Отзыв об учебе в The Fuqua School of Business Duke University

Дата публикации 09.09.2015

Сергей Скатерщиков, программа Global Executive MBA, выпуск 2003 года

Сергей Скатерщиков, программа Global Executive MBA, выпуск 2003 года

К моменту, когда я начал задумываться о получении дополнительного образования, у меня уже был собственный бизнес, в рамках которого приходилось давать консультации по вопросам стратегии, инвестиций и корпоративных финансов. Я занимался созданием бизнес-проектов «с нуля» и их последующей продажей: например, в 1992 году я организовал медиакомпанию Skate Press (ее впоследствии приобрел холдинг Independent Media), в середине 90-х я активно занимался финансовыми онлайн-услугами, включая проекты E*TRADE Eurasia и caibon.com Internet Services AG, организованные мной для крупной американской компании E*TRADE Group и австрийского банка Bank Austria Creditanstalt соответственно. Таким образом, я вел бизнес в Австрии, России, Украине и Америке. В 1994 году Wall Street Journal присудил мне награду «Молодой бизнесмен года в Центральной Европе».

Базовое высшее образование я получил на географическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, который прививает любовь к разностороннему университетскому образованию. Именно поэтому узкоспециализированным сертификатам я предпочел программу МВА, которая дает видение бизнеса в целом. Мне хотелось получить именно фундаментальные знания. Вместе с этим, жить в течение двух лет на кампусе я не мог - оставить семью и бизнес на это время мне не представлялось возможным. В полной мере мне подошло бы сочетание не слишком длинных очных сессий и дистанционного обучения. Забегая вперед, скажу, что программа Global Executive MBA в Duke University как раз предполагала 13-15 недель учебы в очном режиме, а все остальное время - в дистанционном, с четырьмя перерывами на отдых по 10 дней каждый.

Когда я выбирал школу, образование подобного формата было еще не слишком распространено. Университет Duke одним из первых ввел формат executive МВА , к тому же предполагающий посещение очных сессий на разных континентах. На моем потоке (а на нем учились 123 человека) две или три учебных сессии проходили в Америке, одна во Франкфурте, где у Duke есть свой кампус, затем в Праге, Буэнос-Айресе, Сан-Паоло, Гонконге и Пекине. Часть лекций читали местные профессора и бизнесмены - представители крупных компаний, они же организовывали интересные экскурсии на предприятия.

Дистанционная часть обучения была построена следующим образом: перед началом курса слушатель получает по почте пакет дисков, на которых записаны лекции, а также условия кейсов и справочники - то есть все необходимое для правильного понимания учебного материала. В определенные дни и часы проходят так называемые чат-лекции (примерно три часа в неделю). Объявляется тема, назначается определенное время (слушатели, находящиеся в разных часовых поясах, договариваются о нем), все самостоятельно готовятся по раздаточным материалам. Затем, во время онлайн-сеанса, профессор обращает внимание студентов на наиболее сложные вопросы, объясняет непонятные места и участники чата задают ему вопросы. Так что чат-лекция в нашем понимании скорее похожа на консультацию, чем на обычную лекцию. Как правило, большинство чат-лекций по московскому времени проходили поздно вечером или ночью, что даже удобнее. Если кто-то из слушателей не участвовал в чат-лекции, он мог ознакомиться с ее стенограммой, которая размещалась на сайте в Интернете.

Также слушатели договаривались об онлайн-сеансах работы в группе (с теми, кто не спит): ведь в группах приходилось выполнять очень много заданий. Поэтому все делили нагрузку и по очереди готовили материал. Интересно, что находились и такие «фанаты», которые считали нужным каждый раз делать работу за всю группу. Я же старался сфокусироваться только на том, что мне было интересно, - если делать все задания подряд, на это уходит не меньше 3-4 часов в день.

Моим любимым учебным курсом был «Моделирование решений» (Decision Models) - он открыл мне глаза на алгоритм анализа сложных проблем и подсказал методы их решения. Кроме того, очень понравилась дисциплина «Управление складскими запасами», состоящая из удивительного набора знаний и теорий, вроде теории управления очередями (queuing theory). Бизнес-школа дает представление о разных областях знаний и учит применять рациональный подход в совершенно разных сферах бизнеса. Пример не понравившегося - задание залезть по веревке в альпинистском снаряжении на Великую Китайскую стену, проявив при этом смекалку. На мой взгляд, довольно неестественная попытка заставить слушателей мыслить творчески.

По итогам выполнения заданий слушателям выставляют баллы. В англосаксонской системе образования очень хорошо продумана система грейдов, которая показывает успеваемость каждого человека относительно успеваемости других участников группы. По итогам решения каждой учебной задачи преподаватели дают студентам очень подробную «обратную связь»: объясняют ошибки и подчеркивают сильные ходы. Кроме того, они рекомендуют шаги, которые помогли бы восполнить существующие пробелы.

На нашем курсе учились очень разные люди. Больше половины составляли сотрудники американских компаний, в основном те, кто занимался международными направлениями. Они на практике были очень хорошо знакомы с теми задачками, которые нам приходилось решать. Был и определенный круг людей, которые учились по совсем иным мотивам, чем большинство. Например, у них не очень хорошо шли дела и работодатель хотел помочь им «встать на ноги», оплачивая обучение. Или те, чей бизнес обанкротился, и они стремились понять, как впоследствии не повторить своих ошибок.

У программы МВА есть множество практических применений. Во-первых, она дает уверенность в своих концептуальных суждениях и прививает целый ряд навыков коммуникационного плана. Во-вторых, бизнес-школа не ставит целью научить всему на свете, но помогает сориентироваться в основных вопросах и показывает, где раздобыть ответы.

Лично мне степень МВА помогла стать членом совета директоров некоторых крупных компаний. Благодаря обучению в Fuqua School of Business я получил фундаментальные знания в вопросах бизнес-стратегии и финансов, которые в мое время обучения в МГУ не преподавали. Теперь, помимо управления собственной группой компаний «Индексатлас Груп», я являюсь членом комитета по аудиту совета директоров РАО ЕЭС, а также директором по инвестиционной банковской деятельности Dresdner Kleinwort Wasserstein, где я отвечаю за IPO бизнеса банка в России и Украине (включая IPO «Роснефти»).

Краткие факты о Fuqua School of Business

  • Школа расположена в небольшом городке-графстве Дарем (Durham), штат Северная Каролина, в 130 милях от побережья. Подробный сайт Дарема: www.durham-nc.com. Правильное произношение названия школы - [few-kwa].
  • Исследовательские центры и институты: Center for Decision Studies, Center for the Advancement of Social Entrepreneurship, Center for International Business Education and Research, Duke Global Capital Markets Center, The Innovation Center at Duke University, Teradata Center for Customer Relationship Management, Fuqua/Coach K Center of Leadership and Ethics
  • Параллельно основному курсу в течение всего первого года в рамках программы Individual Effectiveness слушатели работают над развитием навыков общения и построением будущей карьеры. Второй семестр и второй год обучения отводится курсам по выбору
  • Ежегодные поездки, связанные с развитием карьеры (сентябрь - декабрь): Нью-Йорк, Бостон, Лондон, Атланта, Чикаго
  • Слушатели Fuqua чаще всего находят работу в сфере финансов (40%), маркетинга и продаж (26%), консалтинга (17%), общего менеджмента (11%).
  • Основные отрасли, в которых работают выпускники: сфера услуг (52%), производство (37%), некоммерческий сектор (3%)
  • В числе самых активных работодателей выпускников Fuqua School of Business: Johnson & Johnson, Lehman Brothers, American Express, Deloitte Consulting, Eli Lilly Company, IBM Corporation, John Deere & Company, Merrill Lynch, Bank of America, Morgan Stanley, Brunswick Corporation, Citigroup
  • В Fuqua действуют спортивные клубы и команды по гольфу, регби, легкой атлетике, парусному спорту, футболу и теннису. Традиционные спортивные мероприятия: World Rugby Tournament, World MBA Soccer Tournament, Ryder Cup (гольф), Blue Cup (Fuqua vs. UNC), Hockey Tournament (в University of Michigan и в Harvard University)
Комментарии Фейсбук Вконтакте