Отзыв об учебе в Kelley School of Business

Дата публикации 09.09.2015

Газиз Шаханов, программа full-time MBA, выпуск 2007 года

Газиз Шаханов, программа full-time MBA, выпуск 2007 года

Всем известно, что законодателями моды в деловом образовании, особенно в сфере традиционных двухгодичных программ МВА, являются американские бизнес-школы. Как правило, образовательные учреждения США тесно сотрудничают с компаниями, которые становятся для них источником практических знаний и навыков. Это объясняет мой выбор в пользу американских школ - и он кажется мне вполне естественным.

Географическое расположение учебного заведения не играло в моем случае существенной роли. Но все-таки я отдавал предпочтение университетам, находящимся в небольших городах с нежарким климатом. В мегаполисах стоимость жизни на порядок выше и очень много соблазнов, отвлекающих от учебы. Также я не слишком ориентировался на рейтинги, поскольку они дают только общее представление о школе. Тем не менее, важно, чтобы учебное заведение находилось на хороших местах во всех рейтингах - они обычно составляются по разным принципам, и высокая оценка по многим критериям обычно говорит о сильных позициях школы в бизнес-сообществе. В целом же неплохо понимать, как составляется каждый из них в отдельности, - это может пригодиться в понимании особенностей бизнес-школы.

Kelley School of Business, на мой взгляд, оправдала свое достаточно высокое место в рейтингах Business Week, US News и Wall Street Journal. Многие американские студенты утверждают, что ее уровень в действительности даже выше указанного. Kelley является очень сильной школой в сфере розничного маркетинга (consumer marketing). Кроме этого, она славится хорошим преподаванием бухгалтерского учета, операционного менеджмента и корпоративных финансов.

Бизнес-школа не очень большая, ежегодно она набирает около 200 человек. В ней царит дружелюбная и теплая атмосфера: студенты стараются помогать друг другу, а не конкурировать. При приеме слушателей большое значение придается таким качествам, как отзывчивость и умение ладить с окружающими. Само учебное заведение находится в небольшом городке Bloomington в штате Индиана, что, как я говорил, мне полностью подходит. Для слушателей, желающих сконцентрироваться на обучении, а также имеющих семью, Bloomington - идеальное место.

При поступлении я столкнулся с обычными проблемами. Времени на сбор документов ушло немного, поскольку почти все бизнес-школы принимают заявления через Интернет и до момента зачисления практически не требуют документов от государственных органов, предыдущих работодателей или с мест учебы.

Больше всего времени у меня заняло написание эссе и получение рекомендаций. Обычно для подготовки хорошего эссе необходимо не менее одного месяца. Кроме того, если вы хотите получить грамотную рекомендацию, то необходимо объяснить людям, ее дающим, что от них ожидают бизнес-школы. Стандарты написания подобных текстов в США и России очень сильно различаются, так что обязательно помогайте своему рекомендателю, стараясь не влиять на его мнение.

На подготовку к TOEFL у меня ушло 2 года, к GMAT - 6 месяцев. В целом же, время подготовки к специализированным экзаменам напрямую зависит от уровня владения иностранным языком. Я знаю случай, когда человек потратил на подготовку к тесту TOEFL всего одну неделю и получил 650 баллов с первого раза, что очень хороший результат. Трудности у большинства слушателей из России и стран СНГ вызывает вербальная, а не вычислительная часть GMAT, и я не был здесь исключением. Особое внимание я обращал на секции Reasoning (аргументация) и Reading (чтение). К секции Writing (письмо) я готовился не слишком тщательно, поскольку ее оценка не влияет на общий балл по экзамену. Кроме того, эта часть легче дается после подготовки к части Writing (письмо) теста TOEFL.

Я подавал заявление в четыре бизнес-школы и в общей сложности написал 12 эссе. Почти все темы были стандартными: «Почему вы хотите получить МВА?», «Почему для вас важно поступить именно в нашу бизнес-школу?», «Какие сложные этические ситуации были у вас в жизни?», «Каковы ваши профессиональные или академические достижения?» и так далее.

Мне было трудно написать про этическую дилемму, с которой я якобы столкнулся в жизни. Дело в том, что до бизнес-школы у меня просто не было таких ситуаций. Соответственно, мне требовалось превратить ординарную историю в трудную этическую проблему: где-то надо было приукрасить, а где-то недосказать.

В итоге я привел следующий пример. Когда я работал кредитным офицером банка, одним из его заемщиков была компания, которая занималась строительством и реконструкцией социальных объектов по заказу государственных органов. Компания была очень недисциплинированна в части предоставления и оформления документов, необходимых для открытия кредитной линии. Когда заемщик в очередной раз стал затягивать предоставление документов, я и мое руководство поставили условие, что следующий транш не будет выдан до устранения всех формальных нарушений. Все это происходило в разгар лета, когда компания старалась закончить реконструкцию двух школ к началу учебного года. Кроме того, транш должен был быть направлен на погашение задолженности по заработной плате рабочим, которые уже начали возмущаться таким положением дел.

Для того чтобы сделать из этой истории хороший пример этической дилеммы, я немного приукрасил напряженность по сдаче школ и степень недовольства рабочих задержкой зарплаты. Также я добавил, что моя позиция по устранению нарушений была жесткой, и не упомянул, что у заемщика были хорошие отношения с председателем правления нашего банка. В итоге, как мне кажется, получилась довольно интересная история.

Эссе я полностью писал сам, но давал посмотреть тексты двум знакомым из Казахстана, имеющим опыт написания эссе для поступления в бизнес-школу. Их советы и критика оказались неоценимыми. Кроме того, я обращался за помощью к носителю языка для проверки грамматики и корректировки структуры предложений.

Я проходил два интервью по телефону и одно очное собеседование с выпускником бизнес-школы, работающим в Казахстане. Конечно, у личного интервью есть множество преимуществ: например, несложно задать дружеский тон беседе и снять волнение, которое мешает сделать общение успешным. Кроме того, несмотря на то что представители бизнес-школ говорят об отсутствии предпочтения к тому или иному методу проведения собеседования, на мой взгляд, очное интервью свидетельствует о серьезности намерений поступить в конкретную школу, особенно если для этого нужно проделать долгий путь и понести какие-либо расходы. Как мне кажется, самый оптимальный метод интервью - это общение с выпускником, работающим в той же стране, что и вы (или соседней). Этот способ не связан со значительными затратами на перелет и проживание, но такое собеседование считается очным.

К интервью я подготовил ответы на все часто встречающиеся вопросы - их можно найти в Интернете или книгах о бизнес-образовании. Однако не стоит запоминать подробные ответы и машинально воспроизводить их на интервью - это превращает беседу в формальный обмен вопросами и ответами. Вместо этого я просто отметил, о чем я буду говорить, отвечая на тот или иной вопрос, и какой пример приведу. Такой подход помог мне, с одной стороны, чувствовать себя уверенно, а с другой - избежать «запрограммированности» и придать интервью характер интересной беседы. Неожиданных и сложных вопросов я не получал: все они были той или иной вариацией стандартных. Труднее всего было придумать хороший пример из жизни. Однако если заранее подготовиться и знать, как вы будете иллюстрировать ответы, то никаких проблем возникнуть не должно.

Как ни странно, после каждого интервью у меня было чувство, что все прошло хорошо и дорога в бизнес-школу мне открыта. Однако в результате далеко не все бизнес-школы приняли меня. Сейчас я понимаю, что после каждого собеседования нужно было внимательнее анализировать свое поведение и стараться готовиться к следующему интервью все лучше и лучше.

Для того чтобы понять свои карьерные перспективы после окончания школы, очень полезно предварительно пообщаться с ее выпускниками. В таких разговорах я считал важным спросить о том, насколько помогает школа в процессе поиска места стажировки и постоянной работы, что ожидают работодатели от слушателей школы и насколько сильно бывшие однокурсники поддерживают друг друга в трудоустройстве.

В основном интервью на кампусе бизнес-школы Kelleу проводят представители американских компаний, набирающие персонал в маркетинговые и финансовые подразделения. Обычно это компании, работающие с розничными потребителями, например Wal-Mart, Kellogg's, Procter&Gamble, Eli Lilly и другие. Также широко представлены традиционные производственные компании, такие как 3М, Pentair, Cummins и другие, и практически не встречаются инвестиционные банки. Поэтому студентам, желающим строить карьеру в сфере инвестиционного менеджмента и банкинга, не стоит полагаться на школу при трудоустройстве, хотя по уровню преподавания соответствующих дисциплин Kelleу не уступает ведущим учебным заведениям с финансовой направленностью.

Маркетинговая «ориентация» школы отражается и в количестве авторских методик обучения. Почти все профессора школы занимаются исследовательской деятельностью, и многие преподаватели являются авторами бестселлеров в таких областях, как управление продажами, операционный и производственный менеджмент, моделирование и предпринимательство.

Школа проводит множество мероприятий: бизнес-форумы, конференции, соревнования и т.п. Самыми значимыми, на мой взгляд, являются следующие.

Kelley Annual Business Conference. На конференции собираются топ-менеджеры крупных компаний, бизнесмены, профессора и студенты, которые обсуждают определенную тему. Мероприятие завоевало широкую популярность в США, и в 2006 году была проведена уже 60-я по счету Kelley Annual Business Conference. В настоящее время в конференции ежегодно принимают участие более тысячи профессионалов со всей страны.

The Velocity Conference. Ежегодное мероприятие, организуемое Kelley School of Business, которое проводится в партнерстве с другими ведущими университетами и ставит целью поддержать предпринимательскую карьеру слушателей. На конференции студенты могут встретиться и пообщаться с топ-менеджерами быстрорастущих компаний и другими успешными людьми.

Indiana Entrepreneurial Awards of Distinction (IEAD). Ежегодное награждение малых и средних компаний штата Индиана в таких номинациях, как быстрый рост, инновационность, социальная ответственность и т.п.

The Velocity Conference и IEAD помогают бизнес-школе оставаться одним из ведущих учебных заведений в сфере предпринимательства и поддерживать тесные отношения с компаниями. Это в конечном итоге способствует качественному проведению исследований в этой области и успешному трудоустройству выпускников.

Кроме того, бизнес-школа является участником весьма популярной среди слушателей программы обмена с ведущими европейскими и азиатскими учебными заведениями. Эта программа, давая студентам возможность познакомиться с разными странами, одновременно является отличным способом продвижения бренда школы по всему миру.

Важность установления связей и контактов с другими студентами я по-настоящему понял, только приехав в бизнес-школу. Здесь, в США, этому процессу уделяется очень много времени как необходимому инструменту построения успешной карьеры.

Школа превзошла мои ожидания по ряду аспектов. Во-первых, по вниманию к студентам со стороны профессоров: преподаватели всегда выделяют внеурочное время для личного общения со слушателями. Во-вторых, по организации знаний и интеллектуальному уровню студентов: несмотря на то что многие из них не имеют специального образования и большого опыта, они не только быстро учатся, но и привносят интересные идеи и решения при анализе бизнес-проблем. И в-третьих, меня приятно поразила технологическая оснащенность школы - одной из лучших в этом отношении в Америке.

Если говорить о том, что в школе можно улучшить, то я бы уделил внимание развитию менеджерских качеств слушателей, а именно усилил такие дисциплины, как поведение людей и организаций, построение эффективных команд и т.д. Впрочем, этот недостаток свойственен многим бизнес-школам, которые делают акцент на подготовке специалистов в какой-то узкой области, а не общем менеджменте.

Краткие факты о Kelley School of Business

  • Школа расположена в небольшом городке Блумингтон, в 45 минутах езды от Индианаполиса, столицы штата Индиана
  • Kelley входит в Indiana University, где учатся 37000 студентов, в том числе 3000 иностранных студентов из 120 стран мира
  • В Kelley работает специальная служба содействия иностранным студентам (The Office of International Services), в обязанности которой входит помощь в получении краткосрочных займов и оформлении виз для ближайших родственников поступивших студентов
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Spreadsheet Modeling for Finance, Spreadsheet Modeling for Marketing, Managerial Accounting, Information Systems in Modern Organizations, Corporate Governance, Academy Intensive, Career Track Briefing, Network Design and Management
  • Ежегодные поездки, связанные с развитием карьеры (career treks): National Black MBA Conference, National Hispanic MBA Conference, International MBA Conference, конференции по специальностям
  • Выпускники Kelley чаще всего находят работу в сфере маркетинга и продаж (37%), финансов (34%), консалтинга (14%), общего менеджмента (4%), управления персоналом (3%)
  • Сообщество выпускников Kelley включает 13639 человек и 48 клубов МВА в 12 странах мира
  • В Kelley есть более 20 студенческих клубов по профессиональным, региональным, социальным и религиозным интересам, в том числе спортивные команды по баскетболу, американскому футболу и софтболу
Комментарии Фейсбук Вконтакте