Отзыв об учебе в The Fuqua School of Business Duke University

Дата публикации 09.09.2015

Дина, студентка старейшей немецкой бизнес-школы, Handelshochschule Leipzig (HHL)

Алексей Безменов, выпускник программы Global Executive MBA 2007 года

До поступления в бизнес школу я почувствовал как недостаток некоторых формальных знаний, так и их систематизации, умения видеть глобальную картину. Работал на позиции коммерческого директора целлюлозно-бумажного комбината, был также директором по продажам в регионах в международной компании, на тот момент о некоторых из своих обязанностей знал едва ли не понаслышке, достаточно поверхностно, например, том, что касалось марекетинга, логистики, операционной деятельности. Изучая все это, что называется, по ходу работы, я добивался определенных успехов, но поскольку у меня были амбиции заниматься общим менеджментом, мне стало очевидно, что знания во всех областях бизнеса имеет смысл получить на более глубоком уровне. Так я пришел к выводу о необходимости получить бизнес-образование.

К тому моменту я был уже достаточно взрослым человеком, достаточно сказать, что опыт работы на тот момент у меня составлял 17 лет. Поэтому о программе full-time MBA даже не задумывался, считая, что нужно находиться в своей среде, то есть среди людей, обладающим сопоставимым опытом и достижениями. Оставив в списке наиболее предпочтительных учебных заведений около пяти школ, в итоге остановил свой выбор на бизнес-школе Fuqua университета Duke. Во-первых, мне с самого начала понравилась организация дистанционной части обучения. Немалую роль сыграло то, что сама по себе форма модульной системы обучения впервые была разработана именно в стенах этой школы, и если потом эта система была внедрена и в других заведениях, значит, в ее качестве сомневаться не приходится. Кроме того, график обучения оказался мне как нельзя более подходящим. Личное присутствие здесь необходимо пять раз в течение девятнадцати месяцев, в общей сложности это чуть больше двух с половиной месяцев. На такое отвлечение от должностных обязанностей работодатель идет достаточно легко, в моем случае никаких проблем не было, а вот если бы потребовалось присутствовать на занятиях больше времени, совмещать работу и учебу для меня было бы уже практически невозможно. Наконец, я нашел для себя привлекательным то, что в этой школе очень небольшие, в сравнении с большинством бизнес-школ, классы – 80–100 человек. С одной стороны это несколько сужает то, что принято называть Alumni Network, но с точки зрения качества образования это сказывается очень положительно, поскольку профессор имеет больше возможностей уделить время и внимание конкретному студенту.

Весь учебный курс разбит на пять модулей. Дистанционные части чередуются с очными, когда мы приезжаем на занятия в школу. Кстати, нередко приходится сталкиваться с расхожим заблуждением, когда путают Еxecutive с заочной формой обучения. Это не совсем так. Студенты, обучающиеся заочно, появляются в стенах учебного заведения только чтобы сдать экзамены. Мы же встречались большей частью для того, чтобы увидеть друг друга, пообщаться с однокурсниками, познакомиться с профессорами, наполнить дистанционную часть большей эмоциональной составляющей. Кстати говоря, не понимаю, что кого-то может смущать наличие дистанционных модулей. Можно встретить мнение, что это своего рода упрощение обучения, хотя это далеко не так. Напротив, в этом есть определенные преимущества. Скажем, еженедельные онлайн-лекции, проходящие по воскресеньям, можно записывать, и потом сколько угодно пересматривать. Во-вторых, коммуникация с профессором и с классом, как я вынес из своего опыта, строится местами даже более эффективно, чем в очном режиме, предусмотрен специальный чат, в который во время лекции регулярно заходят профессора и отвечают на вопросы студентов.

Как правило, в бизнес-школах обязательным элементом обучения являются проекты, которые студенты должны выполнить в составе группы. В Duke этому уделяется особое внимание – проекты, которые приходится готовить по ходу дистанционной части обучения, примерно на 80% являются командными. Если же говорить о программе Executive, получается еще более интересная картина. Представьте себе, что вы находитесь в Москве, а ваши товарищи по группе соответственно в Бразилии, в Штатах, в Китае, и у вас общая задача. Работа в такой кроссфункциональной мультинациональной команде, каждый участник которой находится в среде, которая не похожа на ту, что у остальных, дает совершенно уникальный опыт.

Интересным оказалось то, насколько плавным и логичным был переход от одного предмета к другому. Среди дисциплин не было ничего нарочито общего, бесполезного. Особенно мне понравилось то, что обучаясь по программе Еxecutive MBA, ты, поскольку учишься без отрыва от производства, можешь тут же апробировать и внедрить освоенные методы и технологии, Кроме того, поскольку с тобой учатся люди с немалым опытом, ты всегда найдешь среди одноклассников специалиста, который либо делал то же самое, либо имел схожий опыт и он не откажется поделиться с тобой своими наблюдениями. Да я, собственно, до сих пор обращаюсь к профессорам и одноклассникам за советом и поддержкой.

Еще одно обстоятельство, которое я нашел для себя исключительно полезным. Занятия в очной форме, проходили в разных странах, более того, на разных континентах. Программа потому и называется именно Global Еxecutive, что мы изучаем глобальную экономику, и знакомимся мы с ней лично и непосредственно, не только по книгам и рассказам преподавателей.

Первый и последний модуль проводятся в Штатах, в кампусе бизнес-школы. В Европе мы провели неделю в Бельгии и неделю в Венгрии, в Азии были в Индии и в Сингапуре, на американском континенте в Аргентине и Бразилии. Помимо того, что мы получали представления о местных условиях, перед нами выступали местные эксперты, проводили экскурсии по крупнейшим местным предприятиям, (в основном подразделениям крупных мультинациональных компаний, например, Volkswagen, GE, AmBev, UPS, топ-менеджеры которых делали нам презентации и участвовали в дискуссиях с нами. Думаю, можно обойтись без комментариев о пользе подобного опыта. Места проведения очных модулей ежегодно варьируются с учетом мнения студентов предыдущих лет. Так перед нашим классом в Азии посещался Китай и Тайланд, а после нас вместо Сингапура сессию провели в Гонгконге. Это возможно благодаря тому, что за пределами США Duke проводит учебные занятия без привязки к своим кампусам, используя для выездных сессий инфраструктуру лучших отелей мира.

Теперь о личных результатах, которые были достигнуты благодаря бизнес-образованию. Только факты – подавая документы в Duke я был директором по продажам в регионах компании Диаджео, сейчас стал генеральным директором Енисейского ЦБК (входит в состав компании Базового Элемента), заработная плата по сравнению с той, что была на момент поступления, у меня выросла более чем в 2,5 раза. Не могу сказать, что MBA это универсальная формула, которая делает карьеру, успех зависит от множества факторов, но в моем конкретном случае это сработало. Сейчас я попал в команду людей, у которых есть хорошее бизнес-образование и опыт работы в крупных международых компаниях.

Для большей полноты картины приведу в пример карьерные изменения моих московских одноклассников:

– Елена Бушберг – на момент поступления была финансовым директором фармацевтической компании Schering Plough в России, стала директором бизнес операций в той же компании с большим функционалом и ответственностью;

– Рашид Кусембаев – был менеджером по развитию дистрибьюции Dirol Cadbury в СНГ, стал генеральным директором и совладельцем Orange Merchendizing в России (партнер почти всех крупных международных и российских компаний в области мерчендайзинга);

– Андрей Широков – был директором департамента в НОМОС-банке, стал вице-президентом там же.

Свежий пример из жизни иностранных одноклассников: Брендан Альби (Brendan Albee), директор по инвестиционным операциям в Северной Америке (Chief Operations Officer for North America Investment Banking Operations) банка Barclays Capital в понедельник 28.07.2008 звонил в колокол, возвещающий о начале торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже. Этой чести удостаиваются финансисты работающие на фондовом рынке за какие-то выдающиеся успехи. Брендан в составе команды разработал и вывел на рынок новый продукт – ценную бумагу, торгующую квотами на карбоновые выбросы. Доход от продаж идет на меры по борьбе с озоновой дырой. Об этой работе мы были осведомлены, поскольку Brendan делился промежуточными результатами с классом.

Со мной учились представители 26 национальностей – всего 70 человек. Это дало очень интересный опыт межкультурного общения и понимания других людей. Я приобрел не меньше десятка новых друзей, с которыми я сегодня поддерживаю регулярные отношения, из Америки, Никарагуа, Израиля, Колумбии, Индии, Дании, Германии, Франции. Во время учебы я принял участие в работе Global Citizens, группы из членов класса, осуществлявших гуманитарные акции в странах, где нам довелось побывать во время учебы (США, Бельгия, Венгрия, Индия, Сингапур, Аргентина, Бразилия).

Поменялось мое мироощущение: границы восприятия расширились и далекий, незнакомый мир стал гораздо ближе и понятнее. Это, наверное самое важное – чувство, что ты стал думать по-другому, стал смотреть на многие вещи другими глазами, и, соответственно, стал чувствовать себя в бизнес-среде намного комфортнее.

Комментарии Фейсбук Вконтакте