Отзыв об учебе в Chicago GSB

Дата публикации 09.09.2015

Елена Клаас, выпускница бизнес-школы Chicago GSB.

Chicago GSB имеет репутацию школы, дающей отличное образование в области финансов. Это один из основных источников, поставляющих ценные кадры на Уолл-cтрит. Однако помимо сильнейших преподавателей по финансам в школе очень много профессоров, сильных в экономических дисциплинах. Еще одно активно развивающееся направление деятельности школы - предпринимательство. Возможность комбинировать знания, полученные от лучших профессоров этих областей, является уникальной.

Я считаю, что лучшей школы в абсолютном понимании нет. При выборе стоит оценивать не только объективные факты, но также принимать во внимание большое количество субъективных. Влияние на решение может оказать даже климат местности, в которой располагается учебное заведение. Я считаю, что для каждого из нас есть своя лучшая школа. Для меня - это Chicago Graduate School of Business.

Мне не хочется цитировать официальные источники, говорящие о количестве нобелевских лауреатов, прославивших бизнес-школу; о потрясающих профессорах и их вкладе в развитие мировой науки; о выпускниках, которые достигли большого успеха, но всегда возвращаются в школу посоветоваться с преподавателями и поделиться опытом со слушателями. Всю эту информацию вы сможете найти на официальном сайте школы. А я расскажу о том, почему Chicago GSB - лучшая школа для меня.

При выборе учебного заведения я, в первую очередь, ориентировалась на специализацию, приоритеты и атмосферу, или культуру, школы.

Что касается специализации, то я хотела изучать финансы. При данном условии некоторые школы по определению представляют больший интерес, чем другие. Chicago GSB, безусловно, занимает лидирующую позицию в области финансов. В разных рейтингах Chicago GSB занимает разные места, но на самом первом этапе - это не самый важный критерий.

Как и большинство людей, планирующих поступать в бизнес-школу, я ходила на презентации разных учебных заведений и общалась с их представителями. Chicago GSB отличалась от многих других школ тем, что в ее презентации акцент делался на знаниях, которые можно получить, а не на внеклассных мероприятиях. Возможно, дело в удачном маркетинге в конкретном году, но для меня это стало важным, так как я ожидала от школы именно этого.

Но решающим фактором, пусть даже субъективным, стали люди. Еще в Москве у меня была возможность встретиться с представителями приемной комиссии, выпускниками школы и ее слушателями. Еще до того, как я приехала в Чикаго «познакомиться» с университетом, у меня возникло ощущение, что это те люди, с которыми мне хочется сидеть в одном классе, делать вместе проекты, отмечать сдачу экзаменов, открывать новые страны и континенты. Позже, когда я приехала в Chicago GSB, это ощущение только усилилось. А еще мне повезло попасть на лекции к двум замечательным профессорам. Тогда я поняла, чем отличается эта школа от школ, в которых я училась раньше: здесь учат смотреть абсолютно по-новому на вполне знакомые вещи.

Помимо всего прочего школа привлекала свободой выбора. Я люблю выбор, а Chicago GSB - это та школа, в которой выбор ограничен только желанием выяснить, «а что еще можно?». Курсы, преподаватели, расписание, нагрузка - это все в Chicago GSB зависит только от воли слушателя.

Проучившись год, я могу смело сказать, что ни по одному из этих пунктов разочароваться мне не пришлось. А еще очень важно помнить, что, как только появляется уверенность в том, какая именно школа ваша, становится намного проще убедить в этом других, в первую очередь - приемную комиссию.

Непосредственно про приемную комиссию и особенности поступления в Chicago GSB говорить сложно, так как в настоящий момент этот процесс претерпевает некоторые изменения. Мне всегда казалось, что помимо обязательных качеств больше, чем в других школах, в Chicago GSB ценятся честность и открытость. С мая 2005 года приемную комиссию возглавляет новый сотрудник, ранее возглавлявший приемную комиссию в Wharton. Повлияет ли это на критерии отбора студентов, я не знаю. Но то, что вносятся некоторые изменения в сам процесс поступления, это точно.

Учебный год в Chicago GSB состоит из четырех четвертей: осень, зима, весна и лето. Традиционно летом занятия проводятся в основном для студентов вечернего отделения, в то время как студенты дневного отделения (full-time) проходят летнюю практику. Для получения степени MBA необходимо изучить 21 курс. Как правило, в четверть можно освоить 3-4 курса, хотя если есть желание изучить пять, то это тоже возможно.

В Chicago GSB действительно полная свобода выбора. Честности ради нужно отметить, что 10 курсов из тех, которые нужно изучить для получения диплома, все-таки относятся к обязательным областям. Тем не менее в каждой из обязательных областей существует набор предметов, из которых надо выбрать один, в зависимости от уровня подготовки или желания специализироваться в какой-нибудь области. Зато оставшиеся 11 дисциплин могут быть абсолютно любыми, это зависит только от ваших интересов и требований. При этом выбирать можно не только из курсов, предлагаемых бизнес-школой, но и из предметов, предлагаемых другими подразделениями The University of Chicago.

При определении, какие именно курсы брать, как и во многом другом, Chicago GSB дает возможность выбора. Есть курсы, построенные на изучении кейсов, есть курсы теоретической направленности. Есть базовые финансовые курсы, рассчитанные на студентов, которые впервые слышат о финансах, и есть сложные курсы, ориентированные на студентов с многолетним опытом работы в банковском секторе. Есть преподаватели, которые занимались исключительно наукой, есть преподаватели с огромным практическим опытом работы, которые и в настоящее время периодически работают с компаниями, помогая им решать сложные вопросы бизнеса.

Есть и абсолютно уникальные предметы. Один из них - визитная карточка Chicago GSB. Курс называется LEAD. Это единственный обязательный курс для получения степени МВА. В его основе лежит изучение основных принципов эффективного общения в бизнес-среде. Его уникальность заключается в том, что его ведут студенты, которые с помощью профессоров сами разрабатывают отдельные модули и читают лекции.

Хочется также отметить курс «Лаборатория управления» (Management Lab). Он проводится в форме консультационного проекта: группа студентов выполняет реальный проект в компании, часто за пределами США. Например, слушатели в этом году работали в России, а в прошлом - в Индии. Это потрясающая возможность получить опыт реальной работы, очень полезный с профессиональной точки зрения.

Преподаватели хорошо понимают, что к чистой теории слушатели относятся немного недоверчиво, поэтому внимательно следят за событиями на рынке и приглашают специалистов, работающих в бизнесе. Один из лекторов пришел на занятия с такими словами: «Я получил эти данные вчера вечером (курс читался в субботу) - руководство их еще не видело. Я хочу услышать, что вы думаете о них». Менеджеры приходят, делятся опытом, с нетерпением ждут вопросов, затрагивающих аспекты, о которых они еще не успели подумать, и с уважением выслушивают мнения студентов.

В Chicago GSB все построено на уважении. Профессиональный успех преподавателя определяется его научной работой. Несмотря на то что каждый курс по завершении оценивается по ряду параметров, на карьеру профессора по большому счету это сильно не влияет. Тем не менее меня поразило, насколько сильно преподаватели хотят донести знания до студентов. При таком отношении у самих студентов помимо желания «научиться» возникает еще и желание «не подвести». Студентам нет смысла работать только «на оценку», так как в Chicago GSB действует система Grade Non Disclosure - политика неразглашения оценок.

В 2004 году в Chicago GSB был открыт новый корпус. В нем объединены несколько административных подразделений, и теперь практически все необходимые ресурсы находятся под одной крышей. Это особенно удобно зимой, когда без повода на улицу выходить все-таки не очень хочется. Классные комнаты оборудованы в соответствии с последним словом техники. На одном из тренингов приглашенный преподаватель признался, что читать лекцию в таком зале в свой день рождения (а у него он был именно в тот день) - лучший подарок.

В Chicago GSB считается, что лучше всего знают, что именно нужно студентам, они сами. До 2005 года слушатели участвовали в деятельности приемной комиссии. Если вам кажется, что в школе чего-то не хватает, ваша инициатива будет только приветствоваться. В рамках мероприятий, организуемых студенческими группами, в университет приглашается большое количество спикеров, которые освещают темы, интересные именно слушателям школы.

Студенческие группы, как и следует ожидать, формируются в зависимости от интересов - профессиональных и непрофессиональных. Если вам вдруг кажется, что нет группы, соответствующей вашим требованиям, вы можете ее создать. Будет только необходимо убедиться, что вы - не единственный, кому интересен тот или иной предмет (заручиться поддержкой других студентов), и объяснить цель создания группы (предоставить миссию и план мероприятий на следующие две четверти).

Очень яркими событиями в студенческой жизни прошлого года были конференции, организованные «культурными» группами, с потрясающим уровнем участвующих спикеров. Например, состав спикеров конференции, организованной латиноамериканской группой, включал в себя бывшего президента Боливии, финансового директора одной из крупнейших нефтяных компаний Латинской Америки и главу Global Investment Banking корпорации Citigroup.

За некоторыми группами, существующими в течение определенного времени, закреплены уже ставшие традицией университета мероприятия. Так, бельгийские студенты ежегодно организуют вечеринку на Хэллоуин. Становясь лучше из года в год, она по праву считается одним из самых ярких событий года.

Наиболее яркие ежегодные мероприятия: Golden Gargoyles - церемония вручения премий (статуэток Gargoyles) за созданные студентами фильмы, проводимая по всем законам подобного мероприятия - с красным ковром, вечерними платьями и репортажем в прямом эфире; Winter Formal - зимний бал, собирающий всех студентов; благотворительный аукцион, на котором можно купить билет на концерт U2, право на встречу с Уорреном Баффетом (Warren Buffet), игру в гольф с деканом, ужин у профессора дома или фото с тремя нобелевскими лауреатами, выпускниками The Chicago University; Follies - представление, организуемое студентами и являющееся чем-то средним между КВН и самодеятельностью, в котором на одной сцене бок о бок танцуют и поют профессора, администрация и студенты; показ моды, демонстрируемой профессором, который пару часов назад читал тебе лекцию... Всех мероприятий не описать и не перечислить. К ним добавляются еженедельные вечеринки TNDC (Thursday Night Drinking Club) и LPF (Liquidity Preference Function) - те, что проходят раз в две недели.

О неформальной стороне студенческой жизни Chicago GSB говорить совсем сложно. Если «формальный» процесс ограничен желанием получать знания, за пределами школы выбор ограничивается только фантазией. Бары, ночные клубы, кино, театры, концерты, спортивные мероприятия: хоккей, бейсбол, баскетбол, многочисленные выставки и фестивали - все это далеко не полный список способов времяпрепровождения в Чикаго.

Что касается карьеры, то в условиях продолжающегося роста экономики все больше организаций ищут сотрудников через школу, а те компании, которые традиционно проводят интервью на кампусе, нанимают все больше людей. Безусловно, ничто не дается без усилий, но ресурсы в виде информации, консультаций, семинаров намного облегчают получение любой работы. Насколько долго продержится такой спрос на выпускников программ МВА, не известно, но опасений, что в ближайшие несколько лет что-то существенно изменится, пока нет.

РАЗОДРАТЬ НА ЦИТАТЫ

1.Чем объясняется то, что Вы выбрали американскую/европейскую школу?

При выборе между американскими и европейскими школами для меня важным критерием оказалась именно длительность программы. Я считаю, что летняя практика - это уникальная возможность попробовать себя в какой-то новой области, закрепить уже полученные в течение первого года знания, и, проанализировав все, каким-то образом скорректировать будущий процесс обучения.

2.По какому принципу Вы выбирали регион обучения?

После того, как мной был сделан выбор в пользу американских школ, о географии я уже думала меньше. Меня немного отпугнуло отсутствие кампуса как такового в некоторых школах. Я считаю, что «своя территория» в школе очень важна. Когда все находятся на достаточно четко очерченном пространстве, во-первых, удобнее координировать работу, а, во-вторых, создается более сильное ощущение «комьюнити».

3.Насколько сильно Вы ориентировались на рейтинги? Как Вы теперь оцениваете, подтвердила ли Ваша школа свое место в рейтинге?

Я ориентировалась на рейтинги на уровне: «входит или нет школа в топ-десять».В остальном я считаю, что рейтинги достаточно условны, так как опыт в конкретной школе конкретного человека все равно будет отличаться от среднестатистических показателей. Так как в каждой школе есть профессора блестящие и хорошие, то разница может быть просто обусловлена курсами, которые человек берет в школе.

К тому же все школы в «десятке» очень разные, поэтому после того как был очерчен круг потенциальных школ, в которые в моем понимании мне имело смысл поступать, я просто смотрела, какая школа больше подходит именно мне.

4.Что интересного удалось узнать от выпускников интересовавших Вас школ?

Самое главное - удалось немного почувствовать атмосферу в школе и, выделив какие-то общие качество, примерно оценить, каких людей школа «любит», а значит, какие люди будут вокруг. Говорили о форме обучения, о любимых преподавателях, о выборе школ, о том, где жить и что делать в свободное от учебы время. Выпускники Чикаго всегда готовы отвечать на любые вопросы и всегда готовы оказать поддержку - традиция у нас такая.

5.Сколько времени у Вас ушло на подготовку к тестам при поступлении?

TOEFL мне сдавать было не нужно, потому что я окончила американский университет (Московский Университет ТУРО), преподавание в котором осуществлялось на английском языке. К GMAT я готовилась около 2 месяцев. Ходила на курсы подготовки в Pericles. Эти курсы мне очень помогли, и вообще я считаю, что у них очень хорошо разработана программа, которая позволяет улучшить результаты, понять суть того, что спрашивают, в то же время не углубляясь в дебри математики или тонкости литературы и лингвистики.

6.Что самое сложное в GMAT? На что Вы обращали особое внимание при подготовке к GMAT?

Самое сложное - ограничение по времени и стресс. При подготовке необходимо приучать себя проходить тест без перерывов и в условиях ограниченного времени. Помните, что если ваши результаты будут хорошими (то, к чему вы стремитесь), то задачи будут сложнее и требовать больше времени для решения, а на вербальную часть сил останется еще меньше.

7.Сколько времени у Вас ушло на сбор всех необходимых документов?

Документы собирать не сложно. Конечно, нужно заранее позаботиться о рекомендациях. Перевод диплома - вопрос нескольких дней максимум. Я заверяла дополнительно перевод в Академии, но в большинстве случаев это не обязательно.

8.Были ли сложности с получением визы, другими организационными вопросами?

У меня достаточно долго делалась Форма I-20. Поскольку я поступила в третьем раунде, то с этим были связаны кое-какие накладки по времени, но в результате все закончилось благополучно. Совет - не затягивать с документами. В посольстве проблем не было. Главное - не нервничать, но ответы на все стандартные вопросы лучше знать.

9.Чем Вы пользовались при подготовке к поступлению (литература, интернет и т.д.)

Для меня было очень полезным посещение различных мероприятий, направленных на поступающих студентов. Как правило, на таких мероприятиях всегда есть представители школы, которые могут ответить на любые самые конкретные вопросы. Очень полезными для меня были встречи с выпускниками и студентами школ.

10.Как Вы убедили своего работодателя (руководителя) написать Вам рекомендацию (если это имело место)?

В моем случае проблем с рекомендациями не было. Я просила рекомендации у моих супервайзеров, которые достаточно долго со мной работали в одной команде. Не смотря на то, на всех презентациях школы и в любом описании процесса подачи документов на МВА, говорят о том, что главное - чтобы рекомендации были от людей, которые могут о вас сказать, большинство все равно пытаются заполучить рекомендации с как можно более «высокопоставленными» подписями. Наверное, утверждать, что должность рекомендующего совсем не имеет значения, неправильно, но мой пример - доказательство того, что это не обязательно.

11.В какой степени Вы сами участвовали в написании Вам рекомендаций?

Я не участвовала ни в какой степени и настоятельно рекомендую приложить максимум усилий к тому, чтобы вам не пришлось тоже. В крайнем случае, можно написать что-то вроде плана, но попросить рекомендующего, что очень важно, чтобы он сам написал рекомендацию.

12.Как Вы проходили интервью? Какой способ прохождения интервью, по-вашему, оптимальный?

У меня было два интервью, оба в Москве, оба с выпускниками школ. Одно интервью было в обеденный перерыв, другое после окончания рабочего дня. Вариант полететь в Америку на интервью я даже не рассматривала. Мне кажется, с выпускниками, которые живут в России, интервьюироваться несколько проще, потому что понятие «культурных различий» все-таки существует.

13.Какие ответы на вопросы интервью Вы готовили заранее? Как Вам это помогло?

На оба интервью я ехала, зная, с кем я буду общаться. Важно помнить, что высока вероятность того, что выпускники, которые приходят на мероприятия, организуемые школой, и есть выпускники, проводящие интервью. Помогает ли сам по себе факт того, что вы где-то виделись, при поступлении в школу? Не думаю, но зато он безусловно уменьшает количество неожиданностей на интервью, что уже важно.

14.Были ли в интервью сложные или неожиданные вопросы, ответить на которые сразу было непросто? Как Вы отвечали на такие вопросы?

У меня был один вопрос, который поставил меня в тупик. Я просто совсем не поняла, какой ответ от меня ожидают услышать. Мне повезло - моя фраза, начинавшаяся с «во-первых», оказалась «правильным» ответом, но вполне могла и не оказаться. Поэтому если вы окажетесь в подобной ситуации, не бойтесь переспросить вопрос, уточнить, перефразировать. Отвечать не на вопрос, который был задан, намного хуже.

15.Что Вы почувствовали сразу по окончании интервью?

Я была очень уставшей. Москва. Четверг рабочей недели 9 часов вечера. Было тяжело улыбаться, разговаривать и пытаться что-то анализировать. Раньше в Чикаго срок подачи документов бы позже интервью, поэтому мне еще предстояло дописывать эссе, собирать недостающие бумаги.... А в тот вечер хотелось просто спать

Комментарии Фейсбук Вконтакте