Отзыв об учебе в Instituto de Impresa

Дата публикации 09.09.2015

Глеб Рыбушкин, программа full-time MBA, выпуск 2005 года

До поступления в бизнес-школу я работал в авиации. Практически все население авиационного поселка под Магаданом, где жила моя семья, включая родителей, так или иначе было занято в аэропорту. Поэтому единственное, что я выбирал после школы, – в какой из авиационных вузов Советского Союза поехать учиться. В итоге я окончил Киевский институт гражданской авиации, и после двух лет работы в Магаданской авиакомпании «МАВИАЛ» в 1995-м прошел годичную программу «Авиабизнес» Высшей коммерческой школы в Москве, которая готовила представителей авиакомпаний для работы за границей. Мне было 23 года, и я был моложе всех своих однокурсников. Этот курс, пожалуй, стал для меня своеобразным аналогом программы МВА. Где-то в 1998 году я узнал от знакомого о программах бизнес-образования. Я начал посещать выставки, посвященные выбору программы МВА, собирать материал о бизнес-школах и расспрашивать знакомых. К 2003 году, уже имея за плечами десятилетний опыт работы в компаниях «Магаданские авиалинии», «Истлайн», «Сибавиалинии», «Красэйр», я принял решение не откладывать учебу. На тот момент мне исполнилось 30 лет.

Нет идеальной бизнес-школы для всех – надо выбирать то, что наиболее подходит непосредственно вам. И здесь очень важно правильно определить собственные критерии этого отбора.

Так как я работал в основном с европейскими странами, то в первую очередь меня интересовали учебные заведения в этом регионе. Другие факторы, которые были для меня важны, это интернациональный состав слушателей и годичная программа. До 80% студентов ведущих европейских школ приезжают из других государств. Желание выучить еще один широко используемый в мире язык (помимо английского), например немецкий, французский или испанский, также было дополнительным аргументов в пользу европейской программы. В Германии пока нет сильных бизнес-школ с известным именем, поэтому в моем списке остались Испания, Франция и Швейцария. Далее, следуя методом исключения и доверяя собственной интуиции, я остановился на испанской Instituto de Impresa.

Наиболее важным элементом поступления было собеседование. Можно сказать, что по «точным показателям» (GMAT, TOEFL) учебному заведению подходят очень многие абитуриенты, но окончательный выбор приемной комиссии определяется именно на интервью. Когда я готовился к поступлению, на одной встрече абитуриент задал профессору IE вопрос о собственных шансах на зачисление и получил ответ: «Либо 100%, либо 0%». Школы обычно специализируются на каких-то направлениях, и это нельзя не учитывать при подаче документов. Instituto de Impresa тоже выбрала свой путь – предпринимательство.

Обычно считается, что предприниматель – это человек, который владеет собственным бизнесом. В Instituto de Impresa полагают по-другому: это тот, кто иначе относится к инновациям. А применяет он это в собственном бизнесе, или работая в огромной корпорации, абсолютно не важно. Предприниматель знает те же факты о прошлом и настоящем, что и все другие, но отличается собственным видением будущего. Например, еще несколько лет назад считалось, что продавать чистую воду в бутылках – абсолютно бесперспективное занятие, а сегодня этот бизнес поставлен на широкую ногу. Предприниматель должен уметь предвидеть, что произойдет в дальнейшем и как изменятся потребности рынка. Соответствующие качества обязательны для слушателей Instituto de Impresa, и приемная комиссия старается выявить именно их. Если абитуриент обладает такими характеристиками, то они обязательно проявятся в разных аспектах: достижениях, манере поведения, неформальном общении.

Учеба в Instituto de Impresa отнимает сумасшедшее количество времени: домой я приходил только поздно вечером, а еще надо было делать какие-то задания. Ежедневный объем материала для изучения – 60–70 страниц текстов кейсов на английском языке, которые нужно не только прочитать и понять, но и проанализировать. До этого я никогда не общался по-английски круглосуточно, а здесь пришлось и слушать, и говорить, и писать. Зато теперь любое общение на английском языке не представляет для меня особых сложностей.

Кроме того, в Instituto de Impresa я, как и собирался, выучил испанский язык. В самом начале обучения (сентябрь-ноябрь) в бизнес-школе проходит интенсивный языковой курс. На момент поступления я не знал ни слова по-испански, а к моменту получения диплома умел не только объясняться на бытовом уровне, но и использовать бизнес-лексику (в школе я даже прослушал один предмет исключительно на испанском языке). На сегодняшний день я не пользуюсь испанским, но уверен, что в будущем он обязательно пригодится. Кстати, зная испанский на нынешнем уровне, я немного понимаю и французский.

В Instituto de Empresa преподаются и точные науки (экономика, финансы, бухучет), и так называемые soft skills: переговорные навыки, лидерство, управление персоналом, предпринимательство. По этим дисциплинам Instituto de Impresa занимает очень высокие места в рейтингах, обгоняя многие другие известные учебные заведения.

На мой взгляд, главное, что развивает программа МВА, – это soft skills. Знанием точных наук сегодня никого не удивишь, и в ряде стран в том же объеме, что и в бизнес-школе, они преподаются в рамках первого высшего образования. И чем дальше, тем больше рутинной работы будет автоматизировано, но истинное управление все так же будет определяться качествами человека. Один из классических примеров – отличие между менеджером – руководителем, обладающим формальной властью над своими подчиненными, и лидером – человеком, не обязательно обладающим атрибутами формальной власти, умеющим вдохновить сотрудников на эффективную работу. Когда менеджер является лидером, это и есть искомая комбинация. Программы МВА позволяют развить качества и первой, но самое главное, второй группы.

После окончания МВА я начал работать в западной авиационной компании. В принципе, я мог бы как большинство выпускников ведущих бизнес-школ выбрать банк или консалтинговую компанию, но школа научила превращать в преимущества свои уникальные отличия от других. Все таки комбинация MBA и 10-летнего опыта работы в авиации встречается достаточно редко, что автоматически приводит к идеальной для выпускника бизнес-школы ситуации: спрос на таких специалистов существенно превышает предложение.

Многие пытаются оценивать программу МВА только с финансовой точки зрения – как быстро она окупится. В большинстве случаев в таких расчетах не учитываются долгосрочные инвестиции в себя – это изменение мировоззрения, повышение самооценки и развитие soft skills, ведь коллеги и партнеры все равно будут оценивать вас по реальным результатам, а не наличию диплома МВА.

Краткие факты об Instituto de Empresa

Школа расположена на одной из главных улиц Мадрида, в 15 минутах езды от аэропорта Barajas и в 10 минутах – от вокзалов Atocha и Chamartin, в самом центре финансового района Barrio de Salamanca.

Сообщество выпускников IE насчитывает 30 тыс. человек в 85 странах мира.

В ходе программы слушатели могут учить испанский язык. Язык обучения – английский, но некоторые из курсов по выбору проводятся на испанском.

В своей компании выпускники IE работают в области консалтинга (19%), маркетинга и продаж (19%), общего менеджмента (16%), финансов (16%), стратегии/развития бизнеса (15%).

Команды IE принимают участие в чемпионатах по футболу (Мадрид), верховой езде (Марокко), соревнованиях по гребле, парусным гонкам и гольфу (Испания).

Комментарии Фейсбук Вконтакте