Отзыв об учебе в IMD

Дата публикации 09.09.2015

Андрей Баркин, программа full-time MBA, выпуск 2006 года

Андрей Баркин, программа full-time MBA, выпуск 2006 года

Когда около двух лет назад я принял решение претендовать на степень MBA ведущей мировой бизнес-школы, я остановился на IMD и подал документы только в Лозанну. Меня привлекло особое положение IMD в ряду других ведущих школ: их выпускники в подавляющем большинстве устраиваются на работу в банки и консалтинговые компании, а IMD нацелена на подготовку лидеров международного бизнеса и специализируется на практике управления. Это оказалось решающим фактором для меня как человека, перед бизнес-школой проработавшего пять лет в стратегическом консалтинге и финансах и желающего соответствовать по квалификации высшим руководящим должностям (в том числе в сфере реального производства). До поступления я в общей сложности свыше 10 лет проработал в компаниях, занимающихся оказанием профессиональных услуг, включая и время до прихода в консалтинг. И, соприкасаясь со своими клиентами, такими, как представители производственных компаний (а клиенты часто предлагают понравившимся им консультантам занять серьёзные управленческие должности в их организациях) я понял, что совершить подобный переход в моем случае - не самая тривиальная задача. Мой опыт работы воспринимался бы как недостаточно разносторонний для успешного руководства в реальном секторе.

 
Бизнес-школа IMD подошла мне именно по этому параметру: она не в такой сильной степени зависит от работодателей из консалтинга или от инвестиционных банков, а больше связана с производственным сектором. Исторически, как вы можете прочитать на сайте школы или в любом другом справочном материале, IMD основали представители крупных мировых компаний: Nestle (мировой лидер по продуктам питания) и Alcan (одна из крупнейших алюминиевых компаний мира). Так что наша школа закладывалась как кузница кадров высшего уровня для реального сектора, будь то потребительские товары, высокотехнологичное оборудование или нефтегазовая промышленность. Процесс трудоустройства слушателей переходит в активную фазу летом (учебный год в IMD начинается в январе и заканчивается к декабрю). Центр по развитию карьеры очень грамотно мотивирует студентов: его представители встречаются с ними буквально в первые дни учебы и объясняют, как расставлять приоритеты. Несомненно, в первую очередь, нужно уделять внимание скомпонованным учебным курсам, изучению себя и повышению собственного потенциала, но, в то же время, уже с самого начала нужно проводить мониторинг рынка труда, готовясь к поиску работы. Доля того времени, которая связана с трудоустройством, должна непрерывно нарастать по мере продвижения обучения. Таким образом, хочу просуммировать своё ощущение от IMD как от «бутика» в мире бизнес-образования - (1) преимущество в лидерстве, в возможности проработать свои лидерские качества и (2) преимущество в международном характере образования, в готовности соответствовать вызовам все более единого, но при этом всё более сложного и многоликого, многокультурного мира.
 
На мой взгляд, главное, что школа мне дает - это баланс между опытом в сфере бизнес-услуг и реальном секторе. Все профессионалы в консалтинговых компаниях могут рассчитывать вырасти до уровня партнёра. Мне, исходя из моих сильных сторон, ценностей и амбиций, хочется открыть для себя ещё более широкое пространство возможностей, с тем, чтобы претендовать, например, на уровень руководителя бизнеса в международной организации, отвечая за определенную страну или регион.
 
Лично мне, пожалуй, больше всего запомнился учебный блок, посвященный лидерству. В нем неразрывно переплетались познание себя (в том числе, работа с психоаналитиками, которой отводится своя роль) и проявление лидерства во взаимодействии с другими людьми в рамках тех или иных коллективов. В IMD основываются на том, что решения в современных организациях принимаются чаще всего узкими группами лиц: советом директоров или правлением компании, проектной группой и т.д. Вот именно в этой обстановке, в так называемой малой группе, и целесообразно проявить и развивать свои лидерские качества. Все (или почти все) проекты надо выполнять не индивидуально, а в коллективе, и защищать свои решения перед однокурсниками. Вначале такая ориентация на взаимодействие, лишенное иерархии, механизмов принуждения и прочих типовых приемов вроде голосования, удивляла. Но у каждого слушателя есть выбор - привыкнуть быть постоянно на виду, работать с учетом тактики окружающих. Группы, как и весь класс, состоят из людей разного психологического склада и постоянно меняются по составу, что позволяет научиться проявлять лидерские качества в разных коллективах. У этого направления в IMD есть куратор - это Джек Вуд (Jack Wood), который посвятил свою карьеру изучению лидерства и того, как оно проявляется в малых группах.
 
В рамках первой части обучения и курса «Предпринимательство» мы также оказывали поддержку начинающим швейцарским компаниям и предпринимателям. Нашему курсу досталось около дюжины фирм, среди которых были и те, «активы» которых состояли из двух-трех учредителей и небольшого капитала. Мне и моей группе посчастливилось работать с руководством небольшой компании, которая уже накопила примерно пятилетний опыт разработок, команду своих специалистов, но не вышла на коммерческие продажи. Сейчас, по окончании летних каникул, у нас начинается практика нового типа - каждая группа будет работать над своим международным консалтинговым проектом с одной из крупных глобальных компаний. Я не скажу нового, если подчеркну, что MBA класс в IMD (90 человек) - один из самых маленьких в мире. Это сделано для того, чтобы мы могли досконально узнать друг друга, буквально каждого слушателя. В этом году в классе представлено беспрецедентное количество национальностей, а именно, 45. Русских четверо, еще один слушатель - из Молдовы.
 
Не могу не отметить уровень работы приемной комиссии IMD. Поскольку мои сокурсники - «штучный товар», их отбор - дело весьма тонкое, и приемная комиссия с блеском с ним справляется. Высокомерные, замкнутые люди, равно как и другая крайность - конформисты, в IMD практически не попадают. Надо сказать, что, отбирая слушателей, школа обращает не самое большое внимание на GMAT: средний балл школы по этому тесту не впечатляет запредельными цифрами, тем более по сравнению с коллегами IMD по образовательному цеху, сделавшими ставку именно на этот показатель. Я, например, поступил не за счет своего высокого балла GMAT. Причина такого подхода в том, что корреляции между высоким результатом таких тестов и лидерством пока не обнаружено. Напротив, бытует мнение, что люди с очень высоким GMAT хороши на аналитической поддержке, что не совсем в русле IMD, готовящей менеджеров для «глобального завтра». Это люди с разнообразным опытом: членов приемной комиссии интересует, в каком количестве стран человек успел побывать, поработать, и что он из этого вынес. Школа полагает, что человек, который рос и работал только в одной культурной среде, иногда может меньше дать своим одноклассникам.
 
С этим связан один существенный недостаток многих нынешних абитуриентов из России: отсутствие международного опыта. Он закономерен: ведь последние семь лет в России происходит непрерывный рост рынка труда. Конечно, в таких условиях сейчас российскому профессионалу очень трудно оставить страну. Но я хочу сказать, что, оставаясь здесь и выигрывая краткосрочно, руководствуясь немедленными финансовыми соображениями, можно поставить под сомнение свое долгосрочное профессиональное будущее, если оно будет определяться международными корпорациями. Чтобы не ошибиться с выбором слушателей, IMD и проводит такой индивидуальный отбор. Для того чтобы поступить, нужно приехать в Лозанну, где в течение одного дня пройти самые разнообразные собеседования. Интервью - самый важный элемент процесса поступления. Можно подготовить рекомендателям «рыбу» текста, заказать написание эссе кому-то другому, но собеседование можно проходить только самому. Меньше половины студентов, которые приезжают на интервью в IMD, получают приглашение учиться.
 
Напоследок немного о личном опыте поступления. Приемная комиссия IMD не ставит себе целью приглашать большое число студентов с опытом в стратегическом консультировании - я практически единственный на курсе, у кого есть такой профессиональный опыт. У нас важно быть единственным по каким-либо показателям - и быть успешным в этом - с тем, чтобы оказаться в состоянии поделиться чем-либо ценным со своими однокурсниками. Кроме того, я окончил физфак МГУ в очень молодом возрасте. Не буду расстраивать читателей упоминанием о стоимости жизни в Швейцарии, хотя наиболее дорогие московские магазины уже обгоняют местные по уровню цен; однако, хочу сказать, что школа помогает с арендой квартиры в Лозанне, и, снимая однокомнатную квартиру-студию, реально уложиться в 700-800 швейцарских франков (600-700 долларов) аренды в месяц. Это вполне удобный вариант, если человек приехал без семьи.

 

Краткие факты о IMD

  • Школа расположена в Швейцарии, на берегу Женевского озера
  • В школе имеется налаженная система поддержки семей слушателей МВА (Partner Program) и собственный детский сад
  • В процессе поступления большое внимание уделяется обязательному собеседованию, во время которого кандидаты проводят пятиминутную презентацию на заданную тему и решают мини-кейсы
  • Один из курсов по выбору в IMD предполагает серию индивидуальных занятий с психоаналитиком, которого можно выбрать из одобренного администрацией списка. Слушатели получают учебные баллы, если посещают все назначенные с психоаналитиком встречи
  • Деятельность каждого из участников программы постоянно оценивается по нескольким критериям: участие в классной работе, командных проектах, проведении устных презентаций, сдача официальных экзаменов
  • Курсы по выбору: Financial Markets, Organizational Culture, Marketing in Emerging Markets, Knowledge Management
  • Среди самых активных работодателей: McKinsey, Merloni, Samsung Global Strategy Group, Hilti, Novartis International AG, Shell International, Nokia, GE Capital Bank, Argentina Microfinance
  • Выпускники IMD чаще всего находят работу в сфере общего менеджмента (48%), консалтинга (21%), финансов (12%), маркетинга и продаж (5%), процессов и логистики (3%), управления персоналом (3%), управления информационными системами (2%)
  • Сообщество выпускников IMD насчитывает 2474 человека и 43 клуба в 33 странах мира
Комментарии Фейсбук Вконтакте