Отзыв об учебе в Harvard Business School

Дата публикации 09.09.2015

Илья Бровин, программа full-time MBA, выпуск 2006 года

Илья Бровин, программа full-time MBA, выпуск 2006 года

Для рассказа об обучении в Harvard Business School сейчас довольно необычное время – с одной стороны, все еще свежо в памяти, а с другой – у меня еще не было времени осознать, чему же я здесь научился, и испытать это в жизни. Однако по порядку.

Поступление.

Я поступил в Harvard Business School (HBS) в 2004 году, спустя год после окончания факультета экономики ГУ-ВШЭ в Москве. К тому моменту я уже почти три года (начиная с четвертого курса) проработал в инвестиционно-банковском департаменте компании «Тройка Диалог». В отличие от 1998–1999-х годов, ситуация на рынке не вынуждала меня срочно отправляться на учебу, но я сам решил, что пора. Мысль получить западное бизнес-образование возникла у меня достаточно давно, но относительно конкретных сроков я сомневался. Посещая выставки и презентации бизнес-школ, я задавал всем вопрос об оптимальном времени поступления. Самый правильный, хотя и немного обескураживающий ответ, мне дал представитель школы Wharton: «Когда вы считаете, что готовы к этому». И вот в 2003 году я почувствовал, что уже хочется сделать шаг вперед.

С самого начала я был нацелен на американские программы, хотя рассматривал и вариант поступления в INSEAD (мне нравилось расположение этой школы). Я хотел учиться на двухгодичной программе: задачи получить диплом с минимальными затратами у меня не было, даже напротив – мне хотелось учиться без спешки и полностью насладиться этим опытом. В начале процесса выбора школы явным фаворитом была Wharton, однако кроме нее я подал документы еще в пять ведущих американских бизнес-школ: Chicago GSB, Columbia, Harvard, Stanford и Stern. Я считаю, что если уж посвящать два года учебе, то нужно выбирать только лучшие бизнес-школы. Кроме того, здесь справедливо утверждение про замкнутый круг – выпускниками лучших школ интересуются больше работодателей, а значит, можно найти более высокооплачиваемую работу и, следовательно, получить кредит на обучение тоже проще. У Harvard Business School есть договоренность с банком Citibank, согласно которой любой принятых кандидат может получить кредит на 15 лет под низкий процент. Этой суммы будет достаточно для покрытия всех расходов на обучение и проживание. Так что экономить на получении бизнес-образования не стоит – выйдет дороже.

Подготовку к поступлению я начал поздно, в сентябре, при том что в середине октября заканчивается первый раунд приема заявок. Сначала я сдавал тесты, параллельно отправлял людям, согласившимся написать рекомендации, вопросы и собирал документы. Мой совет: постарайтесь сдать тесты как можно раньше, чтобы к моменту написания эссе вы уже не беспокоились о них. Я, например, хотел подать документы во втором раунде (в январе), но из-за того что пришлось пересдавать GMAT, на подготовку хорошего эссе у меня не оставалось времени и подачу документов пришлось отложить до третьего раунда. При подготовке к сдаче GMAT я пользовался книгами издательств Princeton Review и Barrons. Первые помогают привыкнуть к формату экзамена, а вторые дают глубокий анализ самих вопросов. Книги Princeton Review и Barrons отлично дополняют друг друга.

Самый важный элемент поступления – это написание эссе, и лучше потратить на них максимально времени и сил. Идеально, если у вас, как это было в моем случае, есть хороших друг, получивший диплом МВА и помогающий с редактированием эссе. Однако писать эссе лучше самостоятельно. Во-первых, вы знаете о себе гораздо больше, чем другие, во-вторых, проходить интервью с представителями школ все равно придется вам, а в-третьих, винить в случае неудачи останется только себя. В конце концов, такая работа позволит задать себе самому важные вопросы и попробовать на них ответить. Как говорят в Harvard Business School, правильных ответов нет, зато есть неправильные. Несмотря на то что в некоторых моментах эссе многих абитуриентов похожи друг на друга, слухи об «одинаковости» студентов сильно преувеличены. У всех студентов Harvard Business School очень разные предыстории, а значит, нет типового эссе, которое гарантировало бы поступление.

Примерно так же я подошел и к подготовке рекомендаций, попросив двух человек написать письма во все школы и подключив третьего в случае, когда потребовалось дополнительное письмо. Они искренне желали мне помочь и хорошо знали, что такое западное бизнес-образование. Я был в курсе содержания всех рекомендаций, но моя роль сводилась в основном к фактологической проверке написанного. Поэтому главной задачей было вежливо следить за сроками написания рекомендательных писем.

На собеседование меня пригласили все школы, за исключением Stanford GSB. Интервью в четырех случаях проводили выпускники учебных заведений, работающие в Москве, а в пятом (Harvard Business School) оно состоялось по телефону. Оба способа имеют свои преимущества и недостатки, но телефонное собеседование в целом мне показалось более объективным. Сотрудники приемной комиссии проводят огромное количество собеседований и могут сравнить абитуриента с другими кандидатами, что сложнее сделать выпускникам. В итоге, в желанную школу Wharton я не попал, но был принят в Harvard, куда и поехал с удовольствием.

Школа и учеба.

Сразу могу сказать, что Harvard оправдала большинство моих надежд и превзошла большую часть ожиданий. Когда я писал эссе, я достаточно долго изучал материалы сайта школы и знал, что главный акцент в Harvard делается на общем менеджменте, что здесь уделяют много внимания воспитанию лидерских качеств и что в учебном процессе 100% времени уделено разбору кейсов. Но пока не начались занятия, значения этих слов я не мог понять полностью.

Метод кейсов подразумевает отсутствие лекций и семинаров – вместо них все время отводится обсуждению заранее прочитанных кейсов (необходимо читать по 2–3 кейса в день, каждый размером в 10–15 страниц). Что дает такой формат? Как минимум, он требует от всех студентов постоянных: а) присутствия, б) готовности и в) участия в дискуссии. Таким образом, нельзя ни пропускать занятия, ни молчать на них. Это отразится и на оценках, но главное, вы сами почувствуете себя некомфортно. Насколько мне известно, уровень активности и вовлеченности студентов в учебный процесс в Harvard значительно выше, чем в других школах. Соответственно, такой формат и метод создают уникальную атмосферу.

Моим главным опасением, пожалуй, было, что в бизнес-школе придется прослушать ряд стандартных бизнес-дисциплин (вроде финансов, маркетинга и т.д.), которые, как в случае с лекционным обучением, связать друг с другом своими силами будет очень сложно. Однако все оказалось наоборот: обучение полностью подчинено необходимости принятия практического решения. Разбирая кейс, очень важно понять, какие последствия принятое решение будет иметь в разрезе разных дисциплин, а не только той одной, которую мы изучаем в данный момент. Таким образом, через множество кейсов в Harvard студенты учатся рассматривать проблему комплексно, учитывая все взаимосвязи. В этом и состоит, как мне кажется, философия общего менеджмента в отличие от функционального или специализированного подхода других школ.

В Harvard не стремятся вырастить руководителей, глубоко знающих только одну область. Поскольку ключом к эффективному управлению является целостный анализ ситуаций и принятие решений на его основе, то здесь все время заставляют думать о них с точки зрения человека, ответственного за решения на самом высоком уровне. Постепенно приходит понимание, что для этого необходимо нечто большее, чем просто анализ и хорошее изучение контекста. Надо уметь сделать так, чтобы эти решения были воплощены в жизнь и люди, вовлеченные в их реализацию, сделали все возможное для достижения желаемого результата. А это значит, что для этого нужно быть лидером. После обучения в Harvard вам не захочется быть просто винтиком в большой корпоративной машине – вам будет необходима самостоятельность, ответственность и соответствующее ей вознаграждение.

Неакадемическая жизнь.

В Harvard достаточно высокая нагрузка и студенты стараются искать способы совмещать учебу, поиск работы, общение друг с другом и просто личную жизнь. Но в итоге каждый находит наиболее подходящий для себя баланс: кто-то оканчивает школу с отличием (лучшие 5% потока получают звание Baker Scholar), а кто-то просто отлично проводит время. Есть, конечно, уникальные личности, которым, как кажется, удается все сразу, – на самом же деле это только иллюзия. Трудоустройство занимает много времени, если только вы не решили, что после окончания школы возвращаетесь к прежнему работодателю. В случае если вы захотите летом попробовать себя в новой области деятельности, то вам тоже придется посуетиться для того, чтобы найти место для стажировки.

Огромным преимуществом Harvard является то, что сюда приезжают практически все работодатели, которые в принципе заинтересованы в обладателях степени МВА. Поэтому нужно активно ходить на презентации, готовиться к кейс-интервью, читать информацию о компаниях – и все это при неуменьшающейся учебной нагрузке, поскольку пропускать занятия нельзя. Но в итоге все находят хорошую работу, хотя и не все могут сразу воплотить свои мечты – конкуренция между студентами программ MBA, желающими работать в популярных сферах (фонды прямых инвестиций, венчурные фонды и хедж-фонды), все же очень велика.

Социальная жизнь здесь также достаточно богатая – от клубов по интересам до обычных вечеринок. Я играл в хоккей. У нас были команды двух уровней, и мы часто встречались с командами других бизнес-школ на турнирах. Здесь-то, кстати, и появляются настоящие друзья, общение с которыми продлится всю жизнь.

Отдельно хочется упомянуть об огромном разнообразии гостей, приезжающих с лекциями на кампус: от исполнительных директоров компаний и банков до ведущих политиков. Я не думаю, что по этому показателю с Harvard может сравниться какая-либо другая школа, потому как сеть гарвардских выпускников действительно очень обширна и активна.

Работа и будущее.

После получения диплома я собираюсь работать в инвестиционно-банковском департаменте Morgan Stanley в Лондоне. Я планирую активно взаимодействовать с Россией и, когда получу достаточный опыт работы за рубежом, хотел бы вернуться в Москву. Я уверен, что мне предстоит еще много испытаний, и я не раз смогу проверить, чему и как научился в Harvard Business School.

Краткие факты о Harvard Business School

 

  • Школа обладает международной сетью исследовательских центров, занимающихся вопросами лидерства: California Research Center (Пало-Альто), Asia-Pacific Research Center (Гонконг), Latin America Research Center (Буэнос-Айрес), Japan Research Office (Токио), Europe Research Center (Париж). Данные исследований публикуются в том числе в Harvard Business Review, одном из самых влиятельных изданий в области управления
  • За последние несколько лет школа запустила ряд новых учебных курсов, в числе которых Building Businesses in Turbulent Times, Designing Organizations for Performance, Dynamic Markets, Field Study Seminar: Evaluating the Entrepreneurial Opportunity, Analytical Methods for the Vigilant Leader, International Managerial Finance, Managing in the Financial Information Environment, Social Marketing, Leadership in a Multi-cultural World: Building Relational Competence through Self-Knowledge, Managing Health Care Technology & Operations
  • Приемная комиссия Harvard придерживается политики, называемой «need-blind». Одно из правил школы гласит, что «отсутствие у поступившего кандидата средств для оплаты образования не должно быть препятствием для обучения на программе МВА». Каждому новому слушателю высылается подробная информация по возможностям кредитования
  • Обучение в HBS строится на анализе кейсов, 30% из которых ежегодно обновляются. В среднем за два года каждый слушатель программы МВА изучает 500 кейсов
  • Ежегодные поездки, связанные с развитием карьеры, обычно приходятся на период зимних каникул. В числе мест назначения: Майами, Сиэтл, Бостон, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Остин, Лондон, а также Индия, Израиль и другие страны Азии. Все поездки организуются и проводятся студенческими клубами, в том числе и Eastern European Association, сотрудничающей с компаниями стран Восточной Европы и СНГ
  • Выпускники Harvard чаще всего находят работу в сфере консалтинга (31%), финансов (27%), маркетинга и продаж (16%), общего менеджмента (10%), развития бизнеса (4%)
  • Сообщество Harvard Alumni Network включает более 65000 выпускников из 130 стран мира, 38000 из которых подтвердили свое желание оказывать поддержку в развитии карьеры слушателям бизнес-школы и ее недавним выпускникам
  • Благодаря работе службы по развитию карьеры слушатели Harvard MBA находят себе место для прохождения стажировки во многих странах мира, в том числе в Латинской Америке (2%), Европе (9%) и странах Азиатско-Тихоокеанского региона (6%)
  • В бизнес-школе действуют более 70 студенческих клубов по профессиональным, социальным и религиозным интересам, а также есть спортивные команды по баскетболу, гольфу, хоккею, гребле, регби, легкой атлетике, лыжному спорту, сквошу, теннису, триатлону и волейболу

 

Комментарии Фейсбук Вконтакте