Отзыв об учебе в Michigan (Ross)

Дата публикации 09.09.2015
Николай Яковлев, выпускник программы full-time MBA 2007 года
 
Николай Яковлев, выпускник программы full-time MBA 2007 года
 
Если посмотреть со стороны, как развивалась моя карьера после университета, можно подумать, что у меня не было никакой необходимости в бизнес-образовании. Я занимался research and development в крупной международной компании. Позиция и заработная плата были на достаточно высоком уровне и имели тенденцию к росту - казалось бы, от добра добра не ищут. Но у меня лично было другое мнение на этот счет. Несмотря на то, что карьера складывалась замечательно, я не мог отделаться от ощущения, что это не совсем то, где я себя вижу через десять лет. Более того в какой-то момент я пришел к выводу, что чем дольше я буду продолжать это делать, тем меньше у меня будет шансов это поменять. Парадокс заключался в том, что чем более профессиональным специалистом я становился в своей области, тем меньше у меня было шансов заняться чем-то другим. К тому же на пятый год работы в компании я осознал что больше не получаю прежнего удовольствия от работы, а значит надо было что-то менять. К этому моменту я уже начал понимать что меня больше интересует проектная работа, связанная с решением бизнес-задач, чем научно-исследовательская деятельность. Все это привело меня к мысли, что неплохо было бы попробовать свои силы в управленческом консалтинге, но для этого мне очевидно не хватало знаний и опыта. Так созрело решение о получении бизнес-образования и я занялся изучением бизнес-школ.
 
Мой выбор складывался в два этапа. Сначала я думал: Европа или Америка? Остановился на последней. Во-первых, это в некотором смысле родина бизнес-образования, и хотелось быть ближе к первоисточнику. Во-вторых, выпускники американских бизнес-школ вполне успешно находят себе работу в Европе, а вот европейским выпускникам сделать это в Америке гораздо сложнее. В-третьих, в отличие от Европы, большинство американских программ рассчитаны на два года, а это именно то, что я искал. Поскольку я задумал поменять карьеру, мне нужно было больше времени, чтобы получить знания, которых мне не хватало. Кроме того, я был заинтересован в летней стажировке, позволяющей поработать за рубежом и одновременно определиться с будущей карьерой.
 
Остановив свой выбор на американском континенте, я продолжил сравнительный анализ. Уже тогда меня интересовал консалтинг и возможные перспективы работы в этом направлении, соответственно, я мониторил те школы, выпускников которых активно приглашают ведущие консалтинговые компании. Еще одним параметром, на который я обращал внимание было наличие той или иной школы в списке лучших десяти. Понемногу круг сужался, пока в центре его не оказалась бизнес-школа Ross. Одним из решающих факторов, окончательно перевесивших чашу весов в пользу этой школы было наличие в школе программы MAP (Multi-Disciplinary Action Projects) - это 7-недельные проекты выполняемые студентами для реальных компаний (в моем случае это был проект по разработке части стратегии цепи поставок для одного из подразделений ведущего производителя дизельных двигателей - компании Cummins). Многие из этих проектов по своей сути напоминают то, что делают консалтинговые компании - для меня это представлялось уникальной возможностью попробовать, что такое консалтинг задолго до принятия окончательного решения.
 
Первое впечатление от учебы оказалось отличным от ощущений большинства однокурсников. Расхожее мнение - что учеба в бизнес-школе, особенно поначалу являет собой чуть ли не сверхъестественное напряжение. Мне так не показалось. Все познается в сравнении: я учился на химическом факультете МГУ, и, должен заметить, лично мне в университете учиться было гораздо сложнее - было больше занятий, более высокие требования с точки зрения интеллектуального напряжения. Но сказать, что в бизнес-школе было легко тоже не могу. Многое было несколько непривычным, например, такие особенности системы обучения, как большая доля внеклассной работы, в том числе командной. При этом временные затраты в ходе учебы в бизнес-школе оказались гораздо выше. Связано это с тем, что помимо учебы немало времени и внимания приходится уделять поиску работы - на первом году это занимало едва ли не половину времени. Учеба, совмещенная с поиском работы непростая задача, хотя опыт это дает бесценный. Еще одна «деталь», которая здорово усложняла жизнь - вопросы коммуникации. К моменту моего отъезда у меня был не такой хороший английский, как хотелось бы, поэтому на первых порах приходилось испытывать некоторые трудности в общении с носителями языка. Но надо сказать, это довольно быстро проходит. Во-первых, само по себе нахождения в иноязычной среде волей-неволей заставить тебя через короткий промежуток времени научиться говорить на должном уровне, во-вторых у меня были очень доброжелательные однокурсники, и то, что я поначалу иногда не мог правильно выразить свою мысль, не накладывало никакого отпечатка на наши отношения. Так или иначе, уже где-то через пару месяцев я забыл, что у меня поначалу были проблемы с языком.
 
Говоря о школе, нельзя не упомянуть и то, что находится «по ту сторону класса», о том как проходит время, оставшееся после учебных будней. Городок Ann Arbor, в который мы приехали, насчитывает около 100 000 жителей, из которых наверно 30 000 являются студентами. Соответственно, там очень много молодежи, и это создает совершенно неповторимую атмосферу - город совсем не похож на обычные провинциальные американские городки. Много парков, много спортивных объектов - с точки зрения пригодности для жизни условия выше всяких похвал. В школе регулярно проходит то, что называется культурными и общественными мероприятиями. В первый же день занятий, даже, помнится еще до их начала нас погрузили в автобус и мы отправились принимать участие в global citizenship day, то есть, разбившись на секции, приносить пользу обществу. Я оказался в группе, которая ремонтировала приют для бездомных. В самой школе каждый четверг по вечерам проходили неформальные «занятия» в одном из местных баров, кстати говоря, весьма полезные с точки зрения общения студентов между собой, как по профессиональным, так и по каким угодно другим вопросам. Еще одно важное обстоятельство, здорово способствующее сближению между студентами школы - американский футбол. В Мичигане базируется одна из ведущих американских студенческих команд, и по субботам, когда идет игра, стотысячный стадион забит до отказа, все идут на матч. Хотя сама игра длится около трех часов, для студентов тусовка продолжается целый день. У бизнес-школы есть свое место встречи, которое называется "The Bus" и представляет собой старый школьный автобус, выкрашенный в цвета школы и переделанный в импровизированный бар под открытым небом. Он начинает "работу" с самого утра задолго до начала матча и продолжает до позднего вечера - отличное место для общения с однокурсниками в неформальной обстановке - кстати, это существенно облегчает потом совместную работу в командах во время учебы, а также упрощает адаптацию в новой стране. Например, общаясь с людьми из разных стран (а около 35% студентов нашего курса приехали в Штаты из-за рубежа), постепенно начинаешь смотреть на мир немного по-другому. Есть в этом и совершенно конкретная польза. В Америке при поиске работы очень большое значение имеет networking, и общение с американскими сокурсниками позволяет понять, как правильно подходить к этому вопросу. В частности, когда я искал место стажировки, я нашел несколько русскоговорящих выпускников нашей школы, работавших в интересовавших меня компаниях и они дали мне немало интересной и полезной информации, а так же в некоторых случаях даже помогли попасть на интервью.
 
Если говорить о знаниях, которые необходимы для работы, то главная прелесть MBA, на мой взгляд, заключается в следующем. Во-первых, за время обучения ты охватываешь большой спектр бизнес-задач, в результате формируется широкий взгляд на предметы и явления, понимание различных сфер бизнеса. Во-вторых, в школе что называется заставляют мыслить иными категориями, показывают насколько по-разному можно взглянуть на одну и ту же бизнес-проблему, а затем как правильно структурировать ее решение. Сейчас, пытаясь анализировать, какие знания оказались мне полезными, я не могу на вскидку сказать, что такая-то формула пригодилась мне в такой-то ситуации, но, вспоминая себя до поступления, отмечаю, что во-первых, теперь я обладаю значительно большим общим объемом знаний, во-вторых, я даже не думал о многих проблемах в таком аспекте, как они видятся сейчас. Говоря коротко, прочитать в книгах можно многое и вполне самостоятельно, но понять все гораздо проще, когда ты это обсуждаешь, причем с людьми которые хорошо знают и понимают предмет и имеют разные точки зрения. Кроме того, не думаю, что по книгам так уж легко научиться думать определенным образом. Поэтому очень большое значение имеет качество преподавателей. Одной из ярких отличительных черт бизнес-школы Ross является наличие сильных преподавателей практически по каждому из направлений - стратегия, маркетинг, финансы, операционная деятельность, бухучет, и т.д. - в каждом из этих направлений я могу вспомнить действительно выдающихся профессоров, после занятий которых я говорил себе что я сделал правильный выбор, приехав сюда учиться.
 
Во многом благодаря вновь обретенным знаниям и навыкам (а так же хорошо организованной в школе помощи в поиске работы и подготовке к интервью), я нашел работу в московском офисе The Boston Consulting Group, одной из ведущих мировых компаний в области управленческого и стратегического консультирования. Предложение от этой компании я получил в начале второго года обучения. Это обстоятельство, кстати, очень положительно сказалось на учебе. Если в первый год обучения около 80% предметов входят в так называемый фиксированный набор, соответствующий единому учебному плану, то на втором году практически все предметы, которые изучаешь, ты выбираешь сам. И поскольку мне в этот период не приходилось озадачиваться поисками работы, я взял столько предметов, сколько посчитал нужным, ни в чем себя не ограничивая, в итоге получилось где-то в полтора раза больше, чем в первый год. Кстати, это не помешало наличию свободного времени - мы с женой нашли возможность побывать в Канаде, Мексике и проехать половину Штатов на машине. Кстати, именно возможность пожить в другой стране, в другой части света была еще одной, пусть и не главной причиной того, что я решил получать бизнес-образование и выбрал именно эту школу. И за эти годы мнения своего не переменил: такая возможность стоит многого, трудно даже представить, какую ценность для развития человека представляет этот опыт. Кстати, одним из выводов, который был сделан из опыта проживания, обучения и работы в США, было решение вернуться в Москву - мы с женой посчитали, что в России нам жить комфортнее и работать мне здесь будет интереснее.
 
Оглядываясь назад, я могу смело сказать, что я выполнил все задачи, которые я перед собой ставил, когда принимал решение поехать на учебу. Во-первых, я хотел поменять карьеру, направление деятельности. Второе - я хотел убедиться, что консалтинг - это то, что мне нужно. В-третьих, я намеревался существенно расширить мой багаж знаний и навыков. В-четвертых, я хотел получить опыт проживания за рубежом. И наконец, мне нужно было понять, хочу ли я жить и работать в России или в Штатах.
 
Помимо этого я заглянул за пределы отрасли, в которой я работал. Семь лет я занимался потребительским товарами и по сути ничего, кроме этого не знал. В силу специфики бизнес-образования мне удалось познать разные отрасли. Кроме того, я окончательно определился, чем я хочу заниматься в жизни (по крайней мере на несколько следующих лет). И самое, наверное, главное - я познакомился со многими интересными людьми, с которыми до сих пор сохранил теплые дружеские отношения. Это, кстати, может приносить и конкретную пользу. Так, один из моих земляков, который выпускался вместе со мной, не так давно сменил работу с нашей помощью. Думаю, если у меня возникнет такая необходимость в будущем, у меня тоже не будет проблем с помощью однокурсников. А сейчас я занимаюсь тем, что мне действительно нравится, и в ближайшие годы планирую продолжать работать в этом направлении. Главный вывод, которому пришел за прошедшее время - в своем выборе я не ошибся.
Комментарии Фейсбук Вконтакте