Отзыв об учебе в IESE

Дата публикации 09.09.2015

Дмитрий Кожин, программа full-time MBA, выпуск 2005 года

Испанская бизнес-школа IESE – это мое второе знакомство с программами МВА. Дело в том, что годом раньше я поступал в американские школы и успешно прошел в бизнес-школу Kennan Flagler Университета Северной Каролины. К сожалению, получить визу не удалось: мне открыто объяснили, что опасаются моей возможной иммиграции в США на постоянное место жительства.

В результате я принял решение учиться в европейской школе. На мой взгляд, во второй раз на порядок легче поступить в какое бы то ни было учебное заведение. Весь процесс поступления в IESE прошел относительно легко. Выбирая школу, я, прежде всего, ориентировался на двухлетнее бизнес-образование. На мой взгляд, годичная или девятимесячная программа вроде той, которую предлагает INSEAD, слишком короткая. При таком раскладе, как мне кажется, должно страдать качество либо образования, либо жизни. Поэтому, рассмотрев все за и против, среди европейских школ я выбрал две – IESE и LBS, причем IESE поставил на первое место. Во многом эти учебные заведения похожи – и по составу студентов, и по общему духу, хотя и имеют несколько отличную методику обучения. Однако стоимость жизни в Лондоне в среднем в два-три раза выше, чем в Барселоне. При этом Барселона для студента выглядит даже привлекательнее – море, солнце... Не лишней оказалась и возможность выучить «по ходу дела» испанский язык.

В IESE очень сильна международная составляющая. Школа ищет людей, открытых другим культурам, и этой темы вполне можно коснуться во вступительном эссе. Другой выигрышный ход – любовь к активному времяпрепровождению, так как IESE славится спортивными достижениями и старается всячески поддерживать соответствующие традиции.

В барселонской IESE нет кампуса в привычном понимании, как, например, в американских университетах. Все слушатели живут непосредственно в городе, где снимают квартиры – обычно одну на трех-четырех человек. Это получается довольно дешево, и можно выбрать жилье на любой вкус – в центре города, рядом с морем либо на холмах рядом со школой. Территория самой бизнес-школы очень живописна, единственное, немного тесновата. Администрация IESE сейчас старается решить этот вопрос путем перевода программ executive education в новый корпус, строительство которого заканчивается в 2006 или 2007 году. Пока же, когда слушатели программ full-time и executive MBA учатся в одном здании, порой довольно трудно найти свободную комнату, чтобы, например, поработать над командным заданием. Как и во многих других бизнес-школах, в IESE большое внимание уделяется командному взаимодействию. В первый год обучения весь поток слушателей делится на группы по 8-9 человек, и каждый день как минимум один час (обычно с 8.30 до 9.30) отдается на такой вид работы.

Во время обучения в IESE я специализировался на общем менеджменте (general management) и предпринимательстве (entrepreneurship) – это дисциплины, которые считаются «коньком» барселонской школы. Для меня было важным и то, что развитию soft skills в IESE уделяется достаточно много времени – около 15% на первом курсе.

В IESE преподаватели скорее практики, чем теоретики. Среди профессуры были люди, известные на европейском уровне, например Педро Нуэно (Pedro Nueno), президент крупной предпринимательской ассоциации, или специализирующийся на маркетинге Хосе Луис Нуэно (Jose Luis Nueno), входящий в совет директоров доброй дюжины крупных европейских компаний. Самым же популярным среди студентов преподавателем был Роб Джонсон (Rob Johnson), имеющий личный опыт запуска нескольких очень успешных венчурных проектов. Конечно, IESE – не Chicago Business School, в которой преподают пять нобелевских лауреатов. В целом же, в Соединенных Штатах сильнее развита теоретическая составляющая – профессора американских бизнес-школ имеют больше публикаций и постоянно принимают участие в научных исследованиях. Те из моих однокурсников, кто ездил в Америку по обмену, а также студенты, приехавшие к нам по обмену, практически единодушно отмечали, что профессора с мировым именем очень часто рассматривают преподавание далеко не как приоритетное направление деятельности, а «делают имя» за счет публикаций. В IESE все иначе: здесь существует разумный баланс между научной работой и личным общением со слушателями.

Учиться в IESE, как, наверное, и в любой бизнес-школе, сложно. Даже студентам, работавшим до поступления в инвестиционных банках или в консалтинговых компаниях на должности аналитика и, в принципе, привыкшим к напряженному графику и постоянной нехватке времени, приходилось порой туго в первые месяцы учебы. Слушателям, такого опыта не имеющим, было тяжело вдвойне. Давление усугубляет и тот факт, что в IESE существует теоретическая возможность исключения. Такая же практика, к примеру, есть и в Harvard BS. Около 2% слушателей первого года и 1% – второго отсеивают за низкую успеваемость. Ко последнему семестру первого года обучения страх перед исключением появляется примерно у половины курса. С одной стороны, дополнительный стресс неприятен, но с другой – это серьезный стимул к усиленному изучению материала. При исключении деньги за первый год обучения не возвращаются, но практически всегда школа оставляет возможность слушателю вернуться в бизнес-школу через год или два. Я считаю такую систему правильной, так как она позволяет школе поддерживать у слушателей высокий уровень мотивации.

Что касается распорядка дня, в первый год студенты учатся пять дней в неделю, с 8.30 до 15.00. Затем, по желанию, еще в течение одного часа можно изучать испанский язык. Домашние задания выполняются по-разному: некоторые слушатели предпочитают оставаться после учебы на кампусе, другие берут домой. После учебы я всегда уходил домой и спал около часа – у меня была сиеста. Я вообще старался делать домашнюю работу утром, часов с четырех-пяти, хотя обычно так никто не поступает. На внеклассные задания требуется от трех до шести часов в день. Три – это необходимый минимум, ну а шесть часов нужно для выполнения всех задач «на совесть». В выходные студенты обычно работают над долгосрочными проектами, часто требующими интенсивной работы в группе. Обычно учебные дела занимают все время до девяти вечера, а с девяти до позднего вечера слушатели школы участвуют в культурной жизни. Я, конечно, тоже был вовлечен в нее, но так как мне надо было вставать рано утром, развлечениям я посвящал далеко не каждый вечер.

Как уже говорилось, IESE гордится спортивными достижениями. Например, в последние три года (2003-2005) команда IESE выигрывала студенческую олимпиаду, организуемую в Париже школой HEC, – даже несмотря на то что в IESE учится относительно небольшое число слушателей. На базе IESE проводится мировой гольф-турнир бизнес-школ, в котором два года назад школа заняла первое место. Из других внеклассных мероприятий можно отметить ежегодную ярмарку Multi Culti, на которой слушатели из разных стран представляют собственный стенд с национальной едой и напитками и устраивают культурную программу. У нас была, скорее, «постсоветская» вечеринка, в которой принимали участие жители бывшего СССР и русскоговорящие граждане Америки и Израиля. А в неофициальном порядке, различные национальные вечеринки устраивались едва-ли не раз в неделю. Например, студенты из Германии каждую зиму устраивают глобальную глинтвейн вечеринку. Студенты из ЮАР жарят национальные барбекю – брайи... А наш «Клуб любителей сигар» устраивал раз год зажигательную кубинскую фиесту, при том что кубинских студентов среди нас не наблюдалось!

IESE предлагает программы обмена со многими ведущими бизнес-школами мира; также довольно просто можно получить возможность пройти стажировку в бизнес-школах Китая (кстати, это очень популярно), Мексики, Бразилии, Аргентины, Европы. Есть у IESE и программы обмена абсолютно со всеми ведущими американскими бизнес– школами, кроме тех у кого вовсе нет программ обмена (Harvard и Stanford). Многие слушатели рассматривают стажировки как отличный способ посмотреть мир и изучить культуру других стран. Сам я в программах обмена не участвовал, потому что, во-первых, опасался нового отказа в выдаче визы в США, а во-вторых, хотел оставить осенний семестр второго курса для поиска работы. В среднем из 210 слушателей курса в обменных программах участвуют 80-90 человек, то есть практически все желающие.

Летнюю практику я проходил в McKinsey, но еще до нее знал, что вряд ли буду работать в этой компании. Я хотел вернуться домой, а консалтинговая работа в России предполагает очень много командировок и выездных заданий в удаленных регионах. Возможно, если бы мне было 25-26 лет, то такой стиль жизни и подошел бы мне, однако в возрасте за 30 приоритеты уже другие. Жить только работой, наверное, не совсем правильно...

Если после окончания бизнес-школы слушатель хочет остаться в Европе, то он вполне может это сделать. Выпускникам IESE проще всего получить высокооплачиваемую работу в Лондоне, в консалтинговых компаниях или в ведущих инвестиционных банках. Вакансий на данный момент достаточно много, и работодатели в целом хорошо относятся к соискателям c дипломом барселонской школы – в особенности это относится к инвестиционным банкам. В Лондон уезжают примерно половина русскоязычных слушателей, другая половина возвращаются в Россию. Существуют и другие варианты трудоустройства, но обычно они предполагают более низкие зарплаты. Например, я получал предложения по работе в Испании, но оставшись в этой стране, я сильно проиграл бы по деньгам. Проучившись в Европе, получить работу в США, не имея американского гражданства, практически нереально. Поэтому я принял решение вернуться в Москву.

До поступления на программу МВА я окончил РЭА имени Плеханова, после этого работал в компании Dealine (дочерняя компания IBS), а затем – в IBM. В настоящий момент работаю в крупной транснациональной компании на позиции, объединяющей функции маркетинга и бизнес-девелопмента. Будучи достаточно рискованным человеком я планирую открыть собственный бизнес, как только выплачу с долгами за обучение.. Такое желание возникает у многих слушателей МВА. По статистике, около 40% выпускников школ с выраженной ориентацией на предпринимательство (например, Harvard BS и IESE) открывают собственное дело в течение трех лет с момента получения диплома. Тем, кто собирается это сделать, обучение на программах МВА может оказаться чрезвычайно полезным. Оно позволяет понять сущность экономических процессов и научиться видеть перспективы бизнеса с разных сторон. К тому же можно узнать много новой практической информации о развитии компаний в разных странах в интересной вам отрасли.

Я считаю, самое главное, что дает МВА, – это личное развитие. Никто из нас не идеален, у всех есть свои сильные и слабые стороны. Бизнес-школа позволяет нивелировать недостатки и развить сильные качества. Постоянное общение с яркими, успешными и умными людьми, необходимость решать новые для себя задачи, взаимодействие с представителями разных культур дают возможность выйти на новый уровень развития. Бизнес-школа также дает лучшее понимание собственных потребностей в жизни и того, чем человек сможет успешно заниматься в будущем.

Краткие факты о IESE

  • Один из кампусов IESE расположен в Барселоне (full-time MBA, Global Executive MBA, программы executive education), другой – в Мадриде (Executive MBA, программы executive education).
  • Школа не располагает собственным общежитием, но оказывает содействие в поиске жилья, стоимость аренды которого составляет порядка 600 евро в месяц.
  • Если подавать заявление через онлайн-систему Princeton Review/Embark (https://apply.embark.com), то взнос за его рассмотрение составит 130 долларов. Заявление, присланное в бумажном виде, обойдется в 250 евро.
  • Система оценок в IESE предусматривает ранжирование всех слушателей: 15% лучших от общего числа получают «A», 75% – «В», оставшиеся 10% – «С».
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Customer Equity, Dynamic Pricing and Revenew Management, Ethics in Marketing, Industrial Marketing, Interpersonal Management, Religious Traditions in Business, Competitive Dynamics: The rise and fall of competitive Advantage, Sociedad y Cristianismo, Fundamental Analysis, Diplomacy and the Art of Management. Всего школа предлагает 75 курсов по выбору.
  • Ежегодно 60 слушателей IESE MBA на конкурсной основе получают возможность в течение одного семестра учиться в одной из школ-партнеров IESE: Berkeley, CEIBS, Chicago, Columbia, Cornell, Darden, Duke, HEC/ISA, IAE, IME, INCAE, IPADE, Kellogg, LBS, Michigan, MIT, NYU-STERN, RSM, Tuck, UCLA, UNC, Western Ontario, Wharton.
  • Преподавание ведется на двух языках: английском и испанском. Слушатели могут совершенствовать знания обоих языков в течение всего курса обучения. Знание испанского для поступления не обязательно. Все иностранные слушатели до начала занятий проходят интенсивный четырехнедельный языковой курс.
  • Выпускники IESE чаще всего находят работу в сфере консалтинга (32%), маркетинга и продаж (25%), финансов (21%), управления процессами и логистики (8%), общего менеджмента (7%).
  • Сообщество IESE Alumni включает 4912 выпускников и 23 клуба МВА в 88 странах мира.
  • Среди самых активных работодателей выпускников IESE: McKinsey, CELSA, Bain & Company, Johnson & Johnson, Morgan Stanley, A.T. Kearney, Lehman Brothers, Santander Central Hispano, Affinity Petcare, Booz Allen & Hamilton.
  • В IESE действуют более 30 студенческих клубов по профессиональным, региональным, социальным и религиозным интересам, в том числе спортивные команды по футболу, регби, лыжному спорту, волейболу, легкой атлетике, сквошу, гольфу и т.д. Спортивные мероприятия: Spring Fling (Барселона), Paris Olympics, Ski Competition (проходит в Dartmouth, USA), Golf Challenge.
Комментарии Фейсбук Вконтакте