Отзыв об учебе в Tuck

Дата публикации 09.09.2015

Андрей Миронов, выпускник программы Full-time MBA 2004 года

Андрей Миронов, выпускник программы Full-time MBA 2004 года
 
Задуматься о получении бизнес-образования меня подтолкнуло то положение, которое сложилось в стране к началу нынешнего десятилетия.
 
В Москве на тот момент ощутимо вырос уровень заработной платы по ряду позиций, в регионах же ситуация пока не менялась. С карьерой у меня было все в порядке. Учиться я уехал с поста вице-президента крупного регионального банка. Но в регионах карьерный рост в то время не сопровождался ощутимым увеличением компенсаций. Я почувствовал, что достиг «потолка», и начал думать, как можно это преодолеть. Результатом этих раздумий стала подача документов в шесть бизнес-школ, входящих в первую десятку в разного рода рейтингах. В три из них я поступил и, еще раз взвесив все pro et contra, остановил свой выбор на Tuck. Помимо того что это одна из наиболее уважаемых школ, входящих в число лидеров по многим показателям, меня привлекли также наиболее подходящие кредитные условия. Более того, мне был выдан грант на обучение, покрывший часть расходов. Когда я поступал, информации о бизнес-образовании у нас было не так много, я ехал в неизвестность и не знал, с чем придется столкнуться. В одном, тем не менее, сомнений не было: расслабиться не придется еще долго.
 
Если школа входит в первую десятку, то следует ожидать, что и требования к студентам будут на соответствующем уровне. Именно так и оказалось. И даже более того: в тот год, когда наш курс приступил к учебе, напряжение достигло пика. Мы учились больше, чем те, кто был до и после нас, но особенно интенсивными оказались первые два семестра.
 
Потом, исходя из нашего опыта, руководство приняло решение сделать программу несколько более щадящей. Впрочем, насколько мне известно, о том что учиться там легко, не может сказать ни один из студентов Tuck. Со своей же стороны не вижу причин не быть благодарным за такое «особое внимание» к нашему курсу. Считаю, если есть возможность получить лишние знания (насколько здесь уместно слово лишние), надо ей пользоваться. У меня за плечами уже было экономическое образование (второе, первое было гуманитарным). Мне полезнее было восполнить пробелы по некоторым базовым дисциплинам, что-то освежить в памяти, а что-то, напротив, изучить на новом уровне или с учетом требований времени. Скажем, знаний по механике финансовых рынков в институте давали немного, концентрируясь на теории, тем интереснее было подробно изучить это в бизнес-школе.
 
Профессионализм преподавателей я воспринял как должное - логично, что в одной из лучших школ преподавать будут лидеры в своих областях знания. Что приятно удивило - это отношение к студентам. В среднем на одного преподавателя там приходится семь-восемь студентов, так что недостатка внимания испытывать не приходилось, всегда можно обратиться за консультацией, чем мы регулярно пользовались.
 
Не знаю даже, с чем можно сравнить первые месяцы в школе. Учеба занимает все время с раннего утра до позднего вечера, нельзя расслабиться ни на минуту. Постоянно проходят какие-то тесты, контрольные, презентации, дискуссии, выступления. На втором году обучения становится несколько легче, но скорее просто по той причине, что такой ритм становится привычным. Для тех кто хочет получить не просто степень, но знания в максимальном объеме, проблема баланса между учебой и личной жизнью и на втором году стоит с прежней остротой.
 
Считается, что в Tuck особенно хорошо преподаются дисциплины, связанные с общим управлением, и школа преимущественно готовит руководителей бизнеса. Преподавательский состав подобран с учетом этого: это люди, исследовавшие top level of business; пишут книги о том, как должны вести себя руководители высшего уровня в различных ситуациях. С другой стороны, я не мог бы назвать ни одного предмета, который бы нам преподавали не на высоком уровне. В Tuck очень сбалансированная программа. Нельзя сказать, что в какой-то области студенты получают сильные знания, а в какой-то слабые: все рассчитано так, что знания по всем дисциплинам у выпускников выше среднего. Лично меня особенно интересовало все что связано с финансами, и сейчас, уже проработав после получения диплома несколько лет, могу судить: все нужные для работы знания я получил тогда в полном объеме. Для общего развития было очень интересно послушать курсы по другим дисциплинам, маркетингу, организационной психологии, организации производства.
 
Но «счастье было бы неполным», если бы сильные стороны Tuck ограничивались только высоким уровнем преподавания. Немалую роль в формировании облика выпускника бизнес-школы играют не только те кто учат, но и те кто учатся - вместе с ним. На нашем курсе были представлены практически все регионы мира, от Эквадора до Японии. После окончания школы прошло уже несколько лет, но контакты сохранились, однокурсники, работающие в других странах, периодически задают мне вопросы, касающиеся российских рынков. Точно так же и я могу обратиться за консультацией по любому интересующему меня вопросу, причем не только к однокурсникам. Tuck вообще известна очень тесным содружеством выпускников, и я знаю, что если к кому-то обратиться, то, окончил ли этот человек школу десять или тридцать лет назад, он найдет время ответить.
 
Сейчас, окидывая взглядом последние годы, могу точно сказать: решение поступать в бизнес-школу в моем случае было как нельзя кстати. В настоящий момент я работаю на похожей позиции, но в более крупном банке в Москве и моя зарплата в несколько раз больше, чем была до поступления. Собственно, последнее и было моей главной задачей на тот период, так что своих целей я добился. Получить эту должность я смог благодаря своему опыту работы в одном из западных хедж-фондов после окончания курса, а тем, что я смог сразу найти работу в хедж-фонде, в свою очередь я обязан школе и полученным в ней знаниям. Уверен, без степени MBA мою кандидатуру всерьез даже никто не стал бы рассматривать.
 
Не следует, однако, думать, что MBA автоматически решит все проблемы и вознесет до любых высот. В конечном итоге все зависит от личных усилий, а школа дает весь необходимый инструментарий и хорошую рекомендацию. Немало, но и обольщаться не следует. Да и вообще вложения в бизнес-образование являются оправданными не во всех случаях, и подходить к этому следует индивидуально. Считаю, если человек работает на хорошей позиции в Москве, получает 5-6 тысяч долларов и его карьера идет в гору, прерываться на два года в его случае вряд ли имеет смысл. Но если ставится задача найти работу за рубежом, перебраться из региона в Москву, преодолеть потолок, выйти на новый уровень, как часто говорят, открыть для себя новые горизонты - тогда, думаю, следует дерзать. Все в ваших руках, и школа при должном с вашей стороны усердии станет достойным началом этого пути.
Комментарии Фейсбук Вконтакте