Отзыв об учебе в London Business School

Дата публикации 09.09.2015

Илья Агладзе, программа full-time MBA, выпуск 2004 года

Илья Агладзе, программа full-time MBA, выпуск 2004 года

На момент поступления на программу МВА мне было 33 года. К тому времени я успел окончить Московский институт электронной техники по специальности «разработчик интегральных микросхем» и поработать некоторое время как в этой сфере, так и других. В бизнесе я начинал агентом по сбыту в небольшой московской компании, которая занималась сборкой и распространением электроники, в частности телефонов с определителем номера и телевизоров. Сеть дистрибуции мы строили с нуля. Через два с половиной года, когда я уже работал начальником отдела сбыта, я стал чувствовать, что мне не хватает экономических знаний, и поступил в Московский международный университет.

Это было первое русско-американское учебное заведение с двухгодичной программой второго высшего экономического образования. После окончания университета я стал работать в PricewaterhouseCoopers аудитором. Наша компания приветствовала обучение сотрудников, и параллельно с работой я получил еще международный бухгалтерский сертификат ACCA. Три с половиной года спустя я занял должность финансового директора на одном из заводов компании Coca-Cola. Так что моя жизнь до поступления в бизнес-школу была похожа на слоеный пирог: образование - работа, образование - работа.

Выбирая учебное заведение, я сразу решил, что поступать буду только в ведущие школы. Из европейских школ мне были интересны LBS и IESE. Так как по тесту TOEFL я набрал 275 баллов (компьютерный вариант), а по GMAT - 710 баллов, я мог рассчитывать поступить в обе. Так и получилось - мне прислали приглашения две школы. Окончательное решение я принимал, тщательно взвешивая все факторы. London Business School была лучше по всем показателям, кроме стоимости обучения и жизни в Лондоне - примерно раза в два выше чем в Барселоне. Но в итоге я остановился на LBS.

Первое воспоминание о школе связано с тем, как я пришел получать пропуск. Главным открытием были люди: дружелюбные и приветливые. Уже через пять минут общения все знали друг друга: кто откуда, чем занимается и как поступил в бизнес-школу. Такая открытость и желание узнать больше друг о друге меня приятно поразила. Второе - это прекрасный кампус. У него традиционный английский вид, он состоит из старинных зданий, окруженных зелеными лужайками. В перерывах между занятиями мы с огромным удовольствием выходили на улицу посидеть на лужайке, попить кофе и пообщаться. Третий фактор - это отличная техническая оснащенность: к примеру, у слушателей есть доступ к огромной электронной библиотеке, содержащей отчеты о деятельности разных компаний в самых разных отраслях.

Кроме того, лондонская школа знаменита профессорами: у нас был замечательный преподаватель по финансам Андреа Бураски (Andrea Buraschi), который, к сожалению, уже не преподает в LBS. Он проводит множество научных исследований и владеет консалтинговой компанией, занимающейся финансовым менеджментом. Андреа Бураски исключительно живо и интересно читал нам курс финансов, и было видно, что делал это с удовольствием. Замечательный курс - Decision and Risk Analysis, анализ рисков и принятие решений читал нам известный профессор Берт де Рек (Bert de Reyck). Предпринимательству нас учил Джон Муллинз (John Mullins) - человек, который создал сеть магазинов GAP, очень популярных в Европе и Америке. Он преподавал дисциплину «Финансирование предпринимательского бизнеса» вдвоем с представителем инвестиционного банка - Мартином Уильясом (Martyn Williams). Они прекрасно дополняли друг друга. Первый рассматривал ситуацию с точки зрения предпринимателя, желающего получить средства на развитие бизнеса, а другой - банкира, рассказывающего, на что обращают внимание финансовые учреждения при принятии подобных решений. И, наконец, хочу отметить прекрасный курс Negotiation and Bargaining, или «Навыки ведения переговоров». Преподаватель Мадан Пилютла (Madan Pillutla) - просто виртуоз своего дела!

В школе я старался особенно тщательно заниматься теми областями, в которых был не слишком силен, - а это было практически все, кроме финансов. Стратегия, маркетинг, операционный менеджмент представляли для меня особенную ценность. Первый год почти все время уходило на учебу. Ежедневно занятия в классе длятся по 3-6 часов: это и работа с преподавателем, и разбор кейсов. Приходить на уроки нужно было хорошо подготовившись. На изучение теоретических материалов, предварительное чтение кейсов уходило еще 4-5 часов. То есть утром, к 9-10 часам, я приходил в школу: посещал занятия и потом делал домашние задания или, наоборот, сначала готовился к урокам в библиотеке, а потом шел на лекции. Каждый день я уходил домой часов в восемь вечера. Но, конечно, во время своего пребывания в школе я не учился, но и посещал спортзал, бассейн, сауну. С конца первого года начинался процесс трудоустройства, все ходили на интервью, чтобы обеспечить себя работой на лето и второй год. Этот процесс тоже отнимает достаточно много времени.

LBS очень тщательно подходит к выбору слушателей: и с точки зрения подготовленности, и с точки зрения личностных качеств. В начале первого года формируется группа, подобранная так, чтобы в ней оказались люди с разным опытом, как профессиональным, так и личным, разных возрастов и национальностей. Все это делается, чтобы слушатели, работая вместе над проектами, получали не только знания по теме курса, но и делились своими знаниями друг с другом.

В нашей группе я хорошо разбирался в финансах, американец - в маркетинге, бразилец - в стратегии, японец - в операционных вопросах. У каждого был свой конек, и в групповых заданиях мы получали то, чего каждому недоставало, - не только информацию о разных областях бизнеса, но и представление о рынках разных стран.

Поскольку школа сильна своими финансовыми, стратегическими и предпринимательскими курсами - многие выпускники LBS в основном находят работу в инвестиционных банках или в сфере консалтинговых услуг. Мне же эти области были не очень интересны. Как и до обучения, я стремился работать в производственной компании. Для этого я старался использовать все возможности центра по управлению карьерой в бизнес-школе. Центр по управлению карьерой учитывает пожелания студентов и больше работает компаниями с сфере инвестиций и консалтинга. Поэтому у меня было не очень много возможностей найти работу через центр. За период обучения презентации на кампусе устраивали всего семь-восемь производственных компаний.

Тем не менее, место в английской компании Diaggio, где я проработал летом между первым и вторым годом обучения, я нашел именно через школьный центр карьеры. Diaggio - это ведущий производитель алкоголя премиум-класса в мире: Bailley`s, Johnny Walker, Smirnoff, Guinness. Это очень большая компания с миллиардными оборотами, и для сравнения я решил устроиться после нее в маленькую английскую организацию, чтобы иметь полное представление о том, как работают в Лондоне. Вторым моим работодателем была компания DrumResources, которая предоставляла услуги инвесторам по анализу новых рынков. В ней было семеро постоянных сотрудников, все остальные привлекались для работы над конкретными проектами. Получив опыт в этих двух компаниях, я понял, что не хочу оставаться в Лондоне, - динамика бизнеса показалась мне недостаточной, особенно в сравнении с тем, как развиваются компании на территории бывшего Советского Союза. В СНГ компании менее структурированы, здесь больше простора для деятельности и мои знания более востребованы. Поэтому после окончания школы я приехал на Украину, в Киев. Сначала работал в компании «Славутич», а сейчас - в компании «СоюзВиктан».

В школе достаточно много людей, которые приезжают со своими семьями, есть даже так называемый Partners Club - клуб, где встречаются супруги/спутники студентов для общения друг с другом. Моя супруга время от времени посещала этот клуб. Но и без него ей скучать не приходилось. В Англию мы приехали с маленьким ребенком, а второй родился во время нашего пребывания в стране. Поэтому жена в основном занималась детьми. После рождения второго ребенка старшего мы определили в детский сад рядом с домом, который снимали.

Основное, что дала мне школа, - это, пожалуй, все-таки не глубина знаний, а их широта: базовые знания практически во всех областях бизнеса, с помощью которых после этой программы можно себя уверенно чувствовать в разных сферах. Как говорил один наш преподаватель, после МВА ты всегда можешь задавать правильные вопросы тем людям, которые знают больше тебя в конкретных областях. А значит, и находить правильные ответы. Я всегда с особым удовольствием вспоминаю время, проведенное в школе, в Лондоне. Там я опять с головой погрузился в студенческую жизнь - возможно, в последний раз.

Краткие факты о London Business School

  • В LBS хорошо отработаны программы студенческого обмена. Примерно 35% слушателей второго года обучения проводят один семестр в одной из 30 школ-партнеров в Европе, Азии, Австралии, США, Канаде или Латинской Америке
  • Все слушатели первого года обучения участвуют в так называемом Shadowing Project, во время которого они на неделю становятся «тенью» менеджера, работая вместе с ним и одновременно изучая принципы его деятельности и стиль руководства
  • Исследовательские и учебные центры: Centre for Scientific Enterprise, Centre for Creative Business, Institute of Technology Reflects
  • Одно из требований для получения степени МВА - знание иностранного языка (помимо английского). В числе самых популярных в LBS языков - испанский, немецкий, японский и пекинский диалект китайского
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Global Marketing, Hedge Funds, Marketing Performance Assessment and Planning, The New Rules of Strategy, Trading and Financial Market Structure. Всего школа предлагает 62 курса по выбору
  • Ежегодные поездки, связанные с развитием карьеры: Азия (финансы, декабрь), Франция (производство, сентябрь), Япония, Силиконовая долина (высокие технологии, сентябрь)
  • Выпускники LBS чаще всего находят работу в сфере финансов (33%), консалтинга (29%), общего менеджмента (17%), маркетинга и продаж (11%)
  • Среди самых активных работодателей выпускников LBS: Barclays Capital, McKinsey, Deloitte, CSFB, The Boston Consulting Group, Booz Allen Hamilton, Lehman Brothers, Roland Berger Strategy Consultants, American Express, CHEP
  • В LBS действует более 40 профессиональных, культурных и спортивных студенческих клубов. Традиционные спортивные состязания: Soccer Tournament, Rugby Tournament, MBAT (European MBA Tournament), Sailing Regatta
  • Международное сообщество LBS МВА насчитывает 5642 выпускника и 62 клуба в 41 стране мира
Комментарии Фейсбук Вконтакте