Отзыв об учебе в Kellogg School of Management

Дата публикации 09.09.2015

Максим Чучуйко, выпускник одногодичной программы MBA 2008 года

Максим Чучуйко, выпускник одногодичной программы MBA 2008 года

Исторически у Kellogg сложилась репутация школы, сильной в маркетинге. Как следствие, из этого у некоторых людей и компаний вытекает предположение, что остальные области (финансы, экономика, организационное поведение, и т.д.) в школе развиты слабо. По моему опыту, это не так

Возвращаясь в Москву этим летом после окончания одногодичной программы MBA в Kellogg, я задумался о том, выбрал ли бы я эту программу, если бы принимал решение не год назад, а сейчас, зная о школе гораздо больше. Ответ не заставил себя долго ждать: я не задумываясь повторил бы свой выбор, поскольку программа очень хорошо соответствовала моему опыту на момент начала учебы и моим карьерным целям.

Поступление в школу

Мой образовательный опыт и карьера на момент поступления в бизнес-школу выглядели следующим образом: бакалавриат и магистратура МИФИ по специальности "прикладная математика", несколько лет работы в российских IT-компаниях с параллельным обучением по вечерам в Американском Институте Бизнеса и Экономики (АИБЭк) и два года работы в московском офисе The Boston Consulting Group (BCG). Об MBA я задумывался давно, еще до работы в BCG, считая бизнес-школу хорошим мостиком в консалтинг, но с началом работы в BCG отложил поступление на год и вернулся к нему осенью 2006 года. Бизнес-школа привлекала меня возможностью систематизировать знания в области управления (до MBA мое формальное образование было в основном математическим и техническим), расширить кругозор, находясь в течение года в другой стране и общаясь с людьми со всех концов света, и получить более широкие возможности для будущей работы, хотя уходить из консалтинга я не планировал.

Тремя основными критериями, которыми я руководствовался в выборе школы и программы были продолжительность обучения, страна и репутация школы. Поскольку на момент поступления мне было 29 лет, я не планировал менять место работы, и у меня уже было базовое бизнес-образование, полученное на курсах АИБЭк и через проектную работу в BCG, я с самого начала решил поступать на одногодичную программу. Что касается страны, то я однозначно хотел учиться в Штатах - в Европе мне и так приходилось бывать довольно часто. Кроме того, меня привлекала простота и прагматичность американцев и их подхода к бизнесу, и мне хотелось в какой-то мере перенять эти качества за время учебы. Из ведущих американских школ ускоренные программы предлагали только Kellogg и Columbia и, поскольку программа в Columbia была на несколько месяцев длиннее и начиналась позже, чем я хотел, я довольно быстро остановил свой выбор на одногодичной программе Kellogg. Нетипично для большинства поступающих в бизнес-школы: я подавал документы только в Kellogg (в первом раунде). Моей запасной стратегией на случай неудачи с Kellogg было поступление в Columbia или INSEAD несколькими месяцами позже.

К GMAT я готовился, используя учебник Kaplan и официальное пособие по GMAT. Рекомендую перед сдачей реального теста сделать два-три полноразмерных пробных теста (они входят в курс Kaplan) - это даст Вам возможность подготовиться к нагрузке четырехчасового теста. TOEFL после GMAT сдавался легче и, как и в случае с GMAT, особенно полезными в подготовке оказались полноразмерные пробные тесты, которые можно было скачать с сайта TOEFL.

Результаты тестов являются важной, но по моим представлениям не определяющей составляющей решения о зачислении - краеугольными все-таки являются эссе, рекомендации и интервью. Написание эссе требует своеобразного "личного стратегического планирования" для четкого определения карьерных целей и того, как обучение в бизнес-школе Вас к ним приблизит. Я потратил на эссе пару спокойных выходных, и, думаю, это благоприятно сказалось на качестве текста.

При отборе студентов Kellogg делает акцент на межличностных качествах, поэтому интервью проводится со всеми кандидатами, а не только с теми, кто прошел некоторый первоначальный отсев. Помимо карьерных планов, перед интервью имеет смысл более подробно ознакомиться с деталями программы, чтобы лучше понимать, насколько школа соответствует Вашим образовательным целям. И, самое главное - будьте искренни, как в эссе, так и на интервью. Неискренность чувствуется сразу и может существенно повлиять на Ваши шансы.

В школе

Год в Kellogg был очень ярким и насыщенным интересными событиями и людьми. Поскольку в сутках всего 24 часа, жизнь в Kellogg учит расставлять приоритеты с тем, чтобы извлечь из времени в школе максимальную пользу. Время и силы студентов распределены главным образом между четырьмя компонентами: учеба, рекрутинг, клубы и неформальное общение с одноклассниками.

Учеба

C точки зрения учебы, большим преимуществом одногодичной программы Kellogg является ее гибкость. Студенты этой программы освобождены от обязательных классов первого года двухгодичной программы, за исключением двух, и могут составить свой учебный план по выбору в соответствии со своими потребностями, что несомненно делает учебу более интересной.

Качеством образования в Kellogg я в целом доволен. Взяв в школе 20 курсов, я мог бы охарактеризовать 12 из них как "отличные" или "хорошие", 5-6 как "удовлетворительные", и оставшиеся 2-3 как слабые. После большинства курсов у меня возникало приятное ощущение, что больше формального образования в этой области мне не нужно, и в дальнейших деталях я при необходимости смогу быстро разобраться сам.

Исторически у Kellogg сложилась репутация школы, сильной в маркетинге. Как следствие, из этого у некоторых людей и компаний вытекает предположение, что остальные области (финансы, экономика, организационное поведение, и т.д.) в школе развиты слабо. По моему опыту, это не так. Например, что касается финансов, то курсы, которые я брал, были очень высокого качества, и команды Kellogg в этом году выиграли несколько престижных всеамериканских соревнований в финансовой сфере. Что же касается маркетинга, то большинство курсов были отличными, и чувствовалось, что они шлифовались в школе годами. Профессор Котлер, автор многих известных книг по маркетингу, уже не ведет регулярные занятия, но прочитал несколько лекций о будущем маркетинга.

Несмотря на то, что перед началом обучения я планировал сконцентрироваться на курсах в области экономики и финансов, в процессе обучения мой фокус переместился на предметы в области организационного поведения - послушав рассказы выпускников школы и выступления часто приезжающих на кампус топ-менеджеров, я понял абсолютную важность межличностных, "мягких" навыков в развитии менеджера. Моим любимым курсом в Kellogg стал курс "Управленческое лидерство", который вел бывший CEO крупной американской компании.

При серьезном отношении к учебе в Kellogg на нее требуется довольно много времени и сил. Трудность заключается в основном не в фундаментальной сложности материала, а в его объеме: приходится довольно много читать и проводить много времени на встречах в учебных группах. Работы в группах в Kellogg очень много и от нее часто устаешь, но это один из компонентов обучения - ведь на практике лишь очень ограниченный круг задач решается менеджерами в одиночку, и основную часть времени нужно продуктивно взаимодействовать с коллегами, очень разными по характеру и стилю работы.

Еще одним акцентом Kellogg является получение студентами международного опыта. В зимней четверти проводится серия классов под названием Global Initiatives In Management, каждый из которых посвящен определенной стране или региону. Студенты могут выбрать один из этих классов. В течение четверти студенты изучают различные аспекты ведения бизнеса в выбранной стране, а на весенних каникулах едут посмотреть на эту страну своими глазами. Моими странами были Китай и Южная Корея, и я вернулся из поездки очень воодушевленным тем, насколько в мире много интересного, и немного уставшим от двух недель с малым количеством сна: дни в поездке были заполнены встречами с местными компаниями и общественными деятелями, а вечера и ночи - знакомством с местной культурой. В Корее мы встретились с президентом страны.

Рекрутинг

Одногодичная программа не является лучшим выбором для тех, кто планирует серьезно изменить свою карьеру - например, перейти на работу в другую отрасль. В таких случаях двухгодичная программа, предусматривающая летнюю практику и два цикла рекрутинга на кампусе (на первом и на втором годах обучения) подходит больше.

Для студентов одногодичной программы рекрутинг на кампусе проводится один раз в осенней четверти, вместе со студентами второго года двухгодичной программы, у которых за плечами опыт рекрутинга на первом году обучения и летняя практика. Это частично компенсируется большим опытом работы и зрелостью студентов одногодичной программы. Многие из моих товарищей по одногодичной программе получили работу в индустриях и компаниях своей мечты, но в то же время некоторые были вынуждены выбирать между предложениями от компаний поскромнее или вовсе против своего желания возвращаться в компании, где они работали до школы. В отличие от двухгодичной программы, одногодичная программа, предусматривающая только один цикл рекрутинга на кампусе, не дает второго шанса, и поэтому больше подходит для студентов, планирующих вернуться на работу в компанию, где они работали до школы, или перейти в другую компанию в той же отрасли.

Клубы

Основной целью большинства крупных клубов в Kellogg является подготовка студентов к рекрутингу в соответствующих отраслях. Клубы управляются студентами, и позиция в руководящем органе клуба может быть хорошим опытом лидерства. Я был со-председателем консалтингового клуба школы, что серьезно добавляло нагрузки, но в то же время позволило завести много новых знакомых и помочь им подготовиться к рекрутингу. Также, клубы регулярно приглашают на кампус многочисленных топ-менеджеров и крупных общественных деятелей, выступления которых были одними из моих самых любимых событий на кампусе. Вполне обычным делом было услышать утром выступление CEO Boeing, а вечером быть в классе, где одним из гостей был бывший председатель совета директоров Motorola.

Одноклассники

Помимо учебы, рекрутинга и мероприятий клубов, нужно было найти время и для неформального общения с одноклассниками за кружкой пива. Возможность завести друзей практически во всех уголках мира, услышать море невероятных историй, повеселиться вместе на многочисленных вечеринках - это интересный, приятный и полезный компонент бизнес-школы. Во время церемонии выпуска я услышал такой диалог двух студентов:

- Смотри, вон еще один парень, окончивший школу со средним баллом 4.0

- Неудивительно, что я его не знаю...

Герой этого диалога, возможно, забыл добавить в свой опыт в Kellogg важный ингредиент...

Кампус Kellogg расположен в городке под названием Эванстон, расположенном в 20 минутах от Чикаго. Этот тихий, спокойный и удобный городок позволяет сосредоточиться на том, что происходит в школе. В то же время, можно быстро добраться до Чикаго, с его музеями, летними фестивалями и джаз-клубами.

Большим преимуществом Kellogg является то, что кампус расположен на берегу озера. У университета есть свой яхт-клуб, где можно освоить управление небольшой яхтой. Со временем в яхт-клубе у меня связаны одни из самых приятных воспоминаний о школе - это отличная возможность хорошо отдохнуть и завести друзей на всю жизнь.

После школы

Окончив школу, я возвращаюсь на работу в BCG, где мне предоставили возможность поработать 1-2 года в бостонском офисе фирмы. После этого планирую вернуться в Москву или Киев. Выбор одногодичной программы оказался верным на 100% - я получил то, что мне было нужно от школы, за один год, и предпочту провести следующий год, занимаясь интересной работой, нежели занятиями в школе.

Меня иногда спрашивают, оправданы ли вложения в степень MBA? На мой взгляд, ответ однозначен - да. Для многих бизнес-школа становится мостиком в отрасль или компанию мечты. Для тех же, кто планирует остаться в той же компании и отрасли, в краткосрочной перспективе карьерный эффект от MBA возможно будет малозаметным, однако в долгосрочной перспективе шансы на продвижение к вершине карьерной лестницы становятся выше благодаря системности знаний и широкому кругозору, которые дает бизнес-школа.

В связи с этим, при поступлении на одногодичную программу требуется показать, что материал обязательных курсов Вы уже где-то изучали (при получении высшего образования, на каких-либо курсах и т. д.)

Наивысший возможный средний балл в США, означающий наличие максимальных оценок по всем предметам.

Комментарии Фейсбук Вконтакте