболее интересные для себя предметы, а администрация берет на себя организационные вопросы и составляет расписание таким образом, чтобы студенты могли посетить выбранную ими комбинацию курсов.

Лето студенты проводят по-разному: либо проходят практику и пишут работу по обзору рынка (thesis), либо в группах консультируют компании, с которыми работает университет (summer consulting project), либо изучают дополнительные учебные дисциплины.

Студенты МВА - новая среда общения

Группа студентов, обучающихся в Оксфорде, крайне интернациональна, ведь один из необходимых результатов обучения на МВА - умение выстраивать отношения и взаимопонимание в группе из абсолютно разных культур. Поток МВА состоит примерно на 25% из американцев, 25% - индусов, 20% - студентов из стран Востока (Китай, Япония, Корея, Тайвань, Сингапур), затем идут европейцы (включая англичан, всего примерно 10%). Соотношение числа женщин к мужчинам - где-то 1:3. В 2007-2008 учебном году из России в школе учился всего один человек - я. По моим ощущениям, каждый год в бизнес-школе Saïd на программе МВА учится примерно 1-2 человека из СНГ.

Как я уже сказал, один из результатов обучения на МВА - умение работать в мультикультурных группах. Когда я получил приглашение из Оксфорда, в нем значилась не вполне очевидная для меня на тот момент фраза о моем «соответствии стандарту обучаемого в Оксфордском университете». Разобрался в том, что это значит, я уже на месте. Типичным является профиль кандидата, который добился успеха на работе в 2-3 странах, говорит на двух европейских и двух восточных языках и успел проявить себя в таком направлении, как corporate social responsibility - работа во благо общества.

Итак, вместе с занятиями на лекциях и изучением материала дома, «подпоток» (70 человек) делится на группы («study groups» из 4-6 человек), которые в первом триместре создаются администрацией бизнес-школы для того, чтобы представить разных, с точки зрения культуры, и вместе с тем дополняющих друг друга, с точки зрения опыта, людей. Во втором триместре на большинстве дисциплин мы разбивались на группы уже самостоятельно. Каждая из этих групп разбирает вместе «кейсы» - примерно 15 страниц описания конкретной бизнес-ситуации известной компании - и в соответствии с материалом по данному предмету и собственным опытом принимает единственное решение о том, что необходимо предпринять в конкретной описанной в каждом кейсе ситуации. Например, в моей группе в первом триместре были два студента из Европы (Германия и Испания), один из США, двое из Индии и один из России (я). Во втором триместре я был в общей сложности в четырех разных группах, таких же интернациональных по своему содержанию. Такое обучение формирует то, что в мировой практике называется пониманием себя как international citizen - частью международного коллектива, и умение вести себя в культуре, характеризуемой пока также не окончательно переведенным на русский язык термином «diversity».

Преподаватели и приглашенные спикеры - интеграция лучших бизнес-школ мира

Между бизнес-школами из рейтинга Тop 20 существует много пересечений. Так, для меня интересным оказался момент, что многие профессора читают лекции и в LBS, и в University of Oxford, и даже более того, существуют связи между американскими и английскими бизнес-школами. Например, маркетинг у нас читал профессор из Harvard Business School, он же автор многих кейсов этой бизнес-школы.

Фактически все профессора являются консультантами самых разных компаний - от только что образовавшихся до крупнейших из рейтинга Fortune Top 100 World Companies, и, как следствие, в процессе обсуждения материала каждого занятия преподаватели постоянно ссылаются на свою практику консалтинга, когда вопросы данного занятия применялись ими в той или иной компании. По этой же причине в состав оксфордского МВА входят курсы, материал которых признается инновационным в мировом бизнес-образовании благодаря новым, не использовавшимся ранее подходам, примером которых является курс «Marketing, Culture and Society».

Еще один важный момент обучения состоит в том, что практически каждую неделю в бизнес-школе выступают первые лица различных компаний и делятся своим опытом и подходом к бизнесу. Наиболее интересными для меня были следующие выступления в первом триместре: Джорджа Дэвида, исполнительного директора United Technologies Corporation (43 по величине корпорация США, согласно рейтингу Fortune 2006), Невиля Исделла (Neville Isdell), исполнительного директора компании Coca-Cola, и выступление во втором триместре сэра Линдси Оуэн-Джоунса (Sir Lindsay Owen-Jones), председателя совета директоров компании L'Oreal.

Город и среда обучения

Находясь в Оксфорде, нельзя не заметить могущество самого города-университета. Сочетание старейшего в англоговорящем мире Оксфордского университета и его современной бизнес-школы - Saïd Business School of University of Oxford создает непередаваемую обстановку для слушателей программ МВА.

Одна из особенностей обучения на МВА в University of Oxford - это принадлежность студента не только к бизнес-школе и университету, но еще и колледжу - подразделению университета, связь с которым не только позволяет решать многие бытовые вопросы (как, например, поиск жилья), но и дает право носить титул «Oxonian» (выпускник Оксфордского университета). В моем случае я принадлежу к колледжу St Edmund Hall, основанному в 1278 году и являющемуся старейшим подразделением Оксфорда. Всего в Оксфорде 39 колледжей, каждый из которых не только предъявляет свои требования к студентам (например, принимает только магистров или только тех, кто изучает бизнес-дисциплины), но и определяет какую-то свою необычную черту социальной жизни Оксфорда (например, сильнейшую команду по традиционному виду спорта в Оксфорде - «rowing» - соревнованиям на длинных узких многоместных лодках по Темзе).

Интересным моментом обучения в Оксфорде является участие в различных социальных мероприятиях, таких как, например, процедура посвящения в студенты Оксфорда - matriculation ceremony, в ходе которой все новые студенты каждого из колледжей, одетые в «sub-fusc» - парадную форму (для мужчин это белая бабочка, белая рубашка, темный костюм и «gown» - длинная черная жилетка магистра), участвуют в торжественной формальной процедуре, проводимой в центре города в Sheldonian Theatre на английском языке и латыни.

Вообще «socializing», что означает в контексте Оксфорда общение с новыми людьми на формальных мероприятиях, постоянно проходит как в бизнес-школе, так и в колледже. Студенты 1-3-х курсов принадлежат к так называемой JCR (Junior Common Room) своего колледжа, а студенты 4-го курса, магистерских и докторских программ - к MCR (Middle Common Room). Эти JCR и MCR являются местом неформального общения, где можно попить кофе, позаниматься между занятиями, проверить почту или провести какое-либо мероприятие вечером. Это означает, что студент Оксфорда принадлежит одновременно к 1) самому University of Oxford, 2) своему учебному департаменту (в моем случае - Saïd Business School), 3) своему колледжу (в моем случае St Edmund Hall) и 4) Common Room (в моем случае - к MCR).

Поэтому важным моментом обучения на МВА в Оксфорде является постоянное сочетание старинного духа Оксфорда-города и университета с современной средой программы МВА. Например, если обучение проходит в современных аудиториях бизнес-школы с новейшим оснащением, то экзамены пишутся в древнем здании «Exam Schools» среди старинных картин и в облачении «sub-fusc», в котором проходила церемония посвящения.

Кстати об экзаменах. Все экзамены здесь письменные и весьма строгие. Они пишутся студентами под номерами (а не под фамилиями), проверяются минимум двумя разными преподавателями по отдельности. Этим исключается возможное влияние личных отношений. Итоговая же оценка образуется не только из экзаменационной, а представляет собой средневзвешенный результат итогов промежуточных работ, которые делались в процессе триместра, и экзаменационной оценки. Например, итоговая оценка = 40% (результат первой групповой работы + результат второй групповой работы) + 60% (результат индивидуального экзамена). Таким образом, студенты Оксфорда уходят на каникулы, не зная своих экзаменационных и итоговых оценок. То есть если российские студенты отмечают «сданную сессию», то оксфордские - только пройденный календарный период обучения. Результаты же они узнают только через два месяца после экзаменов.

Для подготовки к экзаменам Оксфорд предоставляет множество библиотек. В моем случае это библиотека бизнес-школы, библиотека колледжа и библиотека всего университета - знаменитая Bodleian Library. Мне лично часто приходится пользоваться библиотекой бизнес-школы. Интересным является тот факт, что в вечерние часы библиотека работает без библиотекарей. Студенты могут сами найти и «выписать» нужные им книги.

Оксфорд считается городом велосипедов. На большинстве центральных улиц ограничено или запрещено движение автомашин, что логично, так как ширина этих улочек не менялась на протяжении многих веков. На каждой дороге можно увидеть сотни припаркованных велосипедов. Опять таки необычное сочетание - древние здания, современная бизнес-школа и море велосипедов, которыми пользуются, к слову, не только студенты, но и остальное население любого возраста и положения.

Игра брендов: Оксфорд - город и Оксфорд - университет

Для человека, живущего в России, как правило, не существует различий между Оксфордом-городом и Оксфордом-университетом. Между тем, набрав в поисковой системе слово «oxford», можно обнаружить большое количество учебных заведений, находящихся в городе - Оксфорде, но не относящихся к университету - Оксфорду.

Помочь в данном вопросе могут те же международные рейтинги - в них вы всегда найдете University of Oxford и его подразделения.

Результаты

50% обучения на программе МВА, а именно на таком рубеже я нахожусь в момент написания этих строк, - это достаточный период для подведения некоторых предварительных выводов относительно получаемых здесь навыков и результатов. Я бы выделил следующие:

1. Структурирование предыдущего опыта: происходит разбор всего моего опыта и знаний на некие структурные элементы; затем - добавление к каждому этому элементу неменьшего объема практических знаний и навыков продвижения выбранного мной варианта действия в яркой межкультурной среде. Такое внутреннее структурирование помогает усваивать полученный за это время весьма значительный объем информации.

2. Умение эффективно распоряжаться своим временем и прочими ресурсами, а также иметь широкий угол зрения при анализе деловых проектов (т.е. на business development проект можно смотреть не только с точки зрения sales, но еще и с точки зрения strategy, long term financial forecasts, brand awareness и т.д.).

3. Новый уровень позиционирования себя с точки зрения выпускника Оксфордского МВА. Именно здесь в Англии я почувствовал этот высокий уровень, когда в бизнес-школу приезжают HR и руководители бизнеса многих известных компаний, которые индивидуально и очень заинтересованно беседуют с каждым из студентов программы МВА.

Комментарии Фейсбук Вконтакте