Отзыв об учебе в Haas School of Business at UC Berkeley

Дата публикации 09.09.2015

Haas School of Business at UC Berkeley

Ирина Рыженкова, выпускница программы full-time MBA 2007 года

Ирина Рыженкова, выпускница программы full-time MBA 2007 года

В Haas считается, что человек не должен ограничивать кругозор бизнес-дисциплинами, и его интерес к другим областям приветствуется и поддерживается.
 
На то, как складывалась моя карьера до поступления в бизнес-школу, жаловаться не приходилось. Но в определенный момент я задумалась, а действительно ли я занимаюсь тем, чем хотелось бы. В тот момент я работала в финансах и не чувствовала себя достаточно органично в сфере своей деятельности. Несмотря на то что передо мной открывались неплохие перспективы роста, я ощущала, что этот путь не приведет меня к тому месту в жизни, которое мне было бы интересно занять через десять лет. Я рассматривала программу MBA как средство для расширения персональных горизонтов и открытия новых возможностей.
 
С самого начала выбор вариантов бизнес-образования для меня ограничивался программами формата full-time в школах из мировой «десятки» лучших, проводимых в Америке. Именно они предлагают курсы, созданные для студентов, которым нужна помощь в финансировании обучения: дают займы на обучение без поручителей и обычно располагают стипендиальными фондами для наиболее талантливых или наиболее нуждающихся в помощи студентов. Если вы представите себе, что школа готова предложить вам и любому студенту, зачисленному на программу (их число может составлять 800-900 человек в больших учебных заведениях вроде Harvard и Wharton), помощь в размере $100-150 тыс. за два года на обучение и проживание только на основании того, что вы поступили в нее, - это говорит много об уверенности школы как в процедуре отбора студентов, так и качестве образования. Я полагаю, что именно такие школы - лучший выбор с точки зрения возврата инвестиций. Иначе зачем тратить столько же времени и платить сравнительно такое же количество денег за учебу в заурядной школе, которая не дает уверенности в том, что полученное образование поможет достичь поставленных целей и найти работу мечты?
 
Еще одним параметром отбора для меня был размер курса в бизнес-школе. Для меня была важна культура школы - я верю, что в небольших классах (Haas и Tuck набирают по 250 человек в год) создается наиболее благоприятная обстановка для обмена опытом и сотрудничества, в которой слушатели не конкурируют, а помогают друг другу. Мое персональное окружение для меня всегда было важной частью жизни и мне хотелось попасть в «семейную» атмосферу, чтобы сохранить внутренний комфорт и использовать это время для максимального раскрытия себя в обстановке понимания и поддержки. Каждый человек испытывает стресс, приезжая в другую страну на долгое время и начиная новое дело. Жесткая атмосфера конкуренции с одноклассниками, ощущение некоторой «потерянности» на большом потоке, которые имеют место в крупных учебных заведениях, не выглядели привлекательным выбором для меня.
 
Программа в бизнес-школе Haas при University of California at Berkeley идеально подходила мне, и я счастлива, что я пошла учится именно в эту школу, отдав ей предпочтение перед Stanford и Tuck, куда меня тоже приняли.
 
Поступление отняло не столько много сил, сколько времени. Если быть точным, на подготовку к подаче документов потребовалось три года. Внутреннее ощущение подсказывало мне, что при поступлении в лучшие школы необходимо сдать тест GMAT не хуже чем на 650 баллов - лишь в этом случае мою кандидатуру будут рассматривать всерьез. У меня были очень интересные биография и опыт работы, которые, я была убеждена, понравятся комиссии. Однако мысль о том, что «нельзя произвести первое впечатление со второго раза», вела меня к намерению «бить наверняка» и подавать документы только тогда, когда я смогу показать результат GMAT выше 650 баллов. Некоторое время у меня занял процесс «борьбы за 650+» по GMAT - мои друзья шутили, что Ирина, похоже, всерьез увлеклась шахматами и ходит везде с книжкой с названием «Джи-Мат». Как только я получила нужный балл, я подала документы в пять школ, три из которых меня приняли.
 
Первый семестр в бизнес-школе - довольно большой стресс, и не только по причине учебных нагрузок, которые действительно велики. Вы переезжаете в другую страну, не знаете ее традиций, культуры, образа жизни. Каждая, казалось бы, мелочь требует эмоциональных сил и времени. Скажем, разобраться как работает система здравоохранения в Америке - это нетривиальная, но необходимая задача. Процесс узнавания новой страны - захватывающий опыт, но учебная и внеучебная программы в бизнес-школе настолько насыщены, что успеть сделать все в первые месяцы очень сложно.
Программы MBA в Америке нацелены на очень интенсивное накопление знаний студентом, что требует большого напряжения и концентрации. Haas не исключение в этом смысле. Кроме того, для студентов, получивших первое образование в России, оказывается необычным, что американская система обучения во многом ориентирована на общение между студентами в классе. В ходе этого процесса профессор выступает как фасилитатор. Обычно 25% оценки за предмет выставляется на основании активности на занятиях. Ожидается, что студенты, приезжающие в школу из разных стран и имеющие опыт работы в разных отраслях, будут описывать интересные случаи из своего профессионального и жизненного опыта, что позволит начать дискуссию и оживит занятие. Привыкнуть к этой системе удается не сразу, поскольку в российской системе образования слишком сильны традиции отношений «профессор-студент», когда первый рассказывает, а второй - слушает.
 
Люди приходят в бизнес-школы с разными целями. В большинстве случаев они надеются открыть для себя новые карьерные перспективы. Однако многие студенты недооценивают необходимость начинать поиск «работы своей мечты» с первых же дней учебы - а как раз это повышает шансы такую работу получить. В идеальном случае студент устраивается на летнюю практику (между первым и вторым годами обучения) в компанию, которую он рассматривает как желаемое место работы после окончания школы. Успешный опыт стажировки обычно приводит к получению предложения о постоянном трудоустройстве в самом начале второго года программы. Может звучать неожиданно, но уже через календарный год после начала учебы студенты нередко получают предложение о хорошей работе - то есть почти за год (!) до присуждения степени. Со стороны такой путь может казаться очень легким: поступил - прошел стажировку - получил постоянную работу. Однако не стоит забывать, что за каждой успешной историей, которая подпадает под этот сценарий, стоят сотни часов напряженной работы в различных направлениях в течение первого года обучения и летней практики.
 
Очень важным фактором, позволившим мне определить приоритет многочисленных задач во время учебы, была мысль, что «я здесь не ради отличных оценок и не ради документа об окончании престижного заведения». Моей первоочередной целью было найти интересную работу и добиться того, чтобы вложенные силы, время и деньги оправдали себя.
 
Как правило, люди, которые поступают на программу MBA, в силу опыта уже достаточно хорошо знают свою профессиональную область - финансы, маркетинг или какую-нибудь еще. Ценность образования в бизнес-школе состоит в том, что студенты изучают все базовые дисциплины бизнеса и имеют возможность углубить знания в узких специализированных областях их профессиональных интересов. По моему мнению, если вы приходите в Haas с экспертными знаниями в одной из сфер бизнеса, то количество новой информации, которую вы получите в школе, достигнет около 90%. Плюс к этому, студентам Haas можно взять несколько курсов по выбору на абсолютно любую тему в University of California at Berkeley - одном из трех лучших университетов мира. В Haas считается, что человек не должен ограничивать кругозор бизнес-дисциплинами, и его интерес к другим областям приветствуется и поддерживается. Haas является одной из трех школ с лучшими программами по предпринимательству в мире. Это - логичный результат того, что интерес студентов к новым идеям приветствуется учебным заведением. Если, скажем, я хочу организовать компанию, занимающуюся ландшафтным дизайном, я могу взять уроки по искусствам, икебане и так далее, не оплачивая их дополнительно. Так как University of California at Berkeley - это государственное учреждение, то студенты бизнес-школы Haas, являющейся частью университета, имеют возможность получить доступ ко всем ресурсам вуза без дополнительной платы. Надо ли говорить о том, что большинство слушателей программ MBA охотно этим пользуются. Я знаю слушателей Haas, которые посещали занятия по журналистике, дизайну и даже теории авиации. Это выгодно отличает Haas от других школ, где тоже можно брать любые предметы вне программы бизнес-школы, но за дополнительную плату. Я, например, в течение трех семестров ходила на занятия по французскому языку.
 
Сейчас могу с уверенностью сказать, что «лишних» знаний, по крайней мере в том, что касается бизнес-образования, не бывает. На данный момент я занимаюсь корпоративной стратегией. Мне периодически приходится сталкиваться с вопросами, которые требуют знаний по всем изученным в школе дисциплинам. Все курсы в большей или меньшей степени релевантны задачам, которые я решаю сейчас. Я считаю, что программа MBA дает уникальную систему знаний для работы, требующей понимания комплексных задач в самых разных аспектах бизнеса.
 
Еще одна важная особенность Haas - это возможность совмещать учебу с работой на кампусе в качестве graduate student instructor (GSI) - человека, помогающего преподавателю проводить занятия со студентами, или reader - человека, который читает студенческие работы и выставляет за них оценки. Эта работа оплачивается, более того, слушатели получают tuition relieve - «скидку» со стоимости обучения. За каждый семестр, в котором студент работает на университет на одной их таких позиций, плата за обучение становится меньше примерно на 25%. Насколько я знаю, в других школах также применяется подобная система. Тем не менее, она редко используется, так как не отработан механизм предоставления подобных обязанностей слушателям программ MBA. В Нааs около 35% студентов работают во время учебы в качестве GSIs или readers.
 
Скажу еще несколько слов о круге общения слушателей бизнес-школы. Я уже упоминала о том, что для меня этот фактор представляется принципиально важным. На моем курсе в Haas были студенты из более чем сорока стран мира. Личный опыт, который эти люди приносят в класс, дает не меньше, а местами даже больше, чем слова преподавателей. Преподаватели не расскажут о том, как живут люди в тех странах, откуда родом студенты, и зачастую о том, как в них ведется бизнес. К примеру, когда на занятиях разбирается какая-то бизнес-проблема, то в ходе дискуссии можно сразу же узнать, в каком виде она существует в разных регионах мира и какие шаги предпринимаются для ее решения. Кроме того, в неформальных беседах с одноклассниками из разных регионов мира можно получить ответ на любой вопрос о культурах, традициях и особенностях жизни в разных странах. Скажем, если вы хотите узнать об особенностях продажи автомобилей в Бразилии или о влиянии культурной революции на киноискусство в Китае, вам потребуются многие часы на поиск информации, при этом она будет в большинстве случаев академичной, книжной. У нас же на курсе были студенты, которые рассказали нам об этом так, как если бы они общались со своими близкими друзьями. Кроме того, если вы захотите поехать в ту или иную страну в путешествие, то с помощью одноклассников вы получите возможность открыть для себя мир по-новому. Учеба заканчивается, а сеть знакомств остается - это дополнительная ценность, которую вы приобретаете во время обучения в бизнес школе. Насколько я знаю, выпускники MBA в 80% случаев находят работу именно через подобную сеть.
 
На мой взгляд, люди, которые приезжают учиться в бизнес-школу, очень часто делают три ошибки. Во-первых, они недостаточно рано и недостаточно серьезно начинают заниматься поиском работы. Во-вторых, они не очень хорошо представляют себе, чем бы хотели заниматься после бизнес-школы и что нужно делать, чтобы этого добиться. В-третьих, они не всегда умеют адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны, чтобы работать над максимальным использованием первых и концентрироваться на усилении вторых.
 
Еще в начале учебы я знала, что хочу работать в американской компании с глобальными бизнес-операциями, чтобы в перспективе иметь возможность перевестись в ее российский офис. Я старалась избегать трех ошибок, названных выше. Я достигла успеха в поиске именно той работы, которую хотела иметь, и открыла для себя новые перспективы. Разумеется, степень MBA была не единственным фактором в этом, однако ее важность я не стала бы преуменьшать. Так, устроиться на летнюю практику, а позднее и на постоянную работу именно в желаемой компании и именно на желаемой позиции мне удалось благодаря в некотором роде уникальному сочетанию - кандидатской диссертации по полимерной химии (я работаю в американской химической компании) и степени MBA. Без чего-то одного из этого, думаю, мне трудно было бы достичь желаемого. Мой совет студентам программ MBA и людям, рассматривающим бизнес-образование как следующий шаг в своей карьере: ищите в себе уникальные преимущества, развивайте их и, главное, не упускайте из вида цель и идите к ней.
Комментарии Фейсбук Вконтакте